- Водка-водочка - это, что ни говори, напиток для души и для тела. Слабого она делает сильным, а несмелого смелым. Не зря ведь в войну были одно время «наркомовские» сто граммов, - так начал разговор со мной генеральный директор компании «Водка для особо важных персон» Владимир Михайлович Николаев.
Хотя, конечно, от себя заметим, не надо забывать и замечание Льва Толстого, что без меры и времени водка есть не что иное, как добровольное сумасшествие.
Однако как не согласиться с рыбаками, утверждающими, что уха без водки – просто рыбный суп, и с нобелевским лауреатом Михаилом Шолоховым, опоэтизировавшим водку в «Тихом Доне», где «дышали одним дыхом» употребляющие ее казаки, или с известным философом Александром Зиновьевым, который считал, что Россию погубит алкоголизм, но спасет культурное питие…
Специалисты утверждают, что плохой водки не может быть в принципе. Она бывает либо хорошая, либо очень хорошая. И вопрос о ее качестве – это из области недобросовестной конкуренции (речь, понятно, не идет о дешевых спиртосодержащих веществах, выдаваемых за водку). Рецептуру настоящей русской водки утверждает Высшая дегустационная комиссия и регистрируют государственные органы. Продукция по этим рецептам проходит обязательную сертификацию.
Но не всякая водка, даже «питкая» (есть такой термин у мастеров водочного дела), цепляет, что называется, за душу. Все дело в том, что, помимо способов очистки, различных добавок, на восприятие влияет, скажем так, настроение, водочный церемониал, окружение, сам по себе повод и даже наименование водки.
- С точки зрения восприятия, - считает Владимир Николаев, - перспективным направлением является производство корпоративной водки. Например, водка по стилю может быть адаптирована к профессиональным гильдиям, творческим союзам, особым видам ратного труда. С учетом военной специфики темами для корпоративной водки могли бы стать исторические события прошлого, в которых принимала участие Русская армия, победы Советской Армии, подвиги солдат Вооруженных Сил России. Корпоративная водка могла бы использоваться для популяризации российского оружия. Россияне по праву могут гордиться ракетными комплексами «Тополь-М», «Булава», самолетами Су-34, танками Т-90…
К слову сказать, в городе Слободском на вятской земле уже приступили к производству водки «Тополь-М» - «Булава».
Производство здесь уникальное. Еще в ХIХ веке купец I гильдии Александров организовал в этих краях завод по производству водки. В Слободском чтут традиции, имеют уникальные рецептуры, товарные знаки. И почему бы подобные «Кристаллу» и вятскому заводы, существующие на рынке более 100 лет, не взять под охрану государства?
- А что, - спрашиваю я Владимира Михайловича, - существует опасность исчезновения их и русской водки как таковой?
Оказывается, опасность надвигается серьезная. Эксперты полагают, что даже лучшие марки русской водки могут исчезнуть. Это заключение исходит из результатов российской «водочной» реформы. Суть вот в чем. В стране вводится монополия на спирт, но при этом производство и торговля водкой остаются в пределах (точнее, в беспределе) свободной конкуренции. И тут возникает значительное противоречие. Получается, что отечественные производители попадают в «ежовые рукавицы». Идет, что называется, строительство социализма в отдельно взятой отрасли. Внутри отрасли между тем идет конкуренция, например с украинскими производителями крепких напитков, поставки которых значительны, а вне ее – с пивом, имеющим одурманивающую рекламу, вином и экзотическими напитками вроде текилы.
Все реформы, касающиеся этого рынка, как правило, связаны с повышением акцизного налога на спирт, что означает: условия для конкурирования производителей-водочников будут ухудшаться.
Есть и другая сторона этой реформы. Любые перемены аргументируются необходимостью найти в бюджете дополнительные деньги для зарплаты врачам и учителям. Для потребителей дорогих напитков рост акцизов пройдет незаметно. Ударит же он по карману тех, кто покупает наиболее употребляемую в России дешевую водку. Таких большинство. Так что надежда увеличить бюджет за счет водки вряд ли оправдается.
И вот еще о чем. Если Россия вступит в ВТО, то о русской водке мы можем забыть вовсе. Сейчас из-за несовершенной банковской системы наши заводы не могут продвигать водку на зарубежный рынок. Из-за недальновидной политики нет ее конкурентоспособных общероссийских брендов. Экспансия зарубежных алкогольных напитков может загубить национальный русский напиток.
|