на главную страницу

30 Июня 2006 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Пятница

ГОРИЗОНТЫ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

Генерал-лейтенант Александр КОВАЛЕВ,начальник Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.



     В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ В.В. Путин особое внимание акцентировал на качестве образования. «Необходимо обеспечить конкурентоспособность нашего образования, в противном случае мы столкнемся с реальным отрывом качества образования от современных требований», – сказал Президент России.
     Применительно к образованию военному можно смело сказать, что его качество – это основа безопасности России.
     Еще в 2002 году была утверждена федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации до 2010 года».
     Вузы Министерства обороны РФ прошли процедуру комплексной оценки деятельности, включающую в себя лицензирование и аттестацию по программе Государственной инспекции учебных заведений России с учетом нормативных и правовых актов Минобороны России. Военными вузами получены соответствующие лицензионные и аккредитационные документы. Тем самым была реализована функция объективного и независимого государственного контроля.
     Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского еще в 2003 году первой среди военных вузов прошла этот этап. Тем самым был подтвержден ее высокий профессиональный статус одного из старейших военно-учебных заведений России, где на протяжении трех столетий закладывались традиции подготовки офицерских кадров.
     «Можайка» сегодня – это крупнейший политехнический вуз Министерства обороны, где готовятся высококвалифицированные кадры офицеров с высшим военно-специальным образованием не только для Космических войск, но и для других родов, видов Вооруженных Сил, силовых ведомств страны.
     Минувший год стал знаменателен тем, что в академии была организована подготовка офицерских кадров с высшим военным образованием для Космических войск по нескольким военным инженерным специальностям. Через год после выпуска из академии выпускникам предстоит занять ответственные командно-инженерные должности в частях и соединениях запуска и управления космическими средствами. А еще через несколько лет на их плечи ляжет весь груз ответственности за судьбу и перспективы космической составляющей нашей страны. Так что в руках «Можайки» в буквальном смысле этого слова – судьба Космических войск. В перспективе на командном факультете планируется открытие еще командно-штабной специальности, для чего в настоящее время идут разработка и оформление соответствующих документов.
     Содержанием второго, современного этапа реализации программы реформирования военного образования являются проведение организационных мероприятий, направленных на оптимизацию сети и емкости военно-учебных заведений, и в дальнейшем их полномасштабная модернизация. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского в связи с этим укрупняется за счет присоединения Пушкинского военного института радиоэлектроники имени Е.Я. Савицкого и Санкт-Петербургского военного топографического института имени А.И. Антонова.
     Однако очевидно, что только структурными изменениями нельзя решить вопрос повышения качества и эффективности военного образования. Это проблема комплексная. Изменения должны коснуться всех элементов педагогической системы.
     В качестве одной из задач, решение которой позволило бы повысить качество образовательной деятельности вуза, является разработка образовательных стандартов высшего военно-профессионального образования.
     Дело в том, что в настоящее время Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, по которым военные вузы ведут подготовку специалистов, по своей сути являются конструкторскими, в них заложены фундаментальная базовая инженерная подготовка, теоретические основы специальности, основы организации соответствующего производства и т.д. Однако вопросы эксплуатации вооружения и военной техники, которые являются стержневыми в профессиональной деятельности военного специалиста, в существующих ГОСах должным образом не представлены. Сейчас назрела необходимость создания учебно-методического объединения (УМО) вузов Минобороны России и разработки Государственных образовательных стандартов в области испытания и эксплуатации вооружения и военной техники. Наша академия имеет богатый опыт подготовки специалистов в этом направлении, высококвалифицированный научно-педагогический потенциал, уникальную научную и материально-техническую базу. Мы уже принимали участие в разработке стандартов в этой области и готовы продолжить работу при принятии положительного решения на создание указанного УМО на базе академии.
     Необходимость создания УМО в области испытания и эксплуатации вооружения и военной техники на базе академии и разработка соответствующих Государственных образовательных стандартов стали еще более актуальны в результате принятия решения о передаче космодрома Байконур Федеральному космическому агентству.
     Планируемое в 2007 году переподчинение ставит перед Роскосмосом проблему подготовки специалистов по эксплуатации ракетно-космической техники и систем космодрома в целом. На сегодняшний день эти вопросы решались преимущественно выпускниками нашей академии.
     Гражданские государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования подготовку специалистов в этой области не осуществляют, и перевод их на подготовку специалистов по эксплуатации ракетно-космической техники для ФКА потребует существенных государственных затрат на создание дорогостоящей учебно-материальной базы.
     В этой связи достаточно логично прозвучало наше предложение о целесообразности подготовки специалистов ФКА по эксплуатации ракетно-космической техники в наших стенах. Налаженный механизм педагогического процесса, высококвалифицированный научно-педагогический состав, уникальная УМБ – основа качественной подготовки специалистов по эксплуатации космических средств, поддержанию боеготовности Космических войск.
     Дальнейшие перспективы Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского нам видятся в реализации нескольких приоритетных направлений.
     Во-первых, создание факультета переподготовки и повышения квалификации офицерского состава Космических войск, других видов Вооруженных Сил и родов войск, учреждений Министерства обороны России на базе академических курсов.
     Во-вторых, создание гуманитарного факультета на базе существующих гуманитарных кафедр академии для более качественной подготовки офицеров воспитательных структур воинских частей Космических войск. Подготовка этих специалистов требует создания специализированных кафедр, учебных лабораторий и кабинетов, оснащенных соответствующим оборудованием, а также создания научно-исследовательской лаборатории. При наличии гуманитарного факультета возможно расширение перечня гуманитарных специальностей подготовки офицеров с высшим военным образованием.
     В-третьих, одним из перспективных направлений является организация академией платной деятельности в области образования путем создания факультета платного обучения. Создание факультета не потребует затрат со стороны Минобороны РФ и позволит привлечь в академию дополнительные денежные средства и сократить текучесть преподавательских кадров.
     В-четвертых, в сфере подготовки специалистов мы готовы к сотрудничеству с иностранными государствами по имеющимся в академии специальностям подготовки. В соответствии с решениями, принятыми на встрече президентов России и Казахстана в 2005 году на Байконуре, академия способна с 1 сентября 2006 года приступить к подготовке специалистов по двум специальностям.
     Реализация всех этих замыслов позволит не только повысить эффективность подготовки наших выпускников, но и в конечном итоге наполнить практическим содержанием слова Президента РФ В.В. Путина, сказанные им в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ: «…чем сильнее будут наши Вооруженные Силы, тем меньше будет соблазн оказывать на нас давление, под каким бы предлогом оно ни проводилось».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex