на главную страницу

27 Июня 2006 года

Российское оружие

Вторник

Сердце для RRJ

Юрий АВДЕЕВ,«Красная звезда».



В недавнем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин обратил внимание на очень важный момент: что нам для возрождения России надо опираться на интеллектуальное превосходство и при этом развивать взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами. Создание наукоемкого производства - одна из приоритетных задач России, и сегодня уже можно говорить о первых результатах, достигнутых в этом направлении.

     Первый опытный российско-французский двигатель SаM146 для семейства российских региональных самолетов RRJ поставлен на испытательный стенд. На ОАО «НПО «Сатурн» идет процесс стыковки более чем двух тысяч измерительных каналов со стендовым оборудованием. Старт следующему ключевому этапу - испытанию первого двигателя - будет дан в начале июля.
     Чем знаменательно это событие и почему ему уделяется столь пристальное внимание как у нас в стране, так и за рубежом? Прежде всего, программа SaM146 – один из самых ярких примеров кооперации российской и европейской промышленности. Это равноправное сотрудничество российской компании НПО «Сатурн» и французской компании Snecma (группа Safran) по разработке, производству и продвижению на рынок новой силовой установки SaM146 для применения на регионально-магистральных самолетах нового поколения.
     Еще недавно многие специалисты скептически относились к заявлениям генерального директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина о реализации этого проекта. Однако Юрий Васильевич не ввязывался в споры и дискуссии, предпочитая не словом, а делом доказывать правильность своей позиции. Отметим, что за столь короткий срок Россия еще не создавала новый авиационный двигатель. Коллектив объединения вместе со своими зарубежными партнерами точно выдерживает график реализации проекта. К настоящему моменту пройден путь от изучения рынка до важного ключевого этапа программы – испытания первого двигателя.
     Российская сторона уже провела успешные испытания модулей двигателя – контура высокого давления и вентилятора. Завершены модернизация первого из трех испытательных стендов и его аттестация в соответствии с международными нормами. Тестовые испытания стенда проведены с двигателем CFM56 7-й серии, который признан за рубежом мировым эталоном. Для проектирования и обработки данных испытаний двигателя SaM146 в 2005 году на НПО «Сатурн» работает один из самых мощных суперкомпьютеров России.
     Испытания двигателя SaM146 планируется производить на уникальном для Европы испытательном комплексе, состоящем из одного открытого и трех закрытых стендов, создаваемом на территории Ярославской области. Его состав и технические возможности позволяют проводить весь спектр сертификационных и приемо-сдаточных испытаний двигателей SaM146 по российскому, европейскому и американскому стандартам. Также возможны испытания любых других гражданских газотурбинных двигателей.
     С целью обеспечения единого поставщика и держателя сертификата типа на двигатель SaM146 НПО «Сатурн» и Snecma учредили совместное предприятие «PowerJet». В апреле 2003 года двигатель SaM146 был объявлен победителем в тендере ЗАО «ГСС» на поставку силовой установки для семейства самолетов RRJ. Для обеспечения опытного и серийного производства двигателей SaM146 на площадях НПО «Сатурн» ведется подготовка и оснащение современным оборудованием производственных и сборочных цехов. Часть деталей двигателя SaM146 изготавливается на новом, отрытом в 2005 году совместном российско-французском предприятии «ВолгАэро». Использование новейших технологических процессов позволит обеспечить максимальное качество выпускаемой продукции и сократить сроки ее производства.
     Сертификация двигательной установки будет проведена по международным авиационным правилам, что позволит эксплуатировать самолет RRJ без ограничений во всем мире. Данная программа является экспортно-ориентированной, 70 процентов самолетов будет продаваться на международном рынке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex