на главную страницу

19 Июля 2006 года

Планета людей

Среда

На морях мы ходили одних...

На вопросы «Красной звезды» отвечает атташе по вопросам обороны – военно-воздушный атташе при посольстве Великобритании в России бригадный генерал авиации Энди ВЕРДОН

Беседу вела Марианна ГРИШИНА.



     
- Недавно группа российских военнослужащих посетила Авиационный поисково-координационный центр «КИНЛОСС», а также британский Центр авиационной безопасности. Какими, как вы ожидаете, будут практические результаты от этих мероприятий и двустороннего обмена опытом?
     - Для нас очевидно, что обмен опытом, особенно в таких областях, как летная безопасность, между людьми – специалистами своего дела, представляющими ВВС Великобритании и Российской Федерации, имеет огромное значение. В первую очередь нам бы хотелось, чтобы такой обмен опытом вылился в форму взаимных визитов и проведения совместных обучающих курсов, то есть чтобы военнослужащие, состоящие в ВВС Российской Федерации, проходили бы тренинги и курсы в Великобритании, а специалисты и офицеры ВВС Великобритании направлялись бы для повышения квалификации в Россию. Это стало бы для нас лучшим способом понять друг друга. Таковы наши планы на ближайшую перспективу. Что касается долгосрочного сотрудничества, то нам хотелось бы укрепить его до той степени, чтобы, например, британские военнослужащие могли в течение определенного времени проходить службу в российских ВВС, как это происходит, в частности, между Великобританией и ФРГ, Великобританией и Францией.
     - Это в будущем. А как вы охарактеризуете нынешнее состояние сотрудничества между Россией и Великобританией по линии военно-воздушных сил? Какие его основные направления вы могли бы выделить, и какие цели при этом реализуются?
     - Как мне представляется, военно-воздушные силы Великобритании и Российской Федерации в своем взаимодействии стремятся прежде всего к сотрудничеству и кооперации в области противодействия терроризму и проведения миротворческих операций. Известно, что взаимодействие между военно-морскими силами двух стран, которое начиналось когда-то с обычных встреч в узком формате, с ряда небольших мероприятий, к настоящему времени очень хорошо налажено. Теперь, спустя 8 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве в военно-морской области между королевскими ВМС и ВМФ России, мы можем сказать, что это сотрудничество разрослось до очень широких масштабов. И мы хотим, чтобы того же самого мы смогли достичь и во взаимодействии между военно-воздушными силами Великобритании и Российской Федерации.
     Если говорить об этом детально, то значительную программу мероприятий по линии военно-воздушных сил мы реализуем в этом году, и нам бы хотелось, чтобы на 2007 год были запланированы новые визиты британских военнослужащих в Россию и российских – в Великобританию. Мы также надеемся, что в следующем году Великобритания сможет принять участие в авиасалоне «МАКС-2007», что станет еще одним стимулом к укреплению нашего сотрудничества.
     - Вы сказали, что наилучших успехов в военном сотрудничестве наши страны добились в военно-морской сфере. В этой связи не могу не вспомнить о крупнейшей трагедии в истории российского ВМФ – гибели АПЛ «Курск», а также о недавнем инциденте со спасением российского батискафа в водах Тихого океана. В обоих случаях Великобритания предлагала свою помощь в проведении спасательных работ. А с недавнего времени британские и российские военные приступили к отработке совместных действий по спасению экипажей кораблей и подводных лодок. Какие результаты в этой сфере достигнуты, и какие здесь существуют проблемы?
     - Гибель российской атомной подводной лодки «Курск» была действительно огромной трагедией, унесшей много жизней, и она подтолкнула в свое время к укреплению сотрудничества между российским и британским военно-морским флотом в области поиска и спасения экипажей аварийных подводных лодок и проведения других спасательных операций. В продолжение этого взаимодействия в прошлом году состоялись соответствующие встречи между британскими и российскими поисково-спасательными группами. Интересен тот факт, что они произошли буквально за три недели до инцидента с российским батискафом АС-28, и поскольку российские и британские спасатели уже хорошо друг друга знали, наладили контакт, оба подразделения смогли очень четко и слаженно взаимодействовать между собой в ходе спасательной операции. Серьезным поводом для гордости со стороны британских военных является то, что команда наших спасателей была очень быстро переброшена с военного аэропорта в Великобритании на Камчатку на борту самолета британских ВВС. Впоследствии командир этого военного самолета был награжден Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным орденом Дружбы.
     Недавно из российской прессы стало известно, что главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал Владимир Масорин проинспектировал Северный флот, а также Черноморский флот РФ на предмет изучения имеющихся возможностей по оказанию помощи экипажам аварийных подводных лодок. При этом он распорядился о создании соответствующих подразделений и сил с функциями оказания помощи морякам, находящимся на подводных лодках в открытом море, которые бы действовали на всей территории Российской Федерации. В случае возникновения каких-либо аварийных ситуаций эти мобильные группы должны мобильно передвигаться и своевременно обеспечивать нужную помощь. В сфере совместного проведения спасательных операций, безусловно, ВМФ Российской Федерации и ВМС Великобритании хотели бы продолжать взаимное сотрудничество, поскольку оно представляет огромную важность.
     - Сотрудничество на море идет и по линии участия в совместных военно-морских учениях. Какие элементы взаимодействия отрабатываются на подобных мероприятиях? Как развивается сотрудничество Великобритании с Россией в рамках военно-морских сил в структурах НАТО?
     - Хочу отметить, что буквально недавно закончились учения «ФРУКУС-2006» с участием российского большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко», прошедшие в районе пролива Ла-Манш. Мы очень рады, что учения прошли очень успешно и что российский корабль «Адмирал Левченко» (на борту которого, кстати говоря, находился наш представитель – помощник военного атташе при посольстве Великобритании в Москве) продемонстрировал очень хорошую боевую готовность. Учения были достаточно сложными: по сценарию корабли сначала подверглись атаке низколетящих самолетов условного противника, а затем - неожиданному нападению со стороны террористических групп, которые вели обстрел с быстрых катеров. «Адмирал Левченко» в ходе проведения операции прекрасно справился со своими задачами.
     Российские корабли участвуют и в операции НАТО «Активные усилия» на Средиземном море. Мы считаем, что это является прекрасной демонстрацией и испытанием имеющихся в распоряжении стран НАТО и Российской Федерации возможностей в области борьбы с терроризмом. Мы также знаем, что многие люди в России выражают недоверие к деятельности этой организации. Несмотря на это, мы очень рады, что между Россией и НАТО осуществляется сотрудничество в рамках Совета Россия - НАТО. На мой взгляд, Североатлантический альянс и Россия, безусловно, являются хорошими партнерами в вопросах обеспечения мира, стабильности, демократии и в сфере противодействия терроризму. Что касается конкретного взаимодействия с российскими военными, то мы четко осознаем, что его гораздо легче наладить на двустороннем уровне – в формате Великобритания – Россия, нежели в рамках такой большой организации, как НАТО. Как и многие другие страны – члены НАТО, мы намерены продолжать и поддерживать отношения с Российской Федерацией в первую очередь на двусторонней основе.
     - А насколько тесное между нашими странами военно-техническое сотрудничество? Возможны ли в будущем со стороны Великобритании закупки российской военной техники или оборудования?
     - Я не знаю, известно ли вам или нет, но в настоящий момент Российская Федерация и Великобритания ведут переговоры по соглашению о военно-техническом сотрудничестве. Мы считаем, что есть много областей, в которых мы могли бы совместно работать. В то же время в области военно-технического сотрудничества мы часто имеем дело с информацией секретного характера, к которой осуществляется ограниченный доступ. И когда между какими-либо государствами доходит дело до обмена информацией подобного рода, необходимо учитывать, что он может производиться только на основании определенных строго регламентированных процедур. Все подобные детали мы намерены внести в разрабатываемое соглашение. Примерами сфер деятельности, о которых идет речь, является обмен информацией по борьбе с терроризмом, а также по обезвреживанию самодельных взрывных устройств. С другой стороны, всегда есть место и для развития военно-технического сотрудничества в коммерческих целях. Это, например, осуществление совместных научно-технических разработок, которые могут быть выгодными и с коммерческой точки зрения, и с точки зрения развития военной составляющей. Именно поэтому очень важно, чтобы между нашими странами было подписано и получило юридическую силу соглашение о военно-техническом взаимодействии. В этом случае вопросы разработки совместных технологий и ряд других могли бы открыто обсуждаться российскими и британскими компаниями без опасений нарушить военную и военно-технологическую тайну.
     - Скажите, а готова ли Великобритания к инвестициям в российский оборонно-промышленный комплекс?
     - Это очень хороший вопрос, и он прежде всего связан с интересами российского и британского бизнеса. Как стало недавно известно, в настоящее время, например, один из французских авиастроительных холдингов, имеющий свои интересы в Великобритании, рассматривает вопрос о вложениях в предприятия российского оборонного комплекса, в частности в авиастроительную компанию «Сухой» в Иркутске. Великобритания уже сейчас делает огромные вклады в российскую экономику, в частности в газовую, нефтяную и многие другие отрасли. И я не вижу причин, почему столь же широкие объемы инвестиций не могут пойти в российский оборонный комплекс.
     - Российско-британское сотрудничество имеет солидную историческую почву. Достаточно вспомнить так называемые северные конвои в годы Второй мировой войны, о которых сохранилась память и в Великобритании, и в нашей стране. Именно им, в частности, был посвящен прошлогодний визит его королевского высочества принца Эндрю в Североморск в рамках празднования 60-летия Победы. Как учитывается этот совместный опыт взаимодействия наших вооруженных сил на нынешнем  этапе?
     - Мы очень гордимся союзническими отношениями, сложившимся между нашими странами в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. И для нас является огромной честью, что в России помнят всех тех, кто погиб, участвуя в этой войне, в том числе участников так называемых арктических конвоев. Мой отец, который в годы войны служил во флоте, неоднократно в составе таких конвоев доставлял грузы в Мурманск и Архангельск в рамках соглашений по ленд-лизу. В прошлом году мы вместе с моим коллегой - помощником военно-воздушного атташе Гари Эдвардсом участвовали в церемонии возложения венков к мемориалам погибшим в Мурманске и Архангельске. А буквально недавно я побывал и во Владивостоке, где мы вместе с командующим Тихоокеанским флотом РФ адмиралом Виктором Федоровым возложили венок к Вечному огню.
     Мы всегда будем помнить о тех трагических днях, когда обе наши страны столкнулись с невероятным по масштабам насилием. Мир сильно изменился с тех пор. В России сейчас многие отрицательно относятся к НАТО и к тем угрозам, которые эта организация якобы собой представляет. Но в то же время существует так много вещей, которые объединяют Россию и Великобританию, много областей, сотрудничество по которым может стать очень выгодным для обеих сторон. В Россию из Великобритании поступают значительные инвестиции, деловые контакты между нашими странами активно укрепляются. И нам хочется быть уверенными, что сотрудничество между нашими вооруженными силами будет развиваться столь же успешно.
     На снимке: Во время тренировки в Авиационном поисково-координационном центре «КИНЛОСС».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex