на главную страницу

7 Июля 2006 года

Культура

Пятница

Волшебное умение удивлять

Ирина ПАВЛЮТКИНА,«Красная звезда».



     …Нынешней весной в залах Российской академии художеств экспонировалось более 200 работ народного художника Российской Федерации Дмитрия Белюкина. Эти картины год путешествовали по стране. Необычную по нашим временам передвижную выставку посетили более 2 миллионов человек в музеях Липецка, Тамбова, Орла, Курска, Белгорода, Тулы. Художник так и назвал свою экспозицию: «Тихая моя Родина…» Инициатива возрождения традиций, заложенных художниками-передвижниками еще ХIХ века, принадлежит общественному Фонду «Центр национальной славы России» при активной поддержке полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко и администраций шести областей Центральной России, жители которых получили возможность приобщиться к высокому искусству.
     Отзыв с выставок Д. Белюкина: «К сожалению, невозможно даже в залах Малого манежа разместить все, что создано душой этого художника. Не хочу говорить «руками», потому что эти картины выходят за рамки профессионального воплощения ощущений художника». (В. Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги», председатель Попечительского совета Центра национальной славы России).
     ...Художественное восприятие тем и интересно, что неоднозначно. Не выставляя себя продвинутым знатоком живописи, отмечу: большинство людей воспринимает картины по принципу «нравится – не нравится». То есть затронуло ли душу творческое самовыражение мастера или человек равнодушно, скользнув взглядом, прошел мимо. Так вот, работы Белюкина «цепляют», поэтому так много посетителей на его персональных выставках. Важно и то, что, однажды увидев его пейзажи, портреты, графику, исторические полотна, их не забываешь. Многие заново открыли для себя «Евгения Онегина» после того, как хрестоматийная поэма Пушкина была издана в 2002 году с волшебными иллюстрациями художника. Именно волшебными, потому что «собранье пестрых глав» получило благодаря Дмитрию новую жизнь в XXI веке. Читаешь – и словно бы смотришь исторический фильм. Думаешь: именно таким был Онегин, так одевалась Татьяна, так выглядела усадьба дяди героя. Это издание, выпущенное издательством «Андреевский флаг», уже стало раритетом. Кстати, автор макета книги – отец художника и его главный учитель, популярный художник-оформитель Анатолий Иванович Белюкин.
     «Пушкиниана» – красная нить творчества Белюкина-младшего. Своей монументальной дипломной работой – сюжетно-психологической композицией «Смерть Пушкина» (1985 — 1986 гг.) он сразу поставил себя в ряд серьезных мастеров. Настоящий художник – человек вне времени и пространства. Он не только отражает историю, он не дает ей покрыться скучной музейной пылью. Потому так современно смотрятся полотна Белюкина на важнейшие для отечественной истории и культуры темы.
     Отзыв с выставок Д. Белюкина: «Его картины выступают в роли лекарства для людей, которые нуждаются сегодня в пище, прежде всего духовной».(М. Якушев, вице-президент Фонда Андрея Первозванного).
     Удивляет и радует чуткое прикосновение к «нерву» истории. Зримое подтверждение этому – картина «Белая Россия. Исход» (1992—1994 гг.). Перегруженные корабли уходят из Крыма в Стамбул. Куда, зачем? В каком заоблачье скроются и сгинут? В параллель к этому полотну – «Чужой рассвет», живописный ответ: на чужбину, где ты никому и никогда не будешь нужен. Там другая жизнь, там сиротой будет жить твоя душа… Такие работы лучше любых призывов укрепляют национальное самосознание и заставляют задуматься о своем личном вкладе в процветание родного Отечества.
     Так же, как и пейзажи «Тихой моей Родины», широко представленные в творчестве художника. Россия Белюкина – это в том числе и его малая родина – деревня Терехово на Валдае. Туда его, коренного москвича, с детства возили родители. Там он увидел величественный сосновый бор, в котором еще Петр Первый выбирал деревья для корабельных мачт. Оттуда почтительность к природе, даже лес на своих полотнах он величает с большой буквы: «Батюшка Бор». Эти работы можно смело ставить в один ряд с картинами Шишкина, Левитана, Куинджи, Ромадина. Белюкин как художник не побоялся признанных авторитетов, сумел найти свой особый угол зрения на неброскую красоту родных мест.
     Отзыв с выставки Д. Белюкина: «…такое понятие, как духовность, не получается из ничего. Нельзя стать патриотом, если ты растешь на бразильских сериалах. Такие картины, которые создаются Д. Белюкиным, воспитывают патриотизм. Посмотрите, как много на выставке детей! Патриотизм воспитывается постепенно и остается в человеке навсегда, до конца его жизни. А патриотизм – это стержень жизни русского человека». (В. Кочубей, член правления Центра национальной славы России).
     От самых небольших «пленэрных» работ художник шел к «Панораме Афона с вершины Святой Горы» с ее широчайшей зрительной перспективой. Это живописный «взгляд в Вечность». Духовная ипостась, сущность творческих исканий Белюкина имеет православные корни, наполненные глубоким философским содержанием. Поэтому Белюкин и выбрал для их художественного выражения реализм. Ныне это направление не особо в чести, но все чаще именно оно становится востребованным.
     Как человек верующий, Дмитрий Анатольевич духовный сбор России запечатлел в мощном цикле «Святые места православия». Соловецкий, Спасо-Ефимиевский монастыри, Никольский скит, часовня на Валааме, храм Покрова на Нерли и рядом – портрет патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пейзаж «Рассвет на Синае» и полотно «Дорога к храму» словно бы говорят: у каждого свой путь к Богу.
     Отзыв с выставок Д. Белюкина: «Это очень яркие и чистые произведения, созданные человеком, который очень любит свою страну и гордится ею. Глубоко верит в ее будущее и черпает силы в богатой истории, которую пережила Россия. Прошу вас обратить внимание на картины, посвященные Святой земле и Святой горе Афон. Это места, близкие каждой православной душе. …Художнику удалось передать своим полотнам то ощущение радости и света, которые исходят от святых мест». (Г. Полтавченко, полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе).
     …Приятно, что творческая мастерская Дмитрия Белюкина располагается в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, где художник работает с 1999 года и остается верен славным традициям грековцев. Произведения Белюкина находятся в Третьяковской галерее и Пушкинском музее столицы, cобраниях Московской, Антиохийской и Иерусалимской патриархий, Национальной Британской библиотеке в Лондоне, коллекции Президента России В. Путина, во многих частных коллекциях России, Европы и США.
     - Русское искусство не вмещается в рамки бизнеса, – убежден Белюкин. – Главное для российского художника – искренность и честность. Он всегда думает о зрителе, нам хочется удивлять, хочется, чтобы нас любили.
     На эти слова хочется ответить одно: продолжайте нас удивлять и радовать, Дмитрий Анатольевич!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex