на главную страницу

20 Июня 2006 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Вторник

Виктор СУХОРУКОВ:
«ОСНОВНОЕ МУЖСКОЕ ДЕЛО»

Ирина ПАВЛЮТКИНА,«Красная звезда».



С актером Виктором Сухоруковым на кинофестиваль «Волоколамский рубеж» мы ехали в одном автобусе. За разговором несколько часов пути показались мигом. Думала, что рассказ-интервью напишется «на раз». Дома покопалась в Интернете, посмотрела пару фильмов с его участием, пролистала блокнот, где второпях тогда записывала его ответы-монологи, и… поняла, что буду счастлива, если кто-то начнет писать о Сухорукове книгу. Потому что ни в одной короткой публикации не передать всю палитру его Личности. Это как детский калейдоскоп: чуть тронешь – и новый неповторимый узор. В этом весь актер. Скромный, уютный, простой. Жесткий, самолюбивый, по-детски капризный. Открытая детская улыбка – и грусть во внимательных карих глазах. Не красавец, но Богом данный ему талант то и дело приоткрывает удивительной чистоты и силы образ. Он, как и его Витя Багров – из ставших уже культовыми фильмов «Брат» и «Брат-2», по словам самого же Сухорукова, «понтярщик с виду, а на самом деле «себе на уме». Что интересно, зная, что 10 ноября актеру исполняется звонкие 55 лет, не веришь, как говорится, паспорту. Начав свое восхождение к популярности в сорок, он словно бы остался в этом возрасте расцвета личности. И взошел на пик успеха лишь слегка запыхавшись.

     - Виктор, вас часто называют питерским актером. Вы всегда поправляете: «Я не питерский, я – московский». Хотя большая часть вашей творческой жизни прошла в городе на Неве. А родились вы в подмосковном Орехово-Зуеве. Значит, именно здесь начался актер Сухоруков?
     - В Питере я работал и жил 25 лет. А мои предки были московские люди. Дедушка, овдовев и женившись снова, отправил моего отца, совсем еще мальчика, к теткам в Орехово-Зуево. Этот город стоит на рубеже двух областей – Московской и Владимирской, за ним находился в свое время знаменитый 101-й километр, который увековечил Веничка Ерофеев в «Москва-Петушки». Фабричный город, знаменитые морозовские мануфактуры. И я в нем – актер, артист. (Улыбается.) Пожалуй, о другой судьбе я не думал. С детского сада обожал кукольный театр, представлял кукол живыми людьми. И позже – в школе, в пионерском лагере – любил всякие карнавалы, маскарады, переодевания. Наблюдал за людьми, пародировал, был нелеп, странен, часто мое поведение вызывало у людей смех. Мне это нравилось, я выбрал путь лицедейства, комедийного человека на земле, как мои любимые Чарли Чаплин, Юрий Никулин, Евгений Леонов.
     Виктор уже тогда понимал, что в театральный поступить будет трудно. Хотя он не вылезал из кинотеатра, любил индийское кино и Раджа Капура. Даже писал ему письма. Кстати, были тогда у него две мечты: попасть в Артек и в Индию. Ходил в Орехово-Зуевский театр. Но там был «на подхвате» - отвечал больше за реквизит, мебель. Артиста в нем никто не видел. Окружающие спускали его с небес: «Куда ты лезешь? Ты посмотри на себя в зеркало. Ну кому ты там нужен?» Его родители, простые фабричные люди, тоже не жаловали увлечение сына актерством. И он, по его словам, «стал хитрить с судьбой». Уговаривать себя, что есть, например, интересная профессия парикмахера. Лучше – дамского мастера. Тоже творческая профессия – простор для фантазии. Или можно стать портным.
     К истории его актерского становления мы еще вернемся.

     - Вами сыграны десятки ролей в театре и кино. Практически что ни актерская работа, то - открытие новой грани вашего таланта. Но роль в дилогии «Брат» зрителями любима больше всех.
     - Там мой герой олицетворяет наше время. Неврастеничное, расхристанное, безбашенное. Но в нем есть некая стержневая цельность, как и в братьях Багровых. Я боялся всегда стать актером одного образа, заболеть «синдромом Ихтиандра». Как Коренев – сыграл его и не сумел выйти на новый творческий поворот. Так же как Кузнецов остался вечным Суховым. Не по популярности, не по кассовости моя любимая роль – в фильме «Про уродов и людей». Но по игре ее «перешибла» роль в картине Виктора Мельникова «Бедный, бедный Павел». Я в нее вложил все накопившееся мастерство.
     - Критики писали, что ваш император получился не государственным мужем, а неким великовозрастным дитятей, вызывающим сострадание, ибо не ведает, что творит… Хотя это самый злосчастный герой русской истории. И в конце фильма он предстает высокодуховной личностью, предопределившей своей мученической гибелью, быть может, и будущий расстрел царской семьи.
     - Император Павел I – фигура, несомненно, трагическая, это горькая страница на наших скрижалях. На самом деле для меня Павел I открылся как человек задумчивый, совестливый, набожный, обожающий армию, уважающий солдат. Я нашел такой пункт в его уставе: «Офицеры не имеют права обустраиваться, пока не обустроят солдат». Ему ставят в вину, например, неудобный мундир прусской армии. Но забывают, что он был лишь парадным, а не полевым, его ношение дисциплинировало. После правления Екатерины армия была не в ладах с дисциплиной вообще.
     - Вы сугубо гражданский человек, а спину держите, как армейский…
     - Так я в армии служил (смеется). Военная форма заставляет держать спину прямой.
     Семья моя не шиковала. Я заканчивал вечернюю школу, а днем работал на ткацкой фабрике. Архивариусом, переплетчиком, курьером, электриком. Одиннадцать классов позади – и в армию. Я, кстати, добивался, чтобы меня взяли. У меня ведь в детстве после скарлатины слух пропал. До 12 лет был глухим. Но боялся, что в армию не возьмут, и сам, без ведома матери, штурмовал врачей. Службу в армии безо всякой иронии считаю основным мужским делом. Хотя была и у нас «дедовщина». Я считаю это жлобством, потому что нельзя путать дисциплину с самодурством. Гоняли нас сержанты Яцура и Сушенко. Вместо 45 секунд на раздевание давали 30. Первогодков у нас звали «пшено». Я бунтовал. К армии надо готовиться заранее, чтобы не быть физически слабым.
     - А где вы служили?
     - В Астраханской области, место называлось Капустин Яр. Полковая школа подготовки младших командиров. Вспоминаю то время с благодарностью. Именно тогда прошла моя «зрительская обкатка». Я организовал самодеятельность и шлифовал свой репертуар на солдатской аудитории. Так я готовился поступать в театральный вуз. Тогда я понял, что стихи надо читать так, чтобы людям это было интересно. Получалось. Но наши творческие подвиги начальство особо не жаловало. Называли нас «плясуны-трясуны». Так что поблажек не было, служил по полной. Ведь солдатское дело – в первую очередь защита Отечества. Нас неплохо кормили, овощи – свои, сигареты – в изобилии. Служил на совесть, до старшего сержанта. Все возможные поощрения получил, даже два раза командиры посылали благодарственные письма моим родителям. Правда, закурил в армии. Во время учебы в «учебке» все на перекур, а я не курю. «Сухоруков, держи тряпку!» И я взял… «Памир». Бросил только в 1992-м.
     - От старшего сержанта в жизни вы дошли до роли советского генерала в кино. Ваш Дроздов получился грозным человеком.
     - Да, директор металлургического комбината генерал Дроздов. «сталинской» закваски. Станислав Говорухин, замечательный режиссер, снял фильм «Не хлебом единым» по мотивам одноименного романа Владимира Дудинцева. Он принес всенародную славу писателю-фронтовику, но навлек на себя вельможный гнев. Мне было интересно «пропустить» через себя ту эпоху.
     - Здоровья такие перевоплощения не прибавляют… Но вы человек особенный: не каждому по силам преодолеть все препятствия на пути к самореализации. На вашем счету более 20 фильмов, множество великолепных ролей в театрах, немало престижных призов и премий за творческие достижения. Но давайте все-таки вернемся к началу вашего артистического пути. После армии вы поступили в ГИТИС…
     - Нет, сначала два года работал электриком. Об истории поступления в ГИТИС можно рассказывать долго. Окончил и по приглашению Петра Наумовича Фоменко поехал в тогдашний Ленинград. Фоменко был тогда главным режиссером в Ленинградском академическом театре комедии им. Н.П. Акимова на Невском проспекте. Там я служил с 1978 по 1982 год. К тому времени я стал излишне самоуверен. И с 83-го по 85-й год – самое тяжелое мое время, когда вдруг я понял, что потерял главное – реализованную мечту…
     Я поднялся снова почти с самого дна. Снова стал играть в питерских театрах. Но понял, что Петербург – не мой город. Уже несколько лет я живу в Москве.
     - А с чего для вас начался кинематограф?
     - С дебюта в 1973 году в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя». Но зрители «увидели» меня скорее в 1990-м, в картине Юрия Мамина «Бакенбарды». Это была моя первая главная роль в кино. Но прорыва не случилось: неподходящее тогда было время для культуры. Что такое настоящая слава, я понял после роли в «Брате» Алексея Балабанова.
     Мало кто знает, что Сухоруков отказался в 2002 году сыграть в Англии роль одного из злодеев в 20-м фильме «бондиады». Ему был дороже спектакль Олега Меньшикова «Игроки», в котором он играл. А график съемки вступал в противоречие с расписанием спектакля.
     - Так все-таки, «в чем сила, брат»? Многие фразы из «Брата» стали крылатыми, «ушли в народ». Эта – ключевая. Этот вопрос стал у людей третьим, после «Что делать?» и «Кто виноват?»
     - «Сила не в деньгах, а в правде». Так сказал бывший солдат Российской армии Данила Багров, мой брат по фильму. Сила не в деньгах и не в правде. То и другое можно украсть, за то и другое иногда убивают. Сила, на мой взгляд, в единении. Только вместе мы выживем и сохранимся как нация. Сейчас молодежь живет в вакууме, нет каких-то жизнеутверждающих целей. Нужны патриотизм и сплочение - иначе будет распад. Нация без патриотизма рассыплется. Если сегодня удачливый человек, у которого все получается, не думает о будущем страны, в которой живет, то он не думает о своих внуках. Он ошибается, что за пределами Родины им будет жить лучше. Мой персонаж – не герой, он один из типов нашего времени, нашего калейдоскопического мира. Завтра Витей Багровых станет меньше, может – больше. Это зависит не от него – моего персонажа продиктовали реалии жизни. Но пройдет это время, и снова «полетят журавли». В отечественных фильмах порой можно найти ответы на многие вопросы…
     На какие-то, видимо, ответит Виктор Сухоруков. В фильме Павла Лунгина «Остров» у него ответственная роль священника, отца Филарета, живущего на монастырском подворье. Интересно, что практически одновременно актер обратился к Достоевскому. В антрепризе Олега Меньшикова по книге «Преступление и наказание» у Сухорукова сразу три роли: Мармеладова, Порфирия Петровича и старухи-процентщицы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex