на главную страницу

8 Июля 2006 года

Планета людей

Суббота

РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ

Вадим МАРКУШИН



     В четверг Владимир Путин отвечал на вопросы, заданные ему по электронной почте пользователями Интернета. Задуманная акция привлекла массовую аудиторию, поступило свыше 160 тысяч вопросов. Виртуальный аншлаг! За два с лишним часа Президент РФ ни разу так и не воспользовался клавиатурой стоящего перед ним компьютера. Он давал устные ответы, делая пометки ручкой на бумажной папке. Отбирать наиболее часто встречающиеся вопросы Путину помогали трое ведущих. В том числе журналистка Би-би-си Бриджит Кендалл, которая вела себя, кажется, чересчур активно – так, будто она берет интервью для своей корпорации.
     Российский лидер несколько раз давал понять, что ознакомился с интересующими корреспондентов темами. «Я видел, что это людей интересует», - говорил он, услышав тот или иной вопрос. Три вопроса он заранее отобрал сам и процитировал их по принесенной с собой распечатке.
     В общем итоге Президент РФ дал ответы на полсотни вопросов. Более половины из них касались внутренних проблем России. Около этого – международной проблематики.
     Были моменты, когда Путин повышал голос. В частности, когда речь зашла об искусственных трудностях с получением россиянами виз для поездок за рубеж. Он назвал унизительным, к примеру, то, что в американском посольстве визу могут не дать… просто красивой девушке – из-за подозрений, что в Америку она, дескать, едет заниматься проституцией. Россия, по словам Путина, готова хоть сейчас перейти к безвизовому обмену с Европой и другими странами. Однако эту готовность должны проявить в Брюсселе, Лондоне, Париже, Берлине, сказал глава российского государства, заметив, что он надеялся на ликвидацию такого рода препон после разрушения Берлинской стены.
     Не менее эмоционально Путин говорил о Чечне и о газовом конфликте с Украиной, желающей получать российское горючее сырье за бесценок. Когда он неожиданно «увязал» вопрос о цене на газ со стоимостью ожерелья на шее Бриджит Кендалл, энтузиазма у последней заметно поубавилось.
     Совершенно спокойно и исчерпывающе ясно российский лидер разъяснял ситуации, связанные с запусками северокорейских ракет, иранской ядерной программой, отношениями с Грузией, вступлением России в ВТО, правом воспользоваться 51-й статьей Устава ООН при наказании убийц российских дипломатов в Ираке, что является, по его словам, «не применением смертной казни, а отпором агрессии».
     Что вообще показала Интернет-конференция?
     Прежде всего, конечно, то, что демократична сама выбранная форма. Задававшие вопросы люди были уверены, по крайней мере, в том, что их голоса будут услышаны (увидены) чиновниками кремлевской администрации. Равно как и чиновниками «на местах». Это не так уж мало при нынешней-то жизни, когда добраться до высокого и не очень высокого начальства не легче, чем покорить заснеженную горную вершину.
     С другой стороны, в состоявшемся общении главы государства с народом проявила себя известная недоразвитость российской демократии. Ведь по электронному полю летели стаи похожих друг на друга вопросов, упреков, призывов, наставлений, на которые по долгу службы должны были бы отвечать и реагировать городские, районные, поселковые и прочие начальники. Однако эти избранники местного населения демонстрируют свои достоинства (зачастую мнимые) лишь в ходе предвыборных кампаний, а после исчезают из памяти муниципальных кварталов. Не все, конечно, но большинство.
     На многие вопросы могли бы ответить представители министерств и ведомств. Однако и они прекрасно освоили искусство соблюдения олимпийского спокойствия, которое состоит в том, чтобы в трудную минуту молчать и мило улыбаться. В частности, многие наши читатели хорошо знакомы с историей рассмотрения вопроса о принадлежности гражданских служащих Вооруженных Сил к бюджетникам. Собственно, всю эту историю можно уместить в одну фразу: вольнонаемные, принятые на работу в части и учреждения военного ведомства, – это «бюджетники с оговоркой», повышать зарплату им надлежит Министерству обороны. И точка.
     Такой ответ мало кого устроит. Поэтому отчаявшиеся люди стали апеллировать к Президенту РФ, не ведая, что вопрос с очередным повышением им зарплаты в принципе уже решен. Проблема, стало быть, в их информированности, в своевременности получения четких разъяснений по существу. А этого не было. В результате май-июнь для гражданского персонала Вооруженных Сил прошел в нервозном ожидании, если не сказать хуже.
     Однако отметим самое, пожалуй, существенное. Разговор с народом (точнее, с той его частью, которая пользуется Интернетом) достаточно точно отразил доминирующие настроения в обществе, указав на самые больные места в нашем житье-бытье. При всем разнообразии тем поражает объединяющий их лейтмотив: горячее желание очищения Отечества от разноликой скверны. Люди хотят жить более чистой и благородной жизнью, они взывают к социальной справедливости, часто требуют «хирургических» мер по оздоровлению морали и нравственности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex