на главную страницу

5 Июля 2006 года

Без камуфляжа

Среда

Что наша жизнь? Кино!

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.




     Можно подвести итоги прошедшего в столице XXVIII Московского международного кинофестиваля. Вообще, этот наш отечественный кинофорум начался с… Венецианского фестиваля, когда в 1934 году там были показаны несколько советских лент: «Три песни о Ленине» Дзиги Вертова, «Веселые ребята» Григория Александрова, «Окраина» Бориса Барнета и другие работы. Наградой за них стал Почетный кубок и рекомендация организовать в СССР нечто подобное. В жюри первого ММКФ, который стал важной вехой культурной жизни страны, председательствовал Сергей Эйзенштейн. Интересно, что один из призов достался тогда мультфильму Уолта Диснея. Но, с началом Второй мировой войны стало не до кино.
     Второе дыхание у ММКФ открылось только в 1959 году, а в один ряд с Каннами, Берлином, Венецией и Сан-Себастьяном фестиваль встал в 1972 году, т.е. добился престижной категории «А». Для культурной и духовной жизни России Московский международный кинофорум - по-прежнему крупное событие. В первую очередь это очень важная и нужная форма знакомства с мировой культурой. Социальную функцию кинопоказов тоже сложно переоценить. Это проверка нравственных начал в обществе, его духовных ориентиров. Можно говорить и о направляющем факторе киноискусства, его возрастающем влиянии на жизнь общества. Так что давно пора жестче определить уровень социальной ответственности мирового кинематографа перед обществом. Предполагается, что к 2010 году на просмотр фильмов в кинотеатрах и дома россияне станут тратить 1.131 млрд. долларов – на 69 % больше, чем сейчас. Соответственно возрастет и количество кинопродукции. Только вот вырастет ли ее качество? С момента изобретения кинематографа, по приблизительным подсчетам, было снято около 300 тысяч картин. Из них лишь малая толика осталась в культурной памяти человечества.
     Практически об этом сказал при подведении итогов XXVIII ММКФ глава жюри основного конкурса — режиссер, сценарист и писатель в одном лице Анджей Жулавский. Это и стало критерием отбора лучших лент — участниц фестиваля. Но несколько смутило то, как многопризнанный киномастер Жулавский говорил на закрытии ММКФ о безусловной честности своей оценивающей картины команды. О просто-таки ошеломляющем единогласии в ней, т.е. о полном отсутствии споров. А также о категорической невозможности давления на членов жюри официальными лицами. По недовольному лицу президента ММКФ Никиты Михалкова после оглашения списка победителей в последнее вполне поверилось. Как, впрочем, и в проглядывающую жесткую авторитарность выбора самого председателя жюри, что и показали те же итоги. Потому что главный приз XXVIII ММКФ достался абсолютно средненькой европейской картине «О Саре» (Швеция, реж. Осман Карим). Это лента-бытописание жизни девушки Сары, начиная с ее двадцатилетнего возраста на протяжении 10 лет. Это скорее не жизнь, а Карьера. Вот так, с заглавной буквы. Ведь на эту карьерную нить тщеславия нанизывается любовь с целой вереницей мужчин, дочерняя ответственность, воспринимаемая как обуза. И мертворожденный ребенок, как страшный итог меркантильных поисков счастья. Фильм вроде бы по тематике беспроигрышно зрелищный, но говорить о нем как о лучшем фильме конкурса, пожалуй, спорно.
     Приз за лучшее исполнение женской роли серебряный «Святой Георгий» по праву заслужила актриса Джулия Уотерс. Она играет в фильме «Уроки вождения» (Великобритания, реж. Джереми Брок) пожилую актрису Эви Уолтон, которая учит актерскому мастерству застенчивого подростка Бена. Он из семьи священника, у матери Бена – религиозной бескомпромиссной истинной англичанки, одна цель: не допустить, чтобы сын отвернулся от общепринятой морали. У Бена сложный выбор: стать мужчиной или существовать в образе ходячей модели праведности. В фильме нет скучной назидательности, зато много умного английского юмора. Картина «Уроки вождения» заслужила в том числе и специальный приз жюри серебряного «Святого Георгия», и основной приз российской кинокритики «за искусное соединение общечеловеческих ценностей, национальных культурных традиций и неповторимого английского юмора», и по результатам опроса зрителей картин конкурсной программы взяла приз зрительских симпатий.
     Лучшим в исполнении мужской роли, по мнению жюри, стал актер Йенс Харцер («Страхование жизни» (Германия, реж. Бюлент Акинчи). В этой картине он страховой агент, который надолго бросает семью, чтобы заработать ей на достойную жизнь. Он – как символ бесконечной Дороги, где за недостижимым горизонтом ждут Достаток, Успех и Карьера. В гонке за ними он теряет и семью, и любовь и чуть не погибает сам. Актер неплох, но наш Олег Табаков, играющий коррумпированного чиновника в фильме «Родственники» (Венгрия, реж. Иштван Сабо), уж точно интереснее. Без всякого ура-патриотизма. Не менее интересен и актер Рауль Бова («Лед и пламень» (Италия, реж. Умберто Мариино), который великолепно сыграл человека, обретшего любовь-спасение и негаданно потерявшего ее под жестоким колесом Жизни-Судьбы.
     Но не будем строги. Ведь за что-то оценила российская кинокритика картину «Страхование жизни» в целом, удостоив ее специального упоминания и диплома ни много ни мало как «за оригинальное кинематографическое воплощение кафкаианских мотивов».
     Лучшей режиссерской работой стала лента Бертрана Блие «Сколько ты стоишь?» (Франция) с Моникой Беллуччи и Жераром Депардье. Снова любовь, теперь уже превратившаяся в некую мечту о прекрасном и в стремление к тихой жизненной гавани. И в любовь-деньги, что испытывает на чистоту устремлений души и сердца. Так сколько же стоят вечные ценности? Через своего героя Депардье задает вопрос и не отвечает на него. За искренность и боль игры актер получил на закрытии ММКФ из рук Олега Табакова - художественного руководителя МХАТа им. А.П. Чехова, единогласно присужденный ему специальный приз «Верю. К. Станиславский» за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы Станиславского.
     Не остался незамеченным жюри международной кинокритики (ФИПРЕССИ) фильм «Букмекер» (Филиппины, реж. Джеффри Джетуриан). Там замечательно играет букмекера, принимающего ставки на запрещенную местными законами лотерею – разновидность лото, актриса Джина Пареньо. Особенность минималистичной стилистики картины подчеркивает съемка «ручной» камерой с полным сохранением единства времени и места.
     Кроме основного конкурса на ММКФ традиционно прошел и конкурс «Перспективы», жюри которого этот раз возглавил чешский режиссер Петр Зеленка. Фильмом-победителем «Перспектив» стал «Чашма» («Источник») (Узбекистан) режиссера и сценариста Елкина Туйчиева. Это картина о переполненной страстями жизни, о вечном источнике, ее питающем.
     То, что киноискусство сродни самой жизни, вполне подтвердил несомненный успех программы документального кино «Свободная мысль». Такой программы на ММКФ не было 20 лет, и казалось, что российскому зрителю это направление не особо интересно. А оказалось, что на фоне недостатка художественных фильмов, адекватно отражающих современную действительность, ленты-реалити очень даже конкурентоспособны.
     Вообще, на самом деле проблему невысокой посещаемости зрителями кинотеатров можно решить просто. Удобными залами для просмотров с современным оборудованием и качественным маркетингом. Грамотная реклама и пиар-штурм – залог успешного кинопроката. Пример тому многомиллионные сборы двух «Дозоров» и «9 роты».
     Есть и третий путь: снимать интересные фильмы. Не прикрываясь лукавым оправданием отсутствия интереса публики, мол, есть кино «не для всех». Жаль только, что зачастую вкус наш формируют кинопрокатчики, которые закупают и показывают картины. Но кинофестивали и существуют для того, чтобы показать наш, зрительский, интерес к достойным киноработам. Где, как в жизни, есть негатив и позитив. Стоит сходить в кино, чтобы увидеть на экране, как в зеркале, отражение собственного пути. Может быть, кому-то это поможет убрать камни со своей дороги, чтобы не споткнуться?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex