на главную страницу

28 Июня 2006 года

Планета людей

Среда

Заместитель генерального секретаря НАТО
Дж. П. КОЛСТОН:
МЫ СОВМЕСТНО ОБЕСПЕЧИМ НАШЕ БУДУЩЕЕ



Продолжаем публикацию материалов, подготовленных совместно редакцией газеты «Красная звезда» и Информационным бюро НАТО в Москве. На этот раз вниманию читателей предлагается статья заместителя генерального секретаря по вопросам политики и планирования в области обороны Организации Североатлантического договора Джона П. Колстона.

     С 11 по 26 мая Россия и ее 26 партнеров по Совету Россия - НАТО (СРН) провели акцию «Россия - НАТО: объединяя усилия». Акция включала организацию в девяти городах России – от Владивостока до Калининграда – мероприятий, в ходе которых российская общественность смогла поучаствовать в дискуссии с официальными представителями России и НАТО о текущей деятельности и перспективах работы СРН. Так, во время мероприятия, проходившего в Уральском государственном университете в Екатеринбурге, вместе с заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками России генерал-полковником Булгаковым мы обсуждали с участниками вопросы партнерства в рамках Совета Россия - НАТО в контексте трансформации вооруженных сил России и НАТО. Теперь, когда акция «Россия - НАТО: объединяя усилия» завершилась, эти взгляды на вопросы партнерства в контексте военной трансформации представляется целесообразным вынести на суд читателей «Красной звезды».
     В духе демократических ценностей, разделяемых государствами - членами СРН, акция «Россия - НАТО» выявила широчайший диапазон взглядов на взаимодействие России и НАТО - от обращенного в будущее признания необходимости совместного противодействия общим угрозам до антинатовской полемики, возвращающей нас в период межблоковой конфронтации и окрашенной риторикой времен «холодной войны». В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 10 мая Президент Путин указал на некоторые объединяющие нас современные реалии. Выступление Президента Путина содержало важные политические указания о будущем пути становления Вооруженных Сил России – формирование профессиональных, меньших по численности, но более мобильных и боеспособных обычных вооруженных сил, соответствующих требованиям обеспечения безопасности сегодняшней России. Когда государства - члены НАТО ведут речь о военной трансформации, они имеют в виду то же самое: вооруженные силы должны стать более компактными, боеспособными, мобильными, более приспособленными для решения проблем безопасности, стоящих сегодня перед членами НАТО и международным сообществом в целом. Вот та программа, которую мы можем выполнять совместно. Наше взаимодействие в Совете Россия - НАТО может и должно служить этим интересам.
     Необходимость в трансформации – адаптации наших военных возможностей к требованиям сегодняшнего дня – очевидна. За два последних десятилетия в развитии военно-политической обстановки в мире возникло два новых глобальных фактора: завершилась «холодная война» и поднял голову международный терроризм. Мы живем уже не в эпоху противостояния военных блоков. Мы уже не стоим перед опасностью широкомасштабного военного нападения – сегодняшние риски связаны с распространением оружия массового поражения и террористической угрозой. Мы оказались в непрогнозируемых условиях обстановки, характеризующейся нестабильностью, которую порождают межэтническая и межрелигиозная напряженность, несостоявшиеся и несостоятельные государства, организованная преступность, дефицит ресурсов, политическое и экономическое соперничество. И такие риски уже не ограничиваются пределами стран и регионов: они приобретают глобальный характер. Ни одно государство в одиночку не способно справиться с этими вызовами. Только последовательные усилия международного сообщества при взаимодействии всех государств могут обеспечить мир и стабильность и заложить прочную основу для демократии и экономического роста.
     Таким образом, имеются стимулы к трансформации как в государствах - членах НАТО, так и в Российской Федерации. Государства - члены НАТО уже добились здесь существенного прогресса. За последние два года в НАТО внедрена новая командная структура, согласован набор требований по заполнению пробелов в ключевых силах и средствах, созданы Силы реагирования НАТО, которые к концу этого года должны обрести полную боеспособность. Обновление НАТО позволит альянсу отвечать на новые вызовы. Союзники по НАТО вместе выработали единое понимание необходимости перестройки и модернизации своих вооруженных сил, придания им боеспособности, мобильности, устойчивости, с тем чтобы их можно было задействовать во всем спектре будущих операций. В силу нынешних политических и финансовых реалий эта задача не будет простой ни для НАТО в целом, ни для ее членов, ни конечно же для России. Тем не менее во всех наших странах военно-политические структуры нуждаются в адаптации, которая поможет в решении стоящих перед нами реальных проблем.
     Сегодня наши вооруженные силы проходят испытание на прочность, участвуя в операциях в Афганистане, Косово, Средиземноморье, в других регионах, - это трансформация в действии. Но еще немало предстоит сделать для перестройки и модернизации наших обычных вооруженных сил. Императивы трансформации – для членов альянса, для России, для других партнеров – можно изложить в виде всеобъемлющих принципов.
     Принцип первый – оперативная совместимость: способность к совместной боевой подготовке, проведению учений и ведению боевых действий. Прочное признание получила необходимость взаимодействия как под флагом НАТО, так и в других международных форматах. Сегодня войска 12 стран - членов программы «Партнерство ради мира» бок о бок с войсками НАТО несут службу в КФОР, а 10 стран - нечленов НАТО выделили контингенты в состав ИСАФ. Первым государством - нечленом НАТО, предложившим свое участие в операции «Активные усилия» (контроль за судоходством в Средиземном море), стала Россия, которая сейчас занимается подготовкой к операции своих кораблей и экипажей. В обозримом будущем даже трудно представить себе, как операции кризисного реагирования НАТО смогут проводиться без участия стран - членов партнерства и других государств, не входящих в альянс. Да и помимо операций НАТО, альянс, государства - члены партнерства и другие страны будут готовы тесно взаимодействовать друг с другом, действуя под эгидой ООН, ЕС или иных международных структур. Предвидя расширение спектра операций, в которых возможно совместное участие России и
     НАТО, Совет Россия - НАТО выделил оперативную совместимость в качестве главного приоритета своей будущей работы. Такoe сотрудничество также усиливаeт привеpженность к тем ценностям, которые НАТО стремится культивировать: гражданский демократический контроль, подотчетность парламенту и обществу, открытоe обсуждениe вопросов с участием научной общественности и неправительственных организаций, полнaя прозрачность оборонного бюджета.
     Для таких стран, как Россия, которая не является и не стремится стать членом НАТО, но при этом желает вносить свой вклад в безопасность Евро-Атлантического региона, оборонная реформа по-прежнему принципиально важна как залог будущего плодотворного сотрудничества. Такие реформы, разумеется, входят в прерогативу самих государств, но они проводят их не в одиночку. В рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», а также программ, осуществляемых под эгидой Совета Россия - НАТО, действует обширный набор механизмов, при помощи которых может оказываться содействие, адаптированное к потребностям проведения перестройки и трансформации вооруженных сил. В этой связи я мог бы опять привести в качестве примера операцию «Активные усилия», где НАТО тесно взаимодействует с Черноморским флотом в процессе подготовки к участию в ней России, и многие другие элементы Рамочной программы укрепления оперативной совместимости Россия - НАТО, которые обретают все более практический и конкретный характер и от совместной теоретической подготовки позволяют перейти к проведению учений на уровне подразделений.
     Второй принцип трансформации я мог бы охарактеризовать как последовательное применение государствами и международным сообществом своих военных и политических инструментов. Вооруженные силы составляют лишь одно из орудий, которыми располагают государства и международное сообщество для укрепления мира и стабильности, и в интересах достижения желаемого результата вооруженные силы должны сотрудничать с другими участниками международного общения, такими как международные организации, НПО, другие государства. В силу сложностей, с которыми сопряжено взаимодействие с этими различными субъектами в отдаленных районах планеты, и многообразия возникающих задач к офицерскому, сержантскому и рядовому составу вооруженных сил предъявляются высокие требования по уровню его общеобразовательной подготовки и боевой выучки, усвоения демократических ценностей и понимания роли вооруженных сил в современном мире. Россия - постоянный член Совета Безопасности и участник многих других международных структур - является ключевым членом международного сообщества и призвана играть важную роль в продвижении этого конструктивного подхода. Такое сотрудничество также составляет важнейший элемент работы Совета Россия - НАТО как на политическом уровне – в процессе консультаций по таким вопросам, как Балканы, Ближний Восток, Афганистан или энергетическая безопасность, так и в практическом плане – в ходе нашей совместной работы на таких направлениях, как оказание помощи при стихийных бедствиях или борьба с незаконным оборотом наркотиков.
     Третий принцип трансформации – силы и средства. Страны должны быть оснащены всем необходимым для выполнения поставленных задач. Необходимость иметь многочисленную призывную армию для защиты территории уходит в прошлое. В нынешней обстановке государствам требуются экспедиционные силы и средства, позволяющие своевременно реагировать на возникновение кризисов или эффективно устранять их последствия. Государствам, ставшим на путь трансформации, целесообразно формировать подлинно мобильные и боеспособные силы и иметь в своем распоряжении такие ключевые инструменты, как стратегический транспорт, мобильный тыл, средства наблюдения, и мобильную, оперативно совместимую с другими систему боевого управления. Как и члены НАТО, такие страны-партнеры, как Россия, стоят перед необходимостью адаптации своих вооруженных сил к новой обстановке в мире в условиях жестких бюджетных ограничений. Необходимым шагом на пути к трансформации является переключение ресурсов с морально устаревших решений на создание боеспособных, мобильных сил, обладающих надлежащей структурой, тыловой поддержкой, уровнем боевой подготовки и технического оснащения. При этом нельзя оставлять без внимания социальные последствия реформы. Таково еще одно направление, на котором Совет Россия - НАТО уже предпринимает конкретные действия: в Москве работает Центр социальной адаптации военнослужащих, имеющий шесть филиалов в военных округах. Он оказывает тысячам увольняемым в запас содействие в трудоустройстве и привлечении их в малое предпринимательство.
     Несмотря на очевидные трудности, и члены НАТО, и государства-партнеры, судя по всему, согласны в том, что оптимальным инструментом реализации интересов их безопасности выступает международное сотрудничество. Убежденность в этом побуждает все большее число из них рассматривать развитие своего оборонного потенциала как средство укрепления безопасности и стабильности в рамках международных организаций. В Совете Россия - НАТО мы осуществляем продуктивное сотрудничество по широкому кругу вопросов, в числе которых - противоракетная оборона, управление воздушным движением, поисково-спасательные операции и действия в случае ядерных аварий.
     Развитие в России эффективных современных обычных вооруженных сил, безусловно, в интересах как России, так и евро-атлантического сообщества. Оборонная реформа, особенно если она проводится открыто и прозрачно, может способствовать сближению государств и открывает существенные возможности для сотрудничества. В мире, где у нас сложилось единое понимание рисков и вызовов, стоящих перед нами, и единое понимание того, какие средства помогут нам наиболее действенно отвечать на них, Совет Россия - НАТО может стать базой для сотрудничества между нашими государствами в тех вопросах, где между нами достигается согласие, и форумом для честного обсуждения наших разногласий там, где они существуют. Мне это представляется совершенно необходимым сегодня и еще более необходимым завтра. Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться благополучно и, не отказываясь от нашего прошлого, мы совместно обеспечим наше будущее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex