на главную страницу

6 Июля 2006 года

Армия и общество

Четверг

ИЗ АРМИИ С ДИПЛОМОМ

Юрий СПИРИДОНОВ.
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



В Комитете Государственной Думы по образованию и науке прошло заседание «круглого стола» на тему «Образование и армия». Как известно, в Вооруженных Силах реализуется проект, связанный с подготовкой дипломированных специалистов за время службы. Его успешному проведению, выработке рекомендаций по дальнейшему совершенствованию способствовало выездное заседание рабочей группы в Учебный центр Железнодорожных войск, который возглавляет генерал-майор Андрей Козлов. Из трех учебных воинских частей, задействованных в эксперименте, здесь работа по реализации проекта «Образование и армия» наиболее продуктивна.

     Принимали рабочую группу и представителей СМИ заместитель командующего Железнодорожными войсками генерал-лейтенант Юрий Котлов и помощник командующего войсками по информационному обеспечению полковник Владимир Карпенко. Командир части генерал-майор Андрей Козлов ознакомил гостей с жизнью и бытом курсантов, рассказал о том, что с 1 июля этого года в центре по программам начального профессионального образования развернута подготовка военнослужащих по таким престижным на «гражданке» специальностям, как слесарь по ремонту автомобилей, станочник в деревообработке, машинист подъемно-транспортных и строительных машин, токарь-универсал и фрезеровщик-универсал. Участники выездного заседания и журналисты побывали на учебном полигоне и в производственных мастерских, где им показали, как курсанты овладевают практическими навыками работы на станках и специальной технике, стоящей на вооружении Железнодорожных войск. Экскурсия по части, а вместе с ней и проверка готовности центра ко второму этапу реализации проекта «Образование и армия» завершились посещением Музея Железнодорожных войск. В одном из его залов и состоялся обстоятельный и откровенный разговор по теме предстоящего «круглого стола».
     Руководила заседанием рабочей группы заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Валентина Иванова. Каковы результаты подготовительного периода эксперимента? Плюсы и минусы - чего больше? Какие задачи стоят перед участниками национального проекта на втором – «теоретическом» этапе эксперимента? Что будет с реализацией проекта, когда сроки срочной службы снизятся до полутора лет и года? На эти и многие другие вопросы предстояло найти ответ ее участникам. Валентина Николаевна, например, предложила рассмотреть вопросы о возможности взаимодействия учебных центров с расположенными поблизости профтехучилищами и вступления в систему соответствующих договорных отношений. «Есть смысл рассмотреть вопрос о двух соучредителях того или иного учебного центра - Минобразования и Минобороны», - обозначила она следующий аспект. Говоря об укреплении учебно-материальной базы проекта, Валентина Иванова предложила гражданскую базу НПО «подтянуть» к базе учебных центров и, наоборот, в зависимости от того, где она лучше.
     В свою очередь ректор Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права Евгений Миннибаев очень четко обозначил приоритетные направления предстоящей работы. Главное сегодня - это подбор педагогических кадров, оснащение учебных центров Вооруженных Сил материально-технической базой, соответствующей программам НПО, приведение в соответствие с общегосударственными требованиями нормативно-правовой базы эксперимента…
     Говоря о реализации приоритетного национального проекта «Образование и армия», начальник управления Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ полковник Алексей Цыганков подчеркнул, что проект ориентирован на две категории военнослужащих: тех, кто служит по контракту (это отдельная тема и отдельная нормативная база) и тех, кто служит по призыву.
     Он напомнил, что учебные программы, которыми руководствуются в учебных частях, ориентированы прежде всего на подготовку специалистов для нужд Министерства обороны. Чтобы курсант получил документ государственного образца, необходимо адаптировать эти программы к общеобразовательным.
     - И конечно же речь пока не идет о ста учебных центрах с такими возможностями, - подчеркнул Алексей Михайлович. - На сегодня учебных центров, которые потенциально могли бы участвовать в проекте, наберется не более двух с половиной десятков.
     Он также высказался за внесение изменений в статью 22 Закона «Об образовании», куда предлагает включить учебные воинские части.
     В свою очередь начальник отдела начального и среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ Вера Гринько заострила внимание на правовых аспектах реализации программы. «В мае на заседании межрегиональной группы, - сказала она, - все пришли к выводу, что учебным воинским частям необходимо пройти лицензирование».
     Переходя от лицензирования к вопросам аккредитации, Вера Станиславовна особо подчеркнула, что, как и любая образовательная структура, учебный центр Минобороны должен провести не менее трех успешных выпусков, прежде чем получит право на выдачу документов государственного образца. Пока же выпускникам учебных центров предстоит итоговая аттестация в учреждениях начального профессионального образования, что определено законом.
     Заместитель командующего Железнодорожными войсками генерал-лейтенант Юрий Котлов отметил тот факт, что учебный центр ЖДВ уже с 1 июля выполняет задачу по реализации второго этапа приоритетного национального проекта «Образование и армия». Юрий Леонидович имел в виду теоретическое обучение курсантов по программам начального профессионального образования. Вместе с тем он упрекнул и, думается, справедливо Министерство образования за задержку с подготовкой ряда документов. «О каком подборе преподавательского состава можно говорить, если мы до последнего не знали количества выделенных на предмет часов. А экспериментальные программы получили только 17 июня. Кто в состоянии за столь короткий срок найти преподавателей?»
     Вторая трудность - оплата труда преподавателей. Преподаватели, работающие в гражданских учебных заведениях, расположенных рядом с частью, получают за свой труд значительно больше по сравнению с зарплатами преподавателей, выделяемыми под реализацию программы.
     Есть и другие узкие места. Дополнительные часы, предусмотренные программой обучения, возможны лишь во время самостоятельной подготовки. А у военнослужащих на нее отводится всего два часа в день. Безусловно, ряд тем совпадает с темами, изучаемыми в системе общественно-государственной подготовки. И все же большую их часть придется преподавать дополнительно. Поэтому успех дела во многом определяется выделением предусмотренных средств на реализацию эксперимента. И запаздывать с этим нельзя.
     Новое дело без трудностей не обходится никогда. Если за дело браться ответственно и энергично, все сложности преодолимы. Когда солдат, сержант вернется из армии с дипломом гражданской профессии, выиграют и он сам, и общество, и Вооруженные Силы.

     На снимке: курсант Иван БОРОДИН овладевает специальностью токаря.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex