на главную страницу

13 Июля 2006 года

ГЕОПОЛИТИКА

Четверг

Курс - на Александруполис

Вадим ТИМОХИН,эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Диверсификация маршрутов транспортировки нефти из стран СНГ, похоже, продолжается. Вслед за открытием экспортного нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) и присоединением к нему Казахстана на повестке дня новый амбициозный проект – «Бургас – Александруполис».

     Меморандум о строительстве этого трубопровода был подписан еще в апреле прошлого года правительствами России, Греции и Болгарии, но реальные очертания проект обретает только сейчас. Проектная протяженность новой европейской трубы – около трех сотен километров, пропускная способность – 35 млн. тонн в год (с возможным увеличением до 50 млн. тонн), стоимость проекта – около 780 млн. евро. В отличие от многих других трубопроводов проектом предусмотрено применение современной технологии последовательной перекачки нефти разных сортов.
     Балканы в силу их выгодного географического положения уже давно рассматриваются аналитиками как удобное транзитное пространство для нефти Каспийского региона. Несмотря на пессимистические оценки некоторых экспертов, этот регион, действительно, оказался богат «черным золотом», и быстрое увеличение его добычи меняет ситуацию на мировом рынке, постепенно освобождая США и Западную Европу от болезненной для них зависимости от неспокойного и все более пассионарного Ближнего Востока. Кроме того, трубопровод из болгарского Бургаса в находящийся на берегу Эгейского моря порт Александруполис позволит уменьшить стоимость поставок нефти для европейских потребителей (по сравнению с танкерными перевозками), что тоже немаловажно для переживающей не лучшие времена экономики Евросоюза.
     Именно экономические интересы Запада и его транснациональных корпораций (ТНК) стоят за многими трубопроводными проектами, реализуемыми ныне на просторах Евразии. Если бы тот же проект «Бургас – Александруполис» не отвечал американским интересам, вряд ли его реализация стала возможной, принимая во внимание нынешнее влияние Вашингтона на политику ставшей членом НАТО Болгарии.
     Американская администрация, кстати, еще несколько лет назад лоббировала другой трубопроводный проект на Балканах – нефтепровод, который из Бургаса должен был пройти по территории Македонии и Албании до прибрежного города Влера. Но что-то повлияло на американскую позицию. Возможно, чисто экономические соображения: нефтепровод Бургас – Влера втрое протяженнее (912 км), а может быть, неуверенность во внутриполитической стабильности Македонии и Албании, особенно учитывая неясные перспективы развития ситуации вокруг Косово.
     ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, что благожелательное отношение американцев к наметившемуся строительству трубопровода из Болгарии в Грецию может иметь двоякое объяснение. Во-первых, они стремятся максимально уменьшить объемы углеводородного сырья, поступающего на мировой рынок транзитом через территорию России, в рамках реализации своей геополитической стратегии (смысл в общем-то понятен: проложить трубопроводы в обход РФ и ограничить возможности Москвы влиять на снабжение Запада энергоресурсами).
     Во-вторых, Западу и в первую очередь США хотелось бы быть минимально зависимыми от нефти из политически нестабильного Ближнего и Среднего Востока. К 2025 году США намерены радикально - на 75 процентов - сократить импорт нефти из этого региона (ныне 2,5 млн. баррелей в сутки). По крайней мере, такую задачу поставил в январе с.г. президент США Джордж Буш в своем ежегодном послании «О положении страны».
     Стоит напомнить также и о том, что американской экономике сегодня требуется ежедневно около 21 млн. баррелей нефти, т.е. порядка 1 млрд. тонн в год (при мировом потреблении 84 млн. баррелей в день). Более половины потребляемой нефти (58 – 60 процентов) американцам приходится импортировать, к 2020 году, по некоторым расчетам, этот показатель составит, если не переломить ситуацию, уже 70 процентов. В шестерку основных поставщиков нефти для сверхдержавы входят Канада, Мексика, Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия и Ирак, из которых стабильными можно признать только два первых государства (отсюда такой интерес Вашингтона к Азербайджану и Казахстану, которые в состоянии заменить американской экономике страны Персидского залива).
     ИСТИНЫ ради надо отметить, что с экономической точки зрения прокладка нового трубопроводного маршрута на Балканах выгодна и некоторым российским компаниям, чей бизнес зависит от прохождения танкеров через турецкие проливы. С российской стороны участниками проекта «Бургас – Александруполис» станут, видимо, ТHК-ВР, «Роснефть» и «Газпром». Пока координатором этого проекта с российской стороны выступает ТНК-ВР, которая уже подписала с «Газпромнефтью» документы по созданию компании, которая непосредственно займется строительством нефтепровода. Сейчас ведутся аналогичные переговоры с «Роснефтью».
     Государственная компания «Роснефть» после приобретения нефтяных активов ЮКОСа становится все более активным игроком на мировом рынке, в том числе и в Черноморском регионе. «Роснефть» намерена, в частности, утроить мощности принадлежащего ей Туапсинского нефтеперерабатывающего завода - до 12 млн. т сырья в год. Увеличение мощности завода позволит увеличить поставки на мировой рынок качественных нефтепродуктов, что существенно прибыльнее, чем экспорт сырой нефти.
     Интерес российской «нефтянки» к новым экспортным маршрутам на черноморском направлении вполне объясним. В настоящее время существуют планы расширения нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Тенгиз - Hовороссийск с 30 до 67 млн. тонн в 2009 году. Если это намерение будет осуществлено, встанет вопрос о путях дополнительной транспортировки 37 млн. тонн казахстанской нефти. Провоз такого объема «черного золота» через Босфор и Дарданеллы весьма проблематичен, принимая во внимание, что пропускная способность проливов - не более 100 млн. тонн - практически исчерпана. Кроме того, возникнет дополнительная конкуренция между перевозчиками российской и казахстанской нефти, что пойдет на пользу только турецкой стороне. Российские компании и так нередко сетуют на то, что Турция чинит препятствия их танкерному транзиту через проливы (хотя обеспокоенность турок ухудшающейся экологической ситуацией в районе проливов можно, конечно, понять).
     Расширение КТК было бы разумным для России только при условии присоединения Казахстана с его быстро растущими финансовыми ресурсами к участию в строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис, иначе у России возникнут еще большие проблемы на черноморском экспортном направлении.
     Новые экспортные маршруты транспортировки для Казахстана, действительно, необходимы. Американская компания «ШевронТексако» считает необходимым строительство даже нескольких нефтепроводов в обход черноморских проливов. Информационные агентства цитировали недавно представителя «Шеврона» Гая Холлингсворта, заявившего: «Я не думаю, что один нефтепровод будет достаточен. Возможно, потребуется два, а может, и пять». «Шеврон», по его словам, рассматривает возможность участия в строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис совместно с российскими нефтепроизводителями.
     «ШевронТексако», как известно, владеет 50 процентами акций компании «Тенгизшевройл», являющимся крупнейшим производителем нефти в Казахстане. Еще 25 процентов акций принадлежит другой американской компании -«ЭксонМобил», и американцам, рассчитывающим в несколько раз увеличить добычу казахстанской нефти, срочно требуются альтернативные маршруты экспорта нефти с Тенгизского месторождения (в Казахстане добывается сегодня около 60 млн. тонн, а в 2010 году намечено добыть 100 млн., в 2015 году – 150 млн.).
     ПРИСОЕДИНЕНИЕ Казахстана к реализации проекта «Бургас – Александруполис» вполне вероятно. Астана делает ставку на увеличение экспорта нефти в интересах реализации выдвинутой президентом Hурсултаном Hазарбаевым стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. В начале июля тема сотрудничества в энергетической сфере и диверсификации транспортировки казахстанских углеводородов на мировой рынок стала предметом переговоров в Астане высокопоставленных представителей правительств Казахстана и Греции.
     Деятельное участие западных компаний в увеличении добычи нефти на постсоветском пространстве ведет к появлению на рынке энергоносителей двух новых сильных игроков - Казахстана и Азербайджана, склонных в силу географических и иных собственных соображений искать экспортные маршруты в обход России. И если Азербайджан сделал ставку на БТД, то обладающий более существенным нефтяным потенциалом Казахстан стремится диверсифицировать экспортные маршруты, что, впрочем, пока не ущемляет экономических интересов России.
     Правда, не секрет и то, что нефтяные интересы постсоветских государств порой могут и не совпадать. Весной этого года появлялись, например, сообщения о том, что Астана была заинтересована получить квоту на ежегодную прокачку по российской территории 12 млн. тонн своей нефти для загрузки нефтеперерабатывающего завода в литовском Мажейкяе. Но столкновения интересов неизбежны в условиях существования мирового рынка, и, как показала пятнадцатилетняя практика существования СНГ, такие ситуации вполне поддаются улаживанию.
     ПРОЕКТУ «Бургас – Александруполис» существует ряд альтернатив. Турция, вдохновленная успехом джейханского проекта, предлагает сооружение нефтепровода из черноморского Самсуна в средиземноморский Джейхан с пропускной способностью 50 млн. тонн в год. Его берется построить итальянская компания «Эни» вместе с турецкими фирмами. В настоящее время ощущается подспудное стремление турецкой стороны как-то попытаться предотвратить реализацию конкурирующего российско-болгарско-греческого проекта, который может поставить крест на проекте «Самсун - Джейхан».
     Но это все же маловероятно. Отношение Греции к Турции в военно-политической области в лучшем случае можно охарактеризовать как «холодный мир». Поэтому она вряд ли пойдет навстречу своему историческому сопернику. Что касается Болгарии, то ее можно вообще рассматривать с точки зрения нефтебизнеса как «базовый район» для российских компаний. «ЛУКОЙЛ» пришел в эту страну еще в 90-е годы. В соседней Румынии этой российской компании принадлежит контрольный пакет на НПЗ в Плоешти, прошедшем недавно реконструкцию (перерабатывается 2,4 млн. тонн в год). Аналитики предполагают, в поле зрения россиян может оказаться также компания NIS - монополист в нефтегазовой отрасли Сербии (два НПЗ суммарной мощностью 6,3 млн. т), решение о приватизации которой уже принято в Белграде. Так что у Анкары мало шансов переиграть Москву на Балканах без поддержки США, которые в данном случае будут, видимо, исходить в первую очередь из коммерческих интересов. Во всяком случае к такому выводу склоняет позиция «ШевронТексако», а в Штатах незыблемо правило: что хорошо для крупного бизнеса, то хорошо для страны.
     Украина в свою очередь усиленно лоббирует нефтепровод Одесса – Броды (мощностью всего 9 млн. тонн в год). Этот трубопровод стал одним из самых неудачных экономических проектов новой Украины, пытавшейся конкурировать с Россией и Турцией в области транспортировки нефти. Трубу длиной 674 км проложили в 2001 году, чтобы доставлять каспийскую нефть в европейские страны. Вплоть до 2004 года нефтепровод простаивал, и тогда российская ТНК совместно с «Бритиш петролеум» стала использовать его в реверсном (обратном) направлении - из Брод в Одессу.
     В Киеве надеются, что в рамках ГУАМ и при поддержке Евросоюза им удастся убедить Азербайджан и Казахстан воспользоваться услугами нефтепровода, который предполагается продолжить до польского города Плоцка, откуда нефть по уже существующей трубопроводной системе попадет в порт Гданьск на Балтике. Украинские представители заявили, что в 2007 году нефтепровод заработает в «правильном» направлении. Но в успех украинского проекта не верится, ведь Азербайджану удается с большим трудом заполнять широко разрекламированный проект БТД, и, что украинцы намерены качать в Плоцк, не совсем ясно. Не черноморскую же воду?
     Гипотетически украинский нефтепровод может быть востребован, если в восточных районах Турции начнутся широкомасштабные беспорядки при участии курдских сепаратистов или начнется война в Нагорном Карабахе. Но это сегодня больше из области политической фантастики. У тех же американцев достаточно рычагов воздействия и на участников нагорно-карабахского конфликта, и на курдских сепаратистов, лидеры которых успешно сотрудничают в Ираке с ЦРУ и военной разведкой Пентагона. США и их союзники по НАТО, степень разногласий между которыми не надо преувеличивать, в состоянии обеспечить безопасность вывоза нефти с постсоветского пространства.
     Американцы, заметим, весьма прагматичны в политике, подтверждая своими действиями известный тезис классика: экономика определяет политику. Их поддержку находят проекты в энергетической сфере, облегчающие доступ западным транснациональным корпорациям к углеводородным ресурсам и создающие новые транспортные коридоры из СНГ в страны «золотого миллиарда». Судя по всему, в ближайшее десятилетие основными маршрутами вывоза каспийской нефти на Запад в обход черноморских проливов станут именно трубопроводы к турецкому Джейхану и греческому Александруполису.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex