на главную страницу

29 Июня 2006 года

Планета людей

Четверг

Бундесвер: вопреки конституции

Николай АНДРЕЕВ.



С 1 июня бундесвер официально возглавил миротворческую миссию международных сил по стабилизации в Афганистане в северных районах страны. По сообщению министерства обороны ФРГ, бригадный генерал Маркус Кнайп вступит в должность командующего германским контингентом, которому будут подчиняться все подразделения «голубых касок» на севере Афганистана - вплоть до границы с Таджикистаном и Узбекистаном. В рамках подготовки к расширению зоны ответственности бундесвера в течение последних месяцев в североафганском городе Мазари-Шариф был построен полевой лагерь «Кэмп Мармаль» - самый крупный за пределами Германии. На сегодняшний день там дислоцированы 630 немецких солдат, а до конца текущего года их число будет увеличено до 1.400 человек.

     Федеративная Республика Германия после объединения 1990 года стала активно участвовать в военных операциях за пределами своей территории. Это новое явление послевоенной истории. К началу 2006 года около 7 тысяч военнослужащих бундесвера находились в зарубежных миссиях на Балканах, в Афганистане и в других регионах мира. А всего, начиная с 1995 года, в них приняли участие более 120 тысяч немецких военных.
     Взгляды политического руководства ФРГ по проблеме направления собственных войск в чужие страны пережили метаморфозу. Как известно, поражение гитлеровской Германии во Второй мировой сделало войну как таковую в глазах немцев крайне непопулярной. Действующий и поныне Основной закон (Конституция) ФРГ 1949 года гласит: «Федерация формирует вооруженные силы для обороны» (ст. 87а). Использование германских вооруженных сил на чужой территории согласно этому документу исключается. Кроме того, германские войска не могут участвовать в наступательной войне (ст. 26 Основного закона).
     Однако действительность выглядела иначе. В 1955 году Германия вступила в НАТО с вытекающими отсюда обязанностями по коллективной обороне. Потом добавились обязательства в рамках Европейского союза. За последние 15 лет формулировка военной составляющей германской внешней политики неоднократно уточнялась. Бундесвер на практике все больше отдалялся от буквы и духа Основного закона. Свыше сорока раз бундестаг (парламент) давал «добро» на участие вооруженных сил в акциях вне территории ФРГ и других стран—участниц НАТО. И ни разу при этом не объявлялось так называемое состояние обороны. В оценке этой ситуации стали появляться импровизации. Так, будучи еще недавно министром обороны, а ныне депутат бундестага Петер Штрук заявил: «Германия обороняет свою безопасность и в горах Гиндукуша», т.е. в далеком Афганистане.
     В начале 1990-х годов участие немецких военных в зарубежных операциях непременно связывалось с мандатом ООН или ОБСЕ. Затем появились новые установки: Германия, мол, как крупное и мощное государство и как активный член не только ООН и ОБСЕ, но и НАТО и ЕС, должна вносить военный вклад в совместную безопасность и в дело мира во всем мире. Поскольку федеральное правительство и оппозиция не смогли достичь консенсуса по этой проблеме, Федеральный конституционный суд в июле 1994 года вынес решение, что использование бундесвера за пределами территории НАТО якобы не противоречит Основному закону. Только в каждом отдельном случае требуется предварительное согласие бундестага.
     В 1999 году ФРГ уже без всякого мандата ООН приняла участие в крайне спорной с точки зрения международного права военной акции НАТО фактически в поддержку косовско-албанских сепаратистов, против сербов и суверенной Югославии. Поскольку в германских политических верхах эту тему, как правило, обходят молчанием, в стране зазвучали призывы провести общую дискуссию и в законодательном порядке определиться.
     Однако эти призывы пока так и остаются призывами. В то же время бундесвер все активнее принимает участие в возглавляемой США антитеррористической операции в Афганистане. Сейчас он занят перегруппировкой своих сил. В этом году из 1.400 военнослужащих, дислоцированных в Кабуле, останется только 500, остальные будут перемещены на север Афганистана. Об этом заявил новый министр обороны ФРГ Франц Йозеф Юнг, посетивший афганский контингент бундесвера в декабре прошлого года.
     Следует отметить, что участие в операции в Афганистане сопряжено с опасностью для жизни. Среди немецких военных есть жертвы: число погибших к декабрю 2005 года достигло 18. Значительный ущерб наносят мины дистанционного управления на обочинах дорог. Нападения террористов-самоубийц на солдат и офицеров бундесвера не прекращаются, хотя последние заняты решением прежде всего гуманитарных задач и не направляются в охваченные волнениями особо опасные южные провинции. Боевые потери заставили командование задуматься о защищенности солдат. Министр обороны в ходе недавнего визита передал своим подопечным еще 6 бронетранспортеров «Динго». Всего же из 950 немецких автомашин 400 бронированы. Боевую оснащенность контингента, по сообщениям немецкой печати, возможно, еще повысят за счет 4 – 6 самолетов «Торнадо» из состава 51-го разведывательного авиаполка из Ягеля, что под Шлезвигом. Военное командование рассматривает возможность более широкого использования люфтваффе в Афганистане. Речь идет о самолетах воздушной разведки, оснащенных современной фотографической и радиотехнической аппаратурой.
     Бундесверу запрещено вести активную борьбу против производства и торговли наркотиками. Это якобы чисто полицейские функции. Кроме того, небезопасно покушаться на источники доходов старейшин, необходимые, в частности, для содержания вооруженных группировок последних. С местными вождями бундесвер конфликтовать не намерен. Министерству внутренних дел Германии с 2002 г. принадлежит роль координатора международных усилий по созданию афганской полиции. В полицейской академии Кабула, учрежденной немцами, были подготовлены 54 тысячи участковых и 3.300 старших полицейских чиновников. Немцы помогли с оснащением и организовали телефонную службу бесплатного вызова полиции.
     Немецкие военные выступают советниками в боевой учебе афганской армии. Они занимаются сбором оперативной информации в зоне ответственности. К примеру, где требуются колодцы, электричество, школы, медицинская помощь и т.д. Затем эта информация передается Обществу технического взаимодействия и вспомогательным организациям, которые принимают меры.
     Германские солдаты работают в составе двух так называемых «региональных групп по восстановлению», призванных создавать в Афганистане зоны безопасности и стабильности. Это не чисто военные организации, во главе каждой из них стоит один офицер бундесвера и один представитель германского МИДа. С ними тесно взаимодействуют представители федеральных министерств внутренних дел и экономического развития. Немецкие патрули в форме больше демонстрируют международное военное присутствие, чем оказывают силовое воздействие на нестабильную обстановку. Остро сказывается дефицит доверия. Поэтому ставка делается на деловые контакты с местным населением. Проводятся встречи с афганской полицией за чашкой чая, «круглые столы». В расположение войск на совместные застолья приглашаются представители здешних силовых структур и старейшины. Их семьям предоставляются льготы, например в медицинском обслуживании и т.д. Подобные методы часто оказываются эффективнее, чем броня машин или боевая мощь оружия.
     Группы по восстановлению инфраструктуры занимаются рекультивацией старых, в том числе бывших советских, военных городков, уничтожением боеприпасов, оставшихся от прошлых войн и конфликтов, строительством и ремонтом мостов и других объектов, которые потом передаются в пользование афганской стороне. Для местных жителей таким путем создаются рабочие места. Большие инвестиции бундесвер вкладывает в восстановление системы водоснабжения, которая в регионе в значительной мере пришла в упадок или была разрушена.
     Для работы среди населения налажено радиовещание на местных языках, используются громкоговорители, выпускаются листовки и другая печатная продукция. Для этого созданы и действуют органы оперативной информации. Предпочтение отдано радиовещанию ввиду массовой неграмотности здешних жителей и все большего распространения среди них маленьких радиоприемников. В Германии Центр оперативной информации бундесвера, учитывая потребности контингента в Афганистане, объявил набор резервистов по специальности под шифром «Орхидея», то есть восточные языки и культуры, например арабистика. Дикторов радио нанимают и из числа местных носителей языков Афганистана.
     По словам командующего германскими войсками в Афганистане генерала Х.-К. Аммона, миссия бундесвера в этой стране может продлиться еще десять лет…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex