на главную страницу

22 Июня 2006 года

Армия и общество

Четверг

К армии XXI века



Как «Красная звезда» уже сообщала, 20 июня с.г. в Кремле состоялось заседание Совета Безопасности России, посвященное мерам по реализации Послания Федеральному Собранию. Его участники уделили внимание трем основным направлениям – технологической модернизации экономики, улучшению демографической ситуации и укреплению национальной безопасности России.
  Во вступительном слове Президент России Владимир Путин подчеркнул, что все эти задачи тесно связаны друг с другом. Так, уровень военной безопасности напрямую зависит от темпов роста экономики и технологического развития. В свою очередь демографическая ситуация более благополучно будет складываться в стране, которая не только достигнет высоких социальных стандартов, но в которой люди смогут на длительное время, чувствуя себя в безопасности, планировать свою жизнь. Поэтому, действуя на каждом из этих направлений, мы обязаны видеть их взаимозависимость и решать проблемы комплексно.
  С докладом по первому вопросу выступил глава кабинета министров Михаил Фрадков. Председатель правительства отметил, что технологический разрыв стал одним из главных факторов низкой конкурентоспособности и угроз в сфере безопасности. Анализ показывает, что самым слабым местом в этой работе остается система управления, а недостаток средств перестает быть главным тормозом развития научно-технической деятельности. Наличие проблем в основном связано с недостаточным вниманием к этому направлению работы и низким уровнем ее организации. Михаил Фрадков заявил: необходимые условия, для того чтобы развернуть ситуацию, есть. Надо только умело воспользоваться энергетическим потенциалом вкупе с благоприятной мировой конъюнктурой, буквально выстраданной за последние годы макроэкономической стабильностью, окрепшим национальным капиталом.
  Первый вице-премьер Дмитрий Медведев детально доложил членам Совета Безопасности о мерах, которые предпринимаются для улучшения демографической ситуации в стране. Первый вице-премьер отметил, что обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составят около 195 миллиардов рублей в год. Но при этом нельзя сводить проблемы семьи только к пособиям и жилью. Задача, подчеркнул Дмитрий Медведев, - поднимать престиж семьи, имеющей детей, пропагандировать семейные ценности.
  С докладом об укреплении национальной безопасности России выступил заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны Сергей Иванов. Предлагаем вниманию читателей его выступление.

     Очевидно, что основным условием процветания России, – подчеркнул С.Б. Иванов, – наряду с динамичным развитием экономики и демографической политики является надежное обеспечение национальной безопасности. Учитывая это, нам жизненно необходимо возродить военную мощь государства, которая позволяла бы гарантированно осуществлять стратегическое сдерживание, эффективно отстаивать национальные интересы и защищать наших сограждан.
     При этом сразу оговорюсь, что речь не идет о достижении количественного паритета с ведущими мировыми державами. Как сказано в Послании Президента Федеральному Собранию, наши ответы должны быть основаны на интеллектуальном превосходстве, они будут асимметричными и менее затратными. Именно такой подход положен и в основу решения Совета Безопасности, утвердившего в июне прошлого года перспективы развития военной организации государства на период до 2015 года.
     Хочу обратить ваше внимание на такой момент. Несмотря на очевидную необходимость оптимизации общей численности военной организации и исключение дублирующих функций различных силовых структур, конкретных результатов в этой деятельности пока достичь так и не удалось или они носят чисто символический характер.
     Теперь о том, что касается планов развития Вооруженных Сил. Естественно, важнейшим приоритетом для нас является развитие ядерных сил сдерживания. Мы прекрасно понимаем, что именно состояние нашего ядерного арсенала еще долгое время будет оставаться основным критерием, характеризующим уровень обороноспособности нашей страны. Напомню, что пути его реализации определены Указом Президента «О силах и средствах ядерного сдерживания Российской Федерации на период до 2016 года», а также отражены в Плане строительства Вооруженных Сил на 2006–2010 годы и в Государственной программе вооружений на 2007–2015 годы. Эти документы предусматривают создание межвидовой системы боевого управления, а также повышение уровня оснащенности ядерной триады современными образцами и системами вооружений. В целом их количество планируется довести до 70 процентов, в том числе по ракетным подводным лодкам стратегического назначения и пусковым установкам РВСН – до 80 процентов.
     Основу наших ядерных сил в обозримом будущем будут составлять ракетные комплексы наземного базирования «Тополь-М» и морского – «Булава». Ведется разработка и перспективных комплексов стратегического высокоточного оружия, боевых маневренных блоков, способных благодаря своей непредсказуемой траектории преодолевать любые системы противоракетной обороны.
     Кроме того, спланированы работы по модернизации нашей дальней авиации. Большое внимание уделяется и развитию военного космоса, ибо очевидно, что без достаточной и многофункциональной орбитальной группировки практически невозможно качественно выполнять задачи по обеспечению национальной безопасности. Причем для нас крайне необходимо в минимальные сроки создать все условия, позволяющие осуществлять запуск всех типов космических аппаратов военного назначения исключительно с территории России, с космодрома Плесецк. Помимо этого, свое дальнейшее развитие в соответствии с утвержденной 5 апреля этого года концепцией получит и система воздушно-космической обороны.
     Наряду с развитием стратегических сил сдерживания значительное место в планах военного строительства отводится и укреплению сил общего назначения. Прежде всего это будет осуществляться за счет создания самодостаточных межвидовых группировок войск, оснащенных высокоточными разведывательно-ударными комплексами и способных совместно с ядерными силами в случае необходимости решать любые задачи по обеспечению военной безопасности страны.
     Для решения задач по локализации конфликтов, подобных тому, с которыми мы столкнулись несколько лет назад на Северном Кавказе, такие группировки уже сейчас могут быть оперативно сформированы из соединений и воинских частей постоянной готовности в любом военном округе Российской Федерации.
     Однако, для того чтобы успешно вести борьбу в глобальном, региональном и нескольких локальных вооруженных конфликтах, нам необходимо существенно повысить число соединений и воинских частей постоянной готовности, доведя их количество к 2011 году до 700. Очевидно, что это крайне сложная и многогранная задача, так как нам нужно, во-первых, укомплектовать эти части профессионально подготовленным личным составом, то есть контрактниками, и подготовленными контрактниками, а во-вторых, оснастить самыми современными образцами вооружений и военной техники.
     Более подробно остановлюсь на каждой из этих составляющих.
     Уже сейчас, в ходе реализации Федеральной целевой программы по переходу к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004–2007 годы, на новый принцип комплектования переведены 42 соединения и части, в которых проходят службу более 60 тысяч солдат и сержантов-контрактников, а всего в рамках этой ФЦП, напомню, мы должны укомплектовать 74 таких соединения.
     Вместе с тем мы столкнулись с рядом существенных проблем: это дефицит денежных средств, необходимых для завершения обустройства объектов инфраструктуры, недостаточное материальное и социальное обеспечение военнослужащих-контрактников, низкий уровень морально-психологической готовности граждан к военной службе. Есть достаточно оснований предполагать, что к 2008 году эти проблемы могут приобрести еще большую остроту. И, чтобы не допустить подобного и достичь требуемого уровня укомплектованности и боевой готовности соединений и воинских частей, укомплектованных контрактниками, необходимо сделать ряд вещей.
     Первое. Обеспечить своевременное и полное финансирование программных мероприятий с учетом инфляции и роста цен.
     Второе. Выдержать график строительства и расквартирования всех воинских частей, переводимых на контрактный способ комплектования, для чего с учетом той же инфляции, произошедшей с 2004 года, необходимо дополнительное выделение 6,3 миллиарда рублей.
     Третье. Решить вопрос с размещением семейных военнослужащих-контрактников. Как мы и предполагали вначале, доля таких контрактников на сегодняшний день составляет 15 процентов от общей численности солдат и сержантов-контрактников.
     Четвертое. Осуществить строительство в обособленных военных городках культурно-досуговых центров, магазинов, комбинатов бытового обслуживания, а также оборудовать помещения для занятий физкультурой и спортом. Подчеркиваю, речь идет только об обособленных военных городках, которые расположены вдалеке от населенных пунктов и по сути сами являются полноценными городками.
     Пятое. Принять меры по совершенствованию системы материального стимулирования военнослужащих.
     Подчеркиваю, все это необходимо сделать оперативно.
     Помимо реализации ФЦП, вне ее рамок, без запроса дополнительных бюджетных средств к 2008 году на контракт должны быть полностью переведены экипажи атомных подводных лодок.
     Затем мы планируем приступить к практике комплектования исключительно военнослужащими-контрактниками всех должностей младших командиров, то есть сержантов и старшин всех Вооруженных Сил без исключения, а также плавсостава надводных кораблей, входящих в состав сил постоянной готовности. С личным составом, думаю, все понятно.
     Что же касается вопросов оснащения вооружением и военной техникой, то по состоянию на 1 мая из 367 основных соединений и воинских частей постоянной готовности только 41 не соответствует на все 100 процентов установленным требованиям. Возможно, кому-то покажется, что это не такая уж и большая цифра. Но не стоит забывать, что это части постоянной готовности. Естественно, такая ситуация не может нас устраивать. При этом могу доложить вам, что Минобороны делает все возможное, чтобы переломить негативное развитие ситуации в этом аспекте. Если раньше львиная доля средств, выделяемых по линии гособоронзаказа, шла на НИОКРы, то теперь мы получили возможность приступить к серийным закупкам вооружений и военной техники, поставляя в войска уже не отдельные образцы, а сразу целые комплекты или системы вооружений.
     В рамках госпрограммы вооружений до 2015 года предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей постоянной готовности. При этом планируется закупка более трех тысяч и проведение модернизации и капитального ремонта еще около пяти тысяч единиц вооружений, военной и специальной техники. В то же время крайне важно, чтобы каждый бюджетный рубль был использован рачительно и по прямому назначению. Поэтому сейчас проходят мероприятия по формированию – в рамках Министерства обороны – единой системы заказов и поставок вооружений, военной техники и материальных средств. Затем эта структура станет основой для создания соответствующего гражданского ведомства или агентства, которое будет действовать в интересах всей военной организации государства, а не только Министерства обороны.
     Вместе с тем очевидно, что реализация масштабных планов по перевооружению армии и флота во многом зависит и от состояния отечественного оборонно-промышленного комплекса, модернизации его производственно-технологической и научно-технологической базы. Основа для достижения указанной цели уже заложена. Гособоронзаказ не только устойчиво финансируется, но объемы бюджетных средств, выделяемых в его рамках, ежегодно увеличиваются все последние годы минимум на 20 процентов. В результате за последние пять лет загрузка мощностей, занятых в производстве продукции военного назначения, увеличилась почти на 40 процентов. В организациях ОПК было дополнительно организовано 75 тысяч рабочих мест. Кроме того, сформированы 25 интегрированных структур и ряд казенных предприятий по важнейшим направлениям создания ВВТ, а доля российского экспорта на мировом рынке вооружений достигла 15 процентов.
     Реализация намеченных Правительством мер по дальнейшему реформированию и развитию оборонной отрасли будет продолжена в рамках новой федеральной целевой программы развития ОПК на 2007–2010 годы и на период до 2015 года, разработка которой, как сегодня справедливо было отмечено во вступительном слове, недопустимо затянулась.
     В целом же, подытоживая сказанное, хочу отметить: у нас есть основания рассчитывать на то, что все намеченные мероприятия, направленные на модернизацию армии и флота, будут выполнены в полном объеме и в установленные сроки.
     Перехожу к вопросам совершенствования планирования и оптимизации системы военного и государственного управления.
     Во исполнение решения Совета Безопасности Минобороны подготовлены и представлены главе государства предложения по совершенствованию военного планирования на основе программно-целевого метода, по разработке и уточнению соответствующей нормативно-правовой базы. В соответствии с вашим, Владимир Владимирович, решением работа по данному вопросу будет продолжена совместно с федеральными органами исполнительной власти.
     Военным ведомством также проводится эксперимент по переходу от окружного руководства войсками на стратегических направлениях к руководству межвидовой региональной группировкой войск, который должен подтвердить целесообразность разделения оперативных и административных ветвей управления. При получении положительных результатов эксперимента с 2008 по 2010 год планом строительства Вооруженных Сил предусмотрено формирование на постоянной основе региональных командований «Восток», «Юг» и «Запад».
     Также совместно с Главным управлением специальных программ проведены анализ и оценка значимости специальных объектов в решении задач военного управления и подготовлены соответствующие предложения по оптимизации количества пунктов управления Вооруженными Силами.
     Осуществляется и совершенствование телекоммуникационной основы систем военного управления. В целях ее сбалансированного развития планируется разработать и не позднее четвертого квартала этого года приступить к летно-конструкторским испытаниям новых космических аппаратов «Меридиан». Кроме этого, ГПВ-2015 предусматривает развертывание орбитальной группировки интегрированной системы спутниковой связи и ретрансляции в составе нескольких космических аппаратов.
     Уважаемые коллеги, теперь перехожу к аспекту, от которого в определяющей степени зависит эффективность функционирования военной организации государства, – я имею в виду человеческий фактор. Хочу отметить, что, к сожалению, пока социальный уровень военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей еще далек от желаемого, и поэтому нам необходимо принимать действенные меры для повышения качества жизни этой категории граждан нашей страны.
     Это предполагает, во-первых, в случае внесения в законодательство изменений и дополнений, отменяющих либо уменьшающих гарантии и льготы военнослужащим, обязательно компенсировать их соответствующим повышением денежного довольствия.
     Во-вторых, касается скорейшего решения жилищной проблемы – на этот счет в последние годы делается немало. Достаточно сказать, что очередь бесквартирных военнослужащих у нас стала реально сокращаться, но проблема еще далека от разрешения.
     В-третьих, предусматривает плановое повышение денежного довольствия военнослужащих и его индексацию в установленных законодательством случаях с учетом реального уровня инфляции. При этом хочу обратить ваше внимание, что перспективным финансовым планом на три года было запланировано четыре повышения денежного довольствия военнослужащих суммарно на 67 процентов.
     Однако, для того чтобы выполнить ваше поручение, Владимир Владимирович, и повысить к 2009 году в полтора раза в реальном исчислении уровень материального обеспечения военнослужащих, необходимо еще одно повышение не менее чем на 10 процентов до 2009 года, чтобы мы вышли на плановые показатели. Соответствующее предложение Минобороны и всех других силовых структур уже прорабатывается в правительстве.
     И последний, но не менее важный аспект. Для того чтобы вернуть военной службе ее былую привлекательность, недостаточно лишь создавать достойные условия для жизни военнослужащих. Нам нужно сделать так, чтобы наши сограждане с уважением относились к человеку в погонах, а профессия защитника Отечества стала бы вновь престижной и почитаемой. Формирование положительного имиджа армии и в обществе – это важнейшая государственная, конечно, а не ведомственная задача. Поэтому крайне важно принять комплекс мер, направленных на повышение роли семьи, школы, учебного заведения в военно-патриотическом воспитании допризывной молодежи, развитии культурно-шефской работы.
     Требуется активизировать деятельность Российской оборонно-спортивной технической организации (РОСТО) в военно-профессиональной подготовке молодежи, и не только для службы в армии, подчеркиваю это особо. Ведь, даже если учащийся школы РОСТО не пойдет служить в армию – а у нас, кстати, в школах РОСТО и девочек много занимается, – в любом случае общество получит полноценного и физически, и морально гражданина.
     В контексте этого предлагается также на принципах частно-государственного партнерства организовать координацию работы РОСТО со средними учебными заведениями, такими, например, как технические колледжи.
     Конечно, формирование положительного имиджа армии во многом зависит и от самого Министерства обороны. Мы это прекрасно понимаем и стараемся делать все необходимое, чтобы освободить военнослужащих от выполнения не свойственных им функций, стабилизировать офицерские кадры, повысить уровень дисциплины и правопорядка в войсках.
     В частности, военное ведомство предлагает увеличить на пять лет предельный возраст пребывания офицеров на службе с одновременной корректировкой сроков их нахождения в каждом воинском звании, то есть с увеличением срока пребывания в каждом звании на один год как минимум. Это позволит закрепить опытные офицерские кадры в войсках, а также повысить статус воинских званий как инструмента стимулирования военной службы.
     Нами также подготовлены предложения по моральному и материальному стимулированию офицеров, непосредственно работающих с личным составом. Так, например, предлагается поднять штатно-должностные категории командиров рот и их заместителей до майорской и капитанской соответственно, но с обязательным пребыванием в должности минимум два-три года, если ты командуешь и отвечаешь головой за личный состав.
     Решается вопрос и о расформировании дисциплинарных батальонов с передачей их функций Минюсту. Как показывает практика, в них зачастую, я имею в виду – в дисциплинарных батальонах, происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле теряют свои профессиональные навыки. Кроме того, в целях оздоровления кадровой обстановки в армии и на флоте, поднятия качественного уровня их личного состава Министерством обороны был подготовлен ряд законопроектов, которые предусматривают сокращение сроков военной службы по призыву и отмену ряда отсрочек от нее, увеличение возможностей по привлечению выпускников гражданских вузов для прохождения военной службы по контракту на офицерских должностях, установление порядка возмещения средств, затраченных на подготовку курсантов в случаях их досрочного увольнения с военной службы, и упразднение института прикомандированных.
     Как вы знаете, пакет этих законопроектов уже принят Госдумой и через три дня будет рассматриваться на заседании Совета Федерации. Надеюсь, что сенаторы поддержат инициативы правительства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex