на главную страницу

21 Июня 2006 года

Планета людей

Среда

Каспийский вектор Казахстана

Вадим ТИМОХИН,эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В минувшую пятницу в Алма-Ате состоялась встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Ее главным итогом стало подписание «договора по поддержке и содействию транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД).

     Таким образом, Казахстан, как и ожидали эксперты, присоединился к БТД, введенному в эксплуатацию в мае этого года. В одиночку Азербайджану, даже при техническом содействии западных нефтяных компаний, будет сложно в ближайшие годы обеспечить наполняемость трубопровода, ведущего в турецкий порт Джейхан на берегу Средиземного моря (пропускная способность БТД – 50 млн. тонн). Так что положительное решение Астаны весьма кстати для Баку. Ожидается, что уже через несколько лет Казахстан будет прокачивать по этому магистральному трубопроводу 25 млн. тонн своей нефти. Но на начальном этапе речь пойдет о более скромном показателе – транспортировке всего 7,5 млн. тонн.
     Договор с Азербайджаном открывает для Казахстана, последовательно придерживающегося курса на диверсификацию своих экспортных поставок нефти, третий экспортный путь. Традиционно, еще с советских времен, казахстанская нефть поступала на мировой рынок через систему нефтепроводов, проложенных по российской территории. Весной этого года Казахстан приступил к эксплуатации второго, восточного, экспортного маршрута – на Китай (в перспективе – 20 млн. тонн). И теперь обрел третье «окно».
     По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, «значение только что подписанного соглашения о содействии транспортировке казахстанской нефти через трубопровод Баку – Джейхан на мировые рынки трудно переоценить». «Мы, – отметил он, – получили альтернативный третий путь для реализации наших углеводородов. До 2030 года будут построены все необходимые терминалы и увеличены мощности трубопровода для прокачки нашей нефти». Как отметил Назарбаев на брифинге после окончания встречи с Алиевым, «самое главное заключается в том, что мы получаем, кроме российской и китайской сторон, третий путь транспортировки нефти».
     Для выполнения подписанного договора Астане предстоит решить две основные задачи. Во-первых, реализовать свои планы по значительному увеличению добычи нефти. Планы эти весьма амбициозны: если сейчас в Казахстане при участии иностранных компаний добывается около 60 млн. тонн, то в 2010 году намечено добыть уже 100 млн., а к 2015 году – 150 млн.!
     Во-вторых, создать систему Актау – Баку по перевозке казахстанской нефти через Каспийское море для ее дальнейшей транспортировки по нефтепроводу до Джейхана. Казахстану придется, видимо, построить новый порт Курык на каспийском побережье, но для этого предстоит еще привлечь крупных инвесторов, в том числе из числа западных нефтяных компаний. По имеющимся оценкам, первоначальная мощность нефтеналивного терминала в Курыке должна составлять 10 млн. тонн в год (с последующим расширением до 20 млн.).
     Астана, гарантировав себе проектом БТД южное экспортное направление поставок нефти, намерена и в дальнейшем использовать трубопроводную сеть России. Первым по значимости экспортным проектом для Казахстана все же остается развитие Северо-Каспийского нефтепровода (КТК), пропускную способность которого увеличат с сегодняшних 23 млн. до 60 млн. тонн. Второй западный маршрут казахстанской нефти – тоже через Россию, в Балтику.
     Справедливости ради надо отметить, что увеличивающаяся добыча казахстанской нефти объективно подвигает Астану на поиск новых маршрутов экспорта «черного золота», в котором остро нуждаются и западная цивилизация, и стремительно набирающая вес вторая мировая сверхдержава на Востоке.
     Нелишне будет упомянуть и о том, что именно Казахстан в самом начале 1990-х годов, когда решалась судьба СССР, выступал за сохранение единого Союзного государства. Не случайно руководителя Казахстана не было среди лиц, подписавших печально известное Беловежское соглашение. Нурсултан Назарбаев в 1990-е годы выдвинул идею создания Евразийского союза (возможно, опередившую свое время), реализация которой могла позволить постепенно реинтегрировать бывшие советские республики.
     Казахстан, заинтересованный в приходе иностранных инвестиций в страну, не чинит препятствий российским компаниям. Так, компания «ЛУКОЙЛ», которая тесно сотрудничает с ведущей казахстанской компанией «КазМунайГаз» в нефтегазовой сфере, планирует значительно увеличить объемы инвестиций в Казахстан. В апреле с.г. совет директоров «ЛУКОЙЛа» решил довести к 2010 году добычу углеводородов в Казахстане до 8 – 10 млн. тонн. Выступая недавно на очередном заседании совета иностранных инвесторов при главе казахстанского государства, президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов отметил инвестиционную привлекательность энергетического сектора Казахстана, а также прозрачность законодательства, действующего в республике, где борьба с коррупцией определена в качестве приоритета государственной политики.
     Меры по обеспечению наполняемости БТД принимаются и в самом Азербайджане. Баку надеется добиться увеличения добычи нефти к 2010 году до 65 млн. тонн в год, что почти в три раза больше показателя 2005 года. Это позволит существенно увеличить финансовые возможности Азербайджана, придерживающегося, как и Казахстан, курса на модернизацию страны.
     Сближение Баку и Астаны на основе общей заинтересованности в успехе «джейханского проекта» может стать важным фактором в региональном раскладе сил в этом евразийском регионе. По мнению президента Азербайджана, подписанный в минувшую пятницу договор «предопределит развитие региона на многие годы вперед. Значение трубопровода, к которому присоединился Казахстан, трудно переоценить, теперь он станет крупнейшей нефтеносной артерией региона».
     Появляются признаки того, что к БТД может присоединиться и Иран, который, несмотря на антиамериканскую риторику, проводит весьма прагматичную политику и увеличивает поставки нефти на мировой рынок. Известно недавнее заявление представителя министерства нефти Ирана о том, что Иран ведет разведочные работы в южной части Каспийского моря и если результаты работ будут удачными, то может «рассмотреть возможность транспортировки части своей нефти по трубопроводу БТД». Как считает иранский эксперт, «здесь основную роль играет экономическая эффективность этой операции».
     Считается, что Иран занимает одно из первых мест в мире по запасам нефти (120 млрд. баррелей) и располагает потенциалом по их наращиванию, так как поисково-разведочными работами охвачено пока только 30 процентов территории. Например, в прошлом году тандем «ЛУКОЙЛа» и одной из норвежских компаний нашел нефть в западной части Ирана – в Азаре (геологические запасы месторождения оцениваются в 2 млрд. баррелей).
     Сейчас Иран добывает 4 млн. баррелей в сутки (около 200 млн. тонн), из которых 2,5 млн. баррелей экспортируются. К 2030 году Тегеран мог бы увеличить добычу нефти до 7 млн. баррелей – правда, если сумеет привлечь иностранные многомиллиардные инвестиции. Это пока сомнительно, принимая во внимание напряженные отношения Тегерана с Вашингтоном. Но все в нашем мире порой быстро меняется, особенно если принять во внимание то, что политику по-прежнему определяет экономика, а она пока не может обойтись без углеводородного сырья.
     Реализация проекта транспортировки нефти на Джейхан существенно меняет геополитическую ситуацию в Каспийском регионе. С одной стороны, ввод в действие экспортного нефтепровода, построенного в основном на деньги западных банков, означает вроде бы успех американской стратегии, нацеленной на то, чтобы направить нефть из бывших советских республик в обход России.
     С другой стороны, эта победа заокеанских геополитиков может оказаться пирровой. Обладающие большими нефтяными запасами страны СНГ приобретают серьезный геополитический инструмент воздействия на мировую политику, возрастают их вес и «субъектность» в мировой экономике. Миллиарды «нефтедолларов», которые получат Баку и Астана благодаря БТД, укрепляют внутриполитическую стабильность в этих молодых государствах, делают их менее зависимыми от западной помощи и в конечном счете открывают перед ними – при эффективном использовании финансовых ресурсов – возможность быстрого повышения уровня социально-экономического развития.
     

     
Встреча в Баку

     Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев обсудил с командующим транспортными силами США генералом Нортоном Шварцем вопросы двустороннего сотрудничества в военной сфере. Как говорится в сообщении, распространенном минобороны Азербайджана в субботу (17 июня. - Ред.), на встрече С. Абиев заявил, что «со времени обретения независимости Азербайджан стал двигаться в направлении интеграции с евроатлантическими структурами, включая НАТО, и двустороннего многовекторного сотрудничества с США».
     Министр напомнил, что на днях состоится открытие важного регионального нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, что было бы невозможно без участия США. «Реализация БТД и других энергетических проектов стала причиной ускоренного развития экономики Азербайджана, что приведет к улучшению благосостояния азербайджанского народа», - отметил С. Абиев.
     В свою очередь Н. Шварц, поздравив азербайджанский народ с началом эксплуатации нефтепровода БТД, подчеркнул, что этот проект принесет пользу всем сторонам. Он также отметил, что вооруженные силы Азербайджана сотрудничают «с самыми передовыми и отборными подразделениями вооруженных сил США». Генерал заявил о наличии больших возможностей для укрепления этого сотрудничества и выразил признательность руководству Азербайджана за участие республики в международной антитеррористической коалиции.
     Интерфакс-АВН.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex