Приоритет отдан техническим университетам и медицинским академиям, а также узкопрофильным вузам. Что касается последних, то в них ведется обучение по так называемым дефицитным специальностям, в которых остро нуждаются практически все виды и рода Вооруженных Сил. Например, армии нужны инженеры, умеющие прокладывать дороги, трубопроводы и мосты. Не менее востребованы геодезисты, картографы и метеорологи - без метеосводки, например, нельзя организовать полеты военной авиации или провести крупное тактическое учение с боевой стрельбой.
Пока что в Новосибирске продолжают готовить офицеров запаса в восьми высших учебных заведениях, имеющих статус государственных. После оглашения Минобороны вышеупомянутого списка останутся лишь две военные кафедры – в медицинской академии и университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), где обучаются около 11 тысяч студентов.
- Не было уверенности, что и нас не сократят, - рассказывает начальник военной кафедры СибГУТИ полковник Виктор Панарин. – Долгое время студенты, преподаватели да и руководящий состав университета находились в тревожном ожидании. Была надежда, что кафедру все-таки «пожалеют», потому что наш вуз готовит специалистов связи. А они, как показывает жизнь, востребованы во всех без исключения силовых структурах. Сегодня около 15 процентов наших выпускников служат в различных силовых ведомствах. Как служат? Хорошо. Есть среди них уже и генералы, занимающие высокие должности, в том числе в Генштабе.
В канун принятия центром важных решений Виктор Иванович направлял письма с убедительными аргументами в самые высокие инстанции. Бывший ректор университета доктор технических наук, академик РАИН профессор Валерий Бакалов также сделал все от него зависящее, чтобы в столице еще раз призадумались, прежде чем изымать из списка один из крупнейших учебных и научных центров России в области телекоммуникаций и информатики. Столь же бережное отношение к военной кафедре и у нового ректора - профессора Сергея Георгиевича Ситникова, избранного на эту должность 16 декабря прошлого года на общем собрании университета.
Если говорить о значимости и авторитете самого вуза, то сегодня в его составе 6 факультетов очного обучения и факультет заочного, 3 филиала - в Екатеринбурге, Хабаровске и Улан-Удэ, 4 колледжа связи и информатики, межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов, научно-исследовательский сектор, аспирантура, докторантура, региональный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. СибГУТИ готовит кадры в областях телекоммуникаций, информатики, экономики и бизнеса не только для регионов Урала, Сибири, Дальнего Востока, но и для ряда стран Европы, Азии, Африки и Америки. В университете работают около 600 преподавателей, среди которых десятки профессоров и докторов наук, 15 действительных членов и членов-корреспондентов различных российских и зарубежных академий.
В общем, неудивительно, что в столице при отборе военных кафедр, подлежащих сохранению, отдали предпочтение этому авторитетному вузу.
По мнению руководящего состава СибГУТИ, в частности ректора Сергея Ситникова, есть и субъективные факторы, в значительной мере способствовавшие тому, что военная кафедра получила вторую жизнь. Так, на протяжении последних пяти лет этот коллектив офицеров экзаменовало несколько комиссий, две из которых – из Минобороны и Главного управления кадров Вооруженных Сил. И если подчиненные полковника Панарина в ходе последней такой проверки заслужили четверку, то их коллеги из соседнего, столь же престижного новосибирского вуза получили «неудовлетворительно».
Некоторые войсковые офицеры считают военную кафедру этакой тихой заводью, где нет причин особенно напрягаться… «Ну-у, какая там служба? – иронично улыбнется, бывает, испытанный полигонами офицер, у которого в подчинении две-три сотни солдат и сержантов. – Прочитал студентам лекции – и домой. Еще сходишь один-два раза в месяц в наряд. Да и что за наряд такой – дежурным по кафедре? А какие меры воздействия у преподавателя-офицера на студента, который прогуливает занятия или получает двойки? Студент не солдат, ему не прикажешь, он не принимал военную присягу».
Полковник Панарин и его коллеги подобные рассуждения не приемлют.
- Все в конечном счете зависит от того, кто и как учит студента военному делу, - говорит Виктор Иванович. – В любом вузе, в большом или маленьком коллективе есть свои установленные правила, которым нужно следовать. Есть такие требования и у нас, и они, конечно, не выходят за рамки существующего законодательства. Поэтому неважно, кто ты – преподаватель или студент, будь добр, выполняй, что требуется, в объеме возложенных на тебя задач. Таким образом, преподаватель обязан хорошо учить, а студент – прилежно учиться! Никто студенту силком не навязывал военное дело. И если он без уважительных причин пропустил у нас три занятия, его отчислят с кафедры, и никто ему не поможет.
Чтобы студент с военной кафедры был отчислен, случается редко. Будущие инженеры очень дорожат предоставленной им возможностью получить военную специальность, а вместе с ней и офицерские погоны. Перспективы знает любой первокурсник: если придется служить по призыву, то уже не рядовым, а лейтенантом. Известно им и то, что некоторые выпускники кафедры, как уже было сказано, дослужились и до генеральских звезд. Кстати, и полковник Панарин – выпускник родной для них кафедры.
Второй всем известный плюс «военки» для студентов – по окончании университета, имея офицерское звание и столь востребованную специальность, они могут заключить контракт и служить практически в любой силовой структуре. К тому же обучение на кафедре бесплатное. Больше того: студентам ежемесячно доплачивают 15 процентов от их стипендии. Немногим более 100 рублей, но в данном случае значим сам факт. Словом, очередь к полковнику Панарину у абитуриентов при поступлении в университет – несколько человек на место.
Постановлением правительства определен статус военной кафедры, соответственно и порядок отбора для обучения на ней. В числе обязательных условий – российское гражданство, надлежащее состояние здоровья, уровень дисциплины и успеваемости. Кстати, на каждом курсе из 150 - 160 человек 10 – 15 - девушки. Офицеры-преподаватели говорят, что они учатся еще более прилежно, чем парни, и, проявляя повышенный интерес к военному делу и армейским порядкам, очень просят начальника кафедры разрешить им пройти полевой сбор. Их не положено привлекать на это мероприятие, но что делать полковнику Панарину, если слабый пол добровольно надевает камуфляж, обувает берцы, приезжает на полигон и со слезами на глазах просит разрешения пожить в палатках, позаниматься огневой и тактической подготовкой?
Все четыре военно-учетные специальности, по которым готовит своих питомцев военная кафедра СибГУТИ, тесно увязаны с гражданскими профессиями, ради получения которых молодые люди и поступили в вуз. Например, есть в университете факультеты многоканальной и автоматической электросвязи, выпускающие соответствующих инженеров. Фактически такую же ВУС студенты получают по окончании обучения на военной кафедре.
Аналогичный пример: есть в учебном заведении факультеты радиосвязи, радиовещания и телевидения, инженерно-экономический. Применительно к ним, а точнее, вместе с ними военная кафедра готовит инженеров по эксплуатации радиосредств и командиров взводов фельдъегерско-почтовой связи.
10 лет тому назад в вузе открыли факультет информатики и вычислительной техники. И военная кафедра пошла в ногу со временем. Результатом этой работы и обращения в высокие государственные инстанции стало обучение на кафедре еще по одной специальности, которая называется «программное обеспечение функционирования автоматизированных систем». Проще говоря, здесь стали готовить офицеров-программистов (для РВСН). Только в прошлом году десятерых выпускников призвали на службу в Космические войска.
- Именно таким, сугубо профильным, должен быть подход к подготовке офицеров запаса, - считает полковник Панарин. – Где логика, рациональное зерно, когда в госуниверситете будущий математик или физик осваивает должность командира мотострелкового взвода? Совершенно очевидно, что военная специальность должна быть родственной гражданской профессии. Тогда проще работать и офицерам-преподавателям, и студентам, да и государственные деньги сэкономим, потому что учим уже не с нуля.
- Фактически к нам приходят готовые специалисты, и наша основная задача состоит в том, чтобы обучить их общевойсковым дисциплинам, на которые отводится около 100 часов, - рассказывает начальник учебной части полковник Сергей Некрасов. – То есть студенты изучают тактику, уставы, огневую, инженерную подготовку, РХБЗ и другие предметы. Конечно, много часов отведено и на профилирующие дисциплины – тактико-специальную подготовку и военно-специальную.
Кто учит будущих лейтенантов запаса, прививает им азы армейской службы? Кафедра укомплектована преподавательским составом на 93 процента. Из них почти каждый второй офицер окончил Военную академию связи, каждый третий - принимал участие в боевых действиях и имеет государственные награды. Например, старший преподаватель подполковник Павел Каблов воевал в Афганистане и на Северном Кавказе, подполковник Владимир Лапин и майор Станислав Федоров – в Чечне. Все офицеры-преподаватели не менее 15 лет прослужили в войсках, и о них вряд ли кто осмелится сказать, что на кафедру они пришли, чтобы отсидеться в «тихой заводи». Заведенные с лейтенантской юности военной пружиной - работать столько, сколько нужно для дела, эти офицеры просто не приемлют более спокойный и щадящий режим службы. Например, с должности командира полка связи сюда пришел начальник военной кафедры, а старший преподаватель подполковник Лапин до того, как учить студентов, командовал батальоном. Полковник запаса Валерий Гребенщиков и подполковники Александр Дорожкин и Павел Каблов в свое время занимали должности старших офицеров отдела связи штаба общевойскового объединения СибВО.
Учебно-материальная база кафедры позволяет качественно проводить занятия. Студенты изучают технику и средства связи, которыми оснащены войска. На каждом направлении подготовки по военно-учетной специальности три учебных класса. Столько же их и на цикле общевойсковой подготовки. Заметно улучшилась материальная база кафедры после сокращения Томского военного училища связи: появились хорошие радиостанции, проводная и другая аппаратура.
Обучение проводится методом военного дня. В соответствии с расписанием университета в один из дней недели студенты приходят на кафедру и занимаются в течение шести часов. Все начинается с построения, оценки внешнего вида и готовности к учебе. Форма одежды – военная. После обеда – два часа самоподготовки.
Ближайшие планы коллектива офицеров военной кафедры - организовать мини-полигон связи на территории университета. Хочется идти в ногу со временем: осваивать аппаратуру на основе цифровых технологий. В этом кафедре помогает руководство университета. В свое время именно оно помогло оснастить учебные места новыми компьютерами. А недавно ректор Ситников выделил на реконструкцию и улучшение учебной материально-технической базы военной кафедры 4 млн. рублей. Еще Сергей Георгиевич приказом по университету, приуроченному ко Дню защитника Отечества, поощрил всех офицеров-преподавателей денежными премиями в размере около 5 тысяч рублей.
В ноябре прошлого года военная кафедра Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики отметила свой 50-летний юбилей. Кафедру создавали офицеры-фронтовики – участники Великой Отечественной войны. Лучшие традиции и уникальный опыт по подготовке офицеров запаса в этом коллективе собирались по крупицам и передавались из поколения в поколение. Видно, что эти традиции не утеряны. Со времени образования кафедры в ее стенах подготовлены около 14 тысяч офицеров запаса, многие из которых посвятили жизнь ратному служению Родине.
От редакции. Приказом министра обороны РФ подполковник Тарас Рудык назначен постоянным корреспондентом «Красной звезды» по Сибирскому военному округу.