У каждого человека есть встречи с людьми, которые остаются в памяти на всю жизнь. Одна из моих таких встреч - с замечательным человеком, который недавно ушел от нас. С Вячеславом Михайловичем Клыковым...
В мастерской на Большой Ордынке запомнился добрый, внимательный взгляд. И еще ощущение силы, исходящей от него. «Иду на вы!» - предупреждал своих противников перед атакой великий князь Святослав Храбрый, скульптура которого была одной из последних работ Вячеслава Михайловича. Таким же принципом руководствовался в своей жизни скульптор. Вспоминаю, как несколько лет назад Клыков был почетным гостем на чемпионате Вооруженных Сил России по кикбоксингу, проходившем в Белгороде. Мы выезжали на Прохоровское поле, где стоит созданная им величественная и прекрасная Звонница, и он рассказывал о своем творении. Теперь такие поездки стали традицией на наших ежегодных соревнованиях в Белгороде.
Вячеслав Михайлович хорошо разбирался в спорте, в юношеские годы подавал большие надежды в боксе и борьбе. Причем боксом в Москве занимался под руководством легендарного советского тяжеловеса Николая Королева. Когда-то великий боксер Королев мечтал завоевать пояс чемпиона мира среди профессионалов в тяжелом весе, но не получил возможности сразиться с Джо Луисом, которого специалисты считают одним из лучших тяжеловесов за всю историю профессионального бокса. Зато такая возможность скоро появится у земляка Клыкова – Александра Поветкина из Курска, который сейчас успешно пробивает дорогу к заветному поясу, уверенно побеждая своих соперников.
Вспоминаю одну встречу в мастерской у Клыкова. Он работал над скульптурой Николая Королева, которая сейчас установлена в подмосковном Чехове, на базе подготовки сборной команды России по боксу. Работал он увлеченно, и я видел, как из бесформенного куска глины рождалась фигура великого чемпиона. Тогда по напряжению мышц спины у Клыкова понял, насколько тяжелым был его труд скульптора: это была спина не пожилого человека, хотя ему шел тогда седьмой десяток лет, а настоящего атлета, русского богатыря. И было что-то символичное в том, что один богатырь создавал скульптуру другого богатыря, своего наставника.
Пройдет время, и кто-то из учеников Клыкова вылепит и его фигуру …