на главную страницу

20 Июня 2006 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Вторник

Контрактная служба в зеркале социологии

По материалам Социологического центра Вооруженных Сил РФ.



Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации в феврале и апреле 2006 г. проводился опрос военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее – добровольцев), в том числе в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности. Основной целью мониторинга было изучение условий, благоприятствующих заключению контрактов на прохождение военной службы с гражданами Российской Федерации.
  Было исследовано мнение 745 граждан, пребывающих в запасе, проживающих на территории всех военных округов и состоящих на воинском учете в 19 военных комиссариатах субъектов Российской Федерации. Полученные в ходе исследования данные сравнивались с результатами мониторинга в 2004 и 2005 годах.
  Анализ и сравнение результатов, полученных в ходе исследований, позволили сделать ряд выводов, с которыми «Красная звезда» хочет ознакомить читателей.

     Военные социологи отмечают, что Россия в нынешних условиях должна иметь сильную, вооруженную современной техникой армию, способную адекватно реагировать на существующие внешние и внутренние угрозы военной безопасности государству.
     Так считают почти 80% граждан, пребывающих в запасе. Этот показатель остается стабильно высоким, осенью 2005 года так считали 76% респондентов этой категории. Это является важным социально-психологическим побудительным фактором для военной службы.
     Вместе с тем первостепенным условием обеспечения привлекательности военной службы признается обеспечение достойного материального положения военнослужащих.
     Вторым по значимости условием респонденты считают решение жилищной проблемы военнослужащих. Не менее важным является сам факт перехода ряда соединений и частей к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
     В то же время на фоне ряда событий, связанных с происшествиями и преступлениями в Вооруженных Силах, наблюдается тенденция повышения роли укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины как одного из основных условий, позволяющих обеспечить привлекательность военной службы.
     Немаловажной признается и проблема создания достойных условий службы для военнослужащих. Особенно акцентируется внимание на условиях проживания и возможности проведения досуга.
     Еще один вывод говорит о том, что военная служба по контракту рассматривается респондентами как перспективный род профессиональной занятости, но только в случае создания приемлемых для них условий службы.
     Несмотря на тот факт, что созданные на настоящий момент условия военной службы по контракту пока не позволяют в полной мере обеспечивать качественное укомплектование соединений и воинских частей постоянной готовности, в целом отношение к военной службе по контракту довольно позитивное. Военная служба по контракту остается одной из наиболее предпочтительных форм исполнения конституционного долга по защите Отечества. Почти 40% граждан, пребывающих в запасе, предпочли именно этот вариант ответа, что немного больше, чем в предыдущие годы исследований (см. табл. 1).
     В то же время почти десятая часть респондентов (13%) предпочла бы военную службу по призыву. При этом наиболее приемлемым сроком службы большинством признается срок в 12 месяцев, что совпадает с принятым руководством государства решением.
     Количество респондентов, предпочитающих карьеру офицера, незначительно и не превышает 5%. Институт альтернативной гражданской службы по-прежнему непопулярен, его предпочитают не более 5% от числа всех опрошенных категорий респондентов. И только 11% респондентов заявили, что служить в армии вообще не желают.
     Особо надо выделить еще один серьезный и значимый момент. Респонденты выбирают военную службу по контракту как род деятельности, позволяющий реализовать ряд личных потребностей.
     

     Таблица 1
     
Предпочтения респондентов в отношении форм исполнения воинского долга по защите Отечества (в %)

     
Формы исполнения
конституционного долга
Граждане,
пребывающие в запасе,
октябрь 2004 г.
Граждане,
пребывающие в запасе,
октябрь 2005 г.
Граждане,
пребывающие в запасе,
февраль 2006 г.
Военная служба по контракту383740
Военная служба по призыву102013
Карьера офицера (прапорщика)555
Обучение на военной кафедре855
Альтернативная гражданская служба445
Служить нет желания11811

     

     Наиболее привлекательными в службе по контракту для опрошенных граждан, пребывающих в запасе, являются возможности материального характера, такие как перспектива получения (приобретения) жилья, хороший заработок, получение социальных гарантий и хорошей пенсии. При этом значение указанных факторов имеет тенденцию к постоянному возрастанию.
     Далее следуют возможности военно-корпоративного характера, связанные с принадлежностью граждан к особому виду государственной службы – военной службе. Это личная причастность к защите Отечества с оружием в руках, перспектива овладеть современным оружием и боевой техникой, совершенствование своих моральных и физических качеств.
     Значительную долю респондентов (почти 48%) заинтересовало получение образования в процессе службы или после ее окончания.
     Только около трети респондентов считают, что на службу по контракту кандидаты поступают с целью избежать безработицы и других проблем в жизни, а также приобрести уважение со стороны граждан своей страны.
     Значительное повышение практически всех индексов в 2006 году по сравнению с предыдущими исследованиями говорит о существенном возрастании значимости для респондентов большого числа факторов, способствующих повышению привлекательности военной службы по контракту.
     Еще один вывод. Основную социальную базу для службы по контракту в современных условиях составляют представители малообеспеченных слоев населения, имеющих относительно невысокий уровень доходов и образования, а также выходцы из неполных семей.
     В настоящее время подтверждается предположение о том, что создание приемлемых материальных и социально-бытовых условий для привлечения высокообразованной молодежи для прохождения военной службы по контракту хотя и затруднено, но принципиально возможно, если будут приняты соответствующие социальные меры, направленные на повышение престижа как военной службы в целом, так и Вооруженных Сил в частности. А сейчас военным комиссариатам приходится среди добровольцев в большей степени набирать, чем отбирать.
     Наибольшее количество граждан, желающих служить по контракту, приходится на возрастной период 27—32 года, тогда как большое количество не желающих приходится на 24—26 и 33—35 лет.
     Практика отбора добровольцев для прохождения военной службы по контракту свидетельствует, что социальный состав потенциальных кандидатов, желающих подписать контракт, примерно таков: почти 50% – выходцы из семей рабочих, около 18% – из семей служащих бюджетной сферы (врачи, учителя), 5% – из семей работников сельского хозяйства, 6% – из семей служащих, около 6% – из семей интеллигенции.
     Почти каждый десятый (11%) гражданин, пребывающий в запасе и желающий заключить контракт, воспитывался в неполной семье, еще 5% имели в семьях мачеху или отчима. Среди не желающих служить подобных семей меньше (соответственно 8% и 2%). Молодые люди, воспитывающиеся в полных семьях, менее охотно связывают свою жизнь с армией.
     Среди женатых граждан, желающих служить по контракту, преобладают те, кто имеет одного или двоих детей. Бездетные или многодетные респонденты, как правило, служить идут менее охотно.
     Образовательный уровень респондентов, желающих заключить контракт, характеризуется своей неоднородностью. Результаты исследования показывают, что для граждан, уже имеющих специальность, военная служба менее привлекательна. Для респондентов же, только окончивших школу, служба дает возможность эту специальность приобрести. Таким образом, уровень образования потенциальных кандидатов на военную службу по контракту пока явно недостаточен.
     Более половины опрошенных учились в школе удовлетворительно, имели средний балл аттестата менее 4.0. Но среди желающих служить значительно больше троечников, но меньше отличников и хорошистов. Однако следует учитывать, что формальный уровень образования не всегда совпадает с реальными знаниями, зачастую он значительно ниже.
     СПРАВКА. Средний ежемесячный уровень дохода на одного члена семьи у респондентов, желающих проходить военную службу по контракту, составляет 5.950 руб. Таким образом, существующий уровень денежного довольствия контрактников практически соизмерим с этой суммой и не может являться безоговорочным стимулом для принятия решения в пользу военной службы по контракту.
     Некоторые аспекты исследования заставляют всерьез задуматься. Так, военные социологи вынуждены констатировать: служба по контракту станет более привлекательной в случае реального улучшения социально-экономического и правового положения военнослужащих.

     Почти 51% граждан, пребывающих в запасе, согласились бы служить по контракту в случае создания соответствующих условий. Начиная с июля 2005 г. наблюдается незначительный, но стабильный рост этого показателя (в июле этот показатель составлял 45%, в октябре – 50%). Но все равно это меньше, чем в 2004 году (в сентябре 2004 г. – 56%).
     Принятие ряда мер, направленных на реальное улучшение положения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и прежде всего введение ипотечно-накопительной системы обеспечения жильем и предоставление права военнослужащим на внеконкурсное поступление в вузы после окончания службы по контракту, решение вопроса с оплатой проезда в отпуск членов семей военнослужащих, повысило привлекательность военной службы.
     Вместе с тем относительно низкая привлекательность военной службы по контракту сохраняется в связи с сокращением для военнослужащих льгот и социальных гарантий, а также недоработками в создании социальной инфраструктуры и нормальных жилищных условий для семейных контрактников.
     Военнослужащих, согласившихся подписать контракт, по-прежнему привлекали бы в военной службе ряд социальных гарантий, установленных их социальным статусом.
     В первую очередь это вопросы обеспечения служебным жильем, квалифицированной медицинской помощью. Поэтому если речь идет о повышении престижа военной службы и Вооруженных Сил, то на повестке дня должны стоять вопросы об укреплении социальных гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
     Респондентов тревожит неразвитость социально-бытовой инфраструктуры, которая неприспособлена к новой системе комплектования Вооруженных Сил. В первую очередь свою неудовлетворенность условиями службы высказывают семейные граждане, т.к. для них в настоящее время в частях не предусмотрено строительство семейных общежитий, детских дошкольных учреждений и введение дополнительных рабочих мест для членов их семей.
     Ну и, конечно, немаловажен чисто материальный аспект. Сумма денежного довольствия, получаемого на руки рядовым в частях, переведенных на контрактный способ комплектования, в настоящее время составляет 7–8 тыс. рублей. Хотя эта денежная сумма и превышает среднюю заработную плату в большинстве регионов страны (в 46 субъектах РФ), в которых расположены эти воинские части, но материальные стимулы пока еще не позволяют привлечь лучшую часть молодежи к военной службе по контракту и обеспечить качественный отбор добровольцев (см. рис. 1).
     СПРАВКА. Запросы потенциальных добровольцев по денежному довольствию возросли за последние полтора года в 2,6 раза, а предложения Министерства обороны Российской Федерации – в 1,8 раза.
     Приемлемый уровень денежного довольствия для Министерства обороны Российской Федерации, позволяющий осуществлять отбор кандидатов, по некоторым оценкам, составляет сейчас 11.000—12.000 руб.
     Социологи выявили также интересную тенеденцию: для устойчивого функционирования системы комплектования Вооруженных Сил необходимо не только создание достойных социально-экономических условий для добровольцев, но и решение ряда организационных задач.

     Большое значение при заключении контракта играет воинская специальность, которую добровольцы желали бы освоить в ходе службы в армии.
     Наибольшей привлекательностью у граждан, пребывающих в запасе, пользуются специальности командиров отделений (расчетов, экипажей и т.п.). Кроме того, респонденты предпочитают специальности специального контингента, водителя (механика-водителя), специалиста связи, а также тыловые.
     Очевидно, что привлекательны в первую очередь те специальности, которые позволяют приобрести навыки управления подчиненными, развить физические и волевые качества, накопить опыт деятельности по специальностям, создать в перспективе наиболее благоприятные материальные условия.
     Вектор выбора воинской специальности в системе координат «интеллектуальная сложность воинского труда - физические нагрузки» отклоняется у молодых людей, желающих служить по контракту, в сторону физических нагрузок. Технически сложные специальности пока непопулярны. Подобная ситуация приводит к противоречию между желаниями потенциальных контрактников и потребностями Вооруженных Сил, определяемыми их военно-профессиональной структурой.
     При рассмотрении различных родов войск, в которых респонденты предпочитали бы проходить военную службу по контракту, разброс мнений достаточно широк. Наибольшей популярностью пользуются автомобильные, Воздушно-десантные войска, войска спецназначения и связи. Значительно меньше желающих служить в РВСН, танковых войсках, ракетных войсках и артиллерии. Очевидно, необходимы дополнительные стимулы для повышения привлекательности службы не только в «элитных» войсках, но и в других видах Вооруженных Сил и родах войск, а также более разнообразная и более качественная реклама военной службы.
     При анализе регионов, в которых добровольцы желали бы проходить службу, наблюдается тенденция к нежеланию проходить службу в отдаленных местностях, таких как Заполярье, Забайкалье, Крайний Север. Значительная часть опрошенных военнослужащих (до 40%) хотела бы продолжать службу недалеко от дома, что также вступает в противоречие с потребностями комплектования Вооруженных Сил с точки зрения принципа экстерриториальности. Только 12% респондентов готовы служить там, где того потребуют государственные интересы России.
     Результаты мониторинговых исследований позволяют научно обосновать ряд рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать обеспечению эффективности Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004—2007 гг.
     Во-первых, необходимо оперативно разработать и внедрить в соединениях и воинских частях, участвующих в программе, качественно новые меры материального и морального стимулирования военной службы по контракту. С этой целью:
     - установить более эффективные дисциплинарные и материальные стимулы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включающую систему штрафов за дисциплинарные проступки, в том числе предоставить командирам подразделений право дифференцированно выплачивать надбавку за особые условия боевой подготовки в зависимости от результатов служебной деятельности и состояния воинской дисциплины, а отличившихся воинов премировать дополнительно.
     Во-вторых, осуществить комплекс мер по совершенствованию военно-служебных отношений в воинских коллективах соединений и воинских частях постоянной готовности, переходящих на новый способ комплектования, для чего предусмотреть:
     - закрепить в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в других нормативных документах Вооруженных Сил положения о количестве военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обязанных находиться после окончания рабочего дня, а также в выходные и праздничные дни в воинской части (подразделении);
     - разработать проект положения о сержантском (старшинском) составе Вооруженных Сил с целью придать этой категории военнослужащих дополнительные полномочия и возложить повышенную ответственность за воспитание и обучение подчиненного личного состава;
     - рассмотреть возможность создания механизма реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на заочное обучение в вузах (предоставление времени, материальных средств, оргтехники, создание специализированных компьютерных классов для дистанционного обучения с выходом в Интернет и т.п.);
     - определить порядок прохождения военной службы в других частях военнослужащих, расторгнувших контракт о прохождении военной службы и не выслуживших установленных сроков военной службы по призыву.
     В-третьих, в целях повышения эффективности культурно-досуговой работы, повышения ответственности должностных лиц за обеспечение полноценного быта и досуга добровольцев, действенности информационно-пропагандистской работы по сопровождению программы следует:
     - изучить возможность проведения практического эксперимента в одном из гарнизонов, в котором дислоцируются соединения и воинские части постоянной готовности, переходящие на новый способ комплектования, по использованию элементов базы гарнизонных домов офицеров, солдатских (матросских) клубов для создания культурно-развлекательных комплексов для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включающих в себя: библиотеки с читальными залами, бильярдные, залы просмотра видеофильмов и DVD, залы игровых автоматов, спортивные и тренажерные залы, парикмахерские, бани (сауны), комнаты психологической разгрузки, компьютерные классы, интернет-клубы, помещения для проведения выставок и презентаций, междугородные телефоны, объекты военной торговли, кафе (бары), дискотеки и др.;
     - наращивать в 2006 году в рамках развития Концепции информационно-пропагандистской работы по сопровождению программы, утвержденной министром обороны Российской Федерации, военно-рекламную деятельность в интересах повышения имиджа Вооруженных Сил и привлечения добровольцев в Вооруженные Силы через демонстрацию привлекательных сторон военной службы в создаваемых художественных кинофильмах, видеороликах о военной службе по контракту, показе рекламных сюжетов и передач о жизнедеятельности армии и флота с использованием электронных СМИ: Интернета, центральных и особенно региональных телевизионных и радиоканалов, в том числе возможностей национальной телевизионной компании «Звезда».

     

     На Рис. 1. Средние величины денежного довольствия рядового, проходящего военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности (в руб.)
     


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex