Продолжаем публикацию материалов, подготовленных совместно редакцией газеты «Красная звезда» и Информационным бюро НАТО в Москве. На этот раз вниманию читателей предлагается статья заместителя генерального секретаря по вопросам политики и планирования в области обороны Организации Североатлантического договора Джона П. Колстона.
С 11 по 26 мая Россия и ее 26 партнеров по Совету Россия - НАТО (СРН) провели акцию «Россия - НАТО: объединяя усилия». Акция включала организацию в девяти городах России – от Владивостока до Калининграда – мероприятий, в ходе которых российская общественность смогла поучаствовать в дискуссии с официальными представителями России и НАТО о текущей деятельности и перспективах работы СРН. Так, во время мероприятия, проходившего в Уральском государственном университете в Екатеринбурге, вместе с заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками России генерал-полковником Булгаковым мы обсуждали с участниками вопросы партнерства в рамках Совета Россия - НАТО в контексте трансформации вооруженных сил России и НАТО. Теперь, когда акция «Россия - НАТО: объединяя усилия» завершилась, эти взгляды на вопросы партнерства в контексте военной трансформации представляется целесообразным вынести на суд читателей «Красной звезды».
В духе демократических ценностей, разделяемых государствами - членами СРН, акция «Россия - НАТО» выявила широчайший диапазон взглядов на взаимодействие России и НАТО - от обращенного в будущее признания необходимости совместного противодействия общим угрозам до антинатовской полемики, возвращающей нас в период межблоковой конфронтации и окрашенной риторикой времен «холодной войны». В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 10 мая Президент Путин указал на некоторые объединяющие нас современные реалии. Выступление Президента Путина содержало важные политические указания о будущем пути становления Вооруженных Сил России – формирование профессиональных, меньших по численности, но более мобильных и боеспособных обычных вооруженных сил, соответствующих требованиям обеспечения безопасности сегодняшней России. Когда государства - члены НАТО ведут речь о военной трансформации, они имеют в виду то же самое: вооруженные силы должны стать более компактными, боеспособными, мобильными, более приспособленными для решения проблем безопасности, стоящих сегодня перед членами НАТО и международным сообществом в целом. Вот та программа, которую мы можем выполнять совместно. Наше взаимодействие в Совете Россия - НАТО может и должно служить этим интересам.
Необходимость в трансформации – адаптации наших военных возможностей к требованиям сегодняшнего дня – очевидна. За два последних десятилетия в развитии военно-политической обстановки в мире возникло два новых глобальных фактора: завершилась «холодная война» и поднял голову международный терроризм. Мы живем уже не в эпоху противостояния военных блоков. Мы уже не стоим перед опасностью широкомасштабного военного нападения – сегодняшние риски связаны с распространением оружия массового поражения и террористической угрозой. Мы оказались в непрогнозируемых условиях обстановки, характеризующейся нестабильностью, которую порождают межэтническая и межрелигиозная напряженность, несостоявшиеся и несостоятельные государства, организованная преступность, дефицит ресурсов, политическое и экономическое соперничество. И такие риски уже не ограничиваются пределами стран и регионов: они приобретают глобальный характер. Ни одно государство в одиночку не способно справиться с этими вызовами. Только последовательные усилия международного сообщества при взаимодействии всех государств могут обеспечить мир и стабильность и заложить прочную основу для демократии и экономического роста.
Таким образом, имеются стимулы к трансформации как в государствах - членах НАТО, так и в Российской Федерации. Государства - члены НАТО уже добились здесь существенного прогресса. За последние два года в НАТО внедрена новая командная структура, согласован набор требований по заполнению пробелов в ключевых силах и средствах, созданы Силы реагирования НАТО, которые к концу этого года должны обрести полную боеспособность. Обновление НАТО позволит альянсу отвечать на новые вызовы. Союзники по НАТО вместе выработали единое понимание необходимости перестройки и модернизации своих вооруженных сил, придания им боеспособности, мобильности, устойчивости, с тем чтобы их можно было задействовать во всем спектре будущих операций. В силу нынешних политических и финансовых реалий эта задача не будет простой ни для НАТО в целом, ни для ее членов, ни конечно же для России. Тем не менее во всех наших странах военно-политические структуры нуждаются в адаптации, которая поможет в решении стоящих перед нами реальных проблем.
Сегодня наши вооруженные силы проходят испытание на прочность, участвуя в операциях в Афганистане, Косово, Средиземноморье, в других регионах, - это трансформация в действии. Но еще немало предстоит сделать для перестройки и модернизации наших обычных вооруженных сил. Императивы трансформации – для членов альянса, для России, для других партнеров – можно изложить в виде всеобъемлющих принципов.
Принцип первый – оперативная совместимость: способность к совместной боевой подготовке, проведению учений и ведению боевых действий. Прочное признание получила необходимость взаимодействия как под флагом НАТО, так и в других международных форматах. Сегодня войска 12 стран - членов программы «Партнерство ради мира» бок о бок с войсками НАТО несут службу в КФОР, а 10 стран - нечленов НАТО выделили контингенты в состав ИСАФ. Первым государством - нечленом НАТО, предложившим свое участие в операции «Активные усилия» (контроль за судоходством в Средиземном море), стала Россия, которая сейчас занимается подготовкой к операции своих кораблей и экипажей. В обозримом будущем даже трудно представить себе, как операции кризисного реагирования НАТО смогут проводиться без участия стран - членов партнерства и других государств, не входящих в альянс. Да и помимо операций НАТО, альянс, государства - члены партнерства и другие страны будут готовы тесно взаимодействовать друг с другом, действуя под эгидой ООН, ЕС или иных международных структур. Предвидя расширение спектра операций, в которых возможно совместное участие России и
НАТО, Совет Россия - НАТО выделил оперативную совместимость в качестве главного приоритета своей будущей работы. Такoe сотрудничество также усиливаeт привеpженность к тем ценностям, которые НАТО стремится культивировать: гражданский демократический контроль, подотчетность парламенту и обществу, открытоe обсуждениe вопросов с участием научной общественности и неправительственных организаций, полнaя прозрачность оборонного бюджета.
Для таких стран, как Россия, которая не является и не стремится стать членом НАТО, но при этом желает вносить свой вклад в безопасность Евро-Атлантического региона, оборонная реформа по-прежнему принципиально важна как залог будущего плодотворного сотрудничества. Такие реформы, разумеется, входят в прерогативу самих государств, но они проводят их не в одиночку. В рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», а также программ, осуществляемых под эгидой Совета Россия - НАТО, действует обширный набор механизмов, при помощи которых может оказываться содействие, адаптированное к потребностям проведения перестройки и трансформации вооруженных сил. В этой связи я мог бы опять привести в качестве примера операцию «Активные усилия», где НАТО тесно взаимодействует с Черноморским флотом в процессе подготовки к участию в ней России, и многие другие элементы Рамочной программы укрепления оперативной совместимости Россия - НАТО, которые обретают все более практический и конкретный характер и от совместной теоретической подготовки позволяют перейти к проведению учений на уровне подразделений.
Второй принцип трансформации я мог бы охарактеризовать как последовательное применение государствами и международным сообществом своих военных и политических инструментов. Вооруженные силы составляют лишь одно из орудий, которыми располагают государства и международное сообщество для укрепления мира и стабильности, и в интересах достижения желаемого результата вооруженные силы должны сотрудничать с другими участниками международного общения, такими как международные организации, НПО, другие государства. В силу сложностей, с которыми сопряжено взаимодействие с этими различными субъектами в отдаленных районах планеты, и многообразия возникающих задач к офицерскому, сержантскому и рядовому составу вооруженных сил предъявляются высокие требования по уровню его общеобразовательной подготовки и боевой выучки, усвоения демократических ценностей и понимания роли вооруженных сил в современном мире. Россия - постоянный член Совета Безопасности и участник многих других международных структур - является ключевым членом международного сообщества и призвана играть важную роль в продвижении этого конструктивного подхода. Такое сотрудничество также составляет важнейший элемент работы Совета Россия - НАТО как на политическом уровне – в процессе консультаций по таким вопросам, как Балканы, Ближний Восток, Афганистан или энергетическая безопасность, так и в практическом плане – в ходе нашей совместной работы на таких направлениях, как оказание помощи при стихийных бедствиях или борьба с незаконным оборотом наркотиков.
Третий принцип трансформации – силы и средства. Страны должны быть оснащены всем необходимым для выполнения поставленных задач. Необходимость иметь многочисленную призывную армию для защиты территории уходит в прошлое. В нынешней обстановке государствам требуются экспедиционные силы и средства, позволяющие своевременно реагировать на возникновение кризисов или эффективно устранять их последствия. Государствам, ставшим на путь трансформации, целесообразно формировать подлинно мобильные и боеспособные силы и иметь в своем распоряжении такие ключевые инструменты, как стратегический транспорт, мобильный тыл, средства наблюдения, и мобильную, оперативно совместимую с другими систему боевого управления. Как и члены НАТО, такие страны-партнеры, как Россия, стоят перед необходимостью адаптации своих вооруженных сил к новой обстановке в мире в условиях жестких бюджетных ограничений. Необходимым шагом на пути к трансформации является переключение ресурсов с морально устаревших решений на создание боеспособных, мобильных сил, обладающих надлежащей структурой, тыловой поддержкой, уровнем боевой подготовки и технического оснащения. При этом нельзя оставлять без внимания социальные последствия реформы. Таково еще одно направление, на котором Совет Россия - НАТО уже предпринимает конкретные действия: в Москве работает Центр социальной адаптации военнослужащих, имеющий шесть филиалов в военных округах. Он оказывает тысячам увольняемым в запас содействие в трудоустройстве и привлечении их в малое предпринимательство.
Несмотря на очевидные трудности, и члены НАТО, и государства-партнеры, судя по всему, согласны в том, что оптимальным инструментом реализации интересов их безопасности выступает международное сотрудничество. Убежденность в этом побуждает все большее число из них рассматривать развитие своего оборонного потенциала как средство укрепления безопасности и стабильности в рамках международных организаций. В Совете Россия - НАТО мы осуществляем продуктивное сотрудничество по широкому кругу вопросов, в числе которых - противоракетная оборона, управление воздушным движением, поисково-спасательные операции и действия в случае ядерных аварий.
Развитие в России эффективных современных обычных вооруженных сил, безусловно, в интересах как России, так и евро-атлантического сообщества. Оборонная реформа, особенно если она проводится открыто и прозрачно, может способствовать сближению государств и открывает существенные возможности для сотрудничества. В мире, где у нас сложилось единое понимание рисков и вызовов, стоящих перед нами, и единое понимание того, какие средства помогут нам наиболее действенно отвечать на них, Совет Россия - НАТО может стать базой для сотрудничества между нашими государствами в тех вопросах, где между нами достигается согласие, и форумом для честного обсуждения наших разногласий там, где они существуют. Мне это представляется совершенно необходимым сегодня и еще более необходимым завтра. Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться благополучно и, не отказываясь от нашего прошлого, мы совместно обеспечим наше будущее.