на главную страницу

5 Июля 2006 года

Армия и общество

Среда

Свиньи продажные

Подполковник Вадим КОЖУХОВСКИЙ.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.




     Административный нагоняй получили от командующего 2-й армией Приволжско-Уральского военного округа начальники тыла и продовольственной службы этого войскового объединения, а также организаторы тыла и продобеспечения 27-й гвардейской мотострелковой дивизии. История эта разворачивалась под свиное хрюканье и с подачи военной прокуратуры Самарского гарнизона, которая, как говорится в одном из официальных документов, «9 февраля 2006 года пресекла попытку реализовать гражданским лицам 26 поросят и двух телят из подсобного хозяйства 433-го мотострелкового полка 27-й мсд».
     Поводом для гнева командарма стал не столько факт реализации скотины (прокуратура еще не завершила проверку законности так и не состоявшейся сделки), сколько само известие о том, что подсобное хозяйство 433-го полка каким-то образом продолжает функционировать, тогда как по отчетам оно давно ликвидировано.
     Дело в том, что согласно приказу командующего войсками ПУрВО подсобные хозяйства всех частей постоянной готовности должны были прекратить существование еще в декабре прошлого года. Естественно, что такое указание получили и руководители тыла 433-го мсп. Акт о ликвидации подсобного хозяйства начальник продслужбы этой части майор А. Яшин представил командованию полка 16 декабря. Однако, как выяснилось в ходе расследования, этот документ был не более чем фикцией, а сам предприимчивый начпрод вместе с командиром хозвзвода из роты материального обеспечения полка прапорщиком С. Петросяном спустя два месяца оказался в числе главных фигурантов в деле о несанкционированной деятельности подсобного хозяйства.
     Вообще статус подсобных хозяйств воинских частей сформулирован в ряде нормативных актов, в том числе и в Положении о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденном приказом министра обороны № 400 от 2000 г. Последний раз коррективы в этот документ вносились относительно недавно – в марте 2005 года. В нем, в частности, указывается: «Подсобные хозяйства воинских частей создаются для производства сельскохозяйственной продукции, сдачи ее на плановое обеспечение и организации дополнительного питания личного состава».
     Существует и четко определенный механизм использования денежных средств, которые появляются у воинской части в результате сдачи и реализации продукции подсобного хозяйства: 25 процентов – на развитие объектов хозяйственно-бытового назначения продслужбы (в том числе и подсобного хозяйства) по плану центра; 5 процентов – на премирование военнослужащих и гражданского персонала, участвующих в организации работы подсобного хозяйства; до 2 процентов – на празднование дня части и на другие торжественные мероприятия; остальные – на дополнительное питание личного состава, а также на культурно-бытовые, хозяйственные и другие потребности части.
     Заманчивые перспективы, но здесь следует учитывать одно существенное обстоятельство – рентабельность подсобного хозяйства, которое по своей сути является хозрасчетной организацией и должно содержаться на условиях самоокупаемости, то есть не вправе претендовать на бюджетные средства для своего развития и оплаты труда гражданского персонала, задействованного в производстве. Похоже, что оценка рентабельности подсобных хозяйств и стала одним из мотивов, определивших решение командующего войсками ПУрВО ликвидировать доморощенные сельхозпроизводства. Впрочем, как подчеркивают в штабе 2-й армии, была и другая немаловажная причина: военнослужащие в частях постоянной готовности априори не должны отвлекаться на какую-либо деятельность, не связанную с боевой подготовкой, в том числе и на работы в подсобном хозяйстве.
     Стоит отметить, что участь большинства подсобных хозяйств была предрешена еще несколько лет назад. В августе 2004 года заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по тылу генерал-лейтенант Александр Кащеев официально заявил: «От подсобных хозяйств мы будем уходить, сохраняя их лишь на Крайнем Севере и в отдаленных районах. В текущем году их количество сократится на 50 процентов (известно, что по состоянию на 1 января 2002 года таких хозяйств насчитывалось 4.076. – Авт.). Некоторые хозяйства планируется постепенно передать военным совхозам».
     Через год, в конце июля 2005 года, начальник Тыла Вооруженных Сил РФ – заместитель министра обороны генерал армии Владимир Исаков подтвердил: «Подсобные хозяйства воинских частей будут сохраняться только там, где существуют проблемы с закупкой свежих продуктов и доставкой продовольствия в отдаленные гарнизоны».
     Как пояснил заместитель командующего 2-й армией по тылу генерал-майор Леонид Куц, в минувшем году ликвидации были подвергнуты в общей сложности 10 подсобных хозяйств воинских частей объединения. Все они когда-то были отстроены так называемым хозспособом и на балансе частей не числятся. В числе действующих оставлены только три подсобных хозяйства – в Самарском, Рощинском (Самарская область) и Тоцком (Оренбургская область) гарнизонах ПУрВО. Генерал также сообщил, что передачи инфраструктуры ликвидированных хозяйств в аренду частным лицам (что, в общем-то, не возбраняется руководящими документами) не планируется.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex