на главную страницу

19 Июля 2006 года

ПЕРВЫЙ ЧЕКИСТ

Среда

Кому ставить памятник на Лубянке

Виктор КИСТАНОВ,профессор, заслуженный экономист РФ,участник Великой Отечественной войны.



     Поводом возвратиться к, казалось, исчерпанной теме для меня - коренного москвича - послужили страсти вокруг памятника на Лубянке.
     Вместо восстановления монумента основателю органов государственной безопасности Ф.Э. Дзержинскому некоторые предлагают увековечить именно здесь жертвы политических репрессий. Можно понять горькие чувства пострадавших от произвола и беззакония и их близких, но нельзя игнорировать историческую правду и справедливость. Иначе такой памятник у главной резиденции органов национальной безопасности будет им вечным незаслуженным укором.
     А за что? Разве не сыграли ВЧК-ОГПУ-КГБ-ФСБ огромную роль в защите государственного и общественного строя державы, ее территориальной целостности и суверенности от подрывных действий враждебных сил? Разве не было у этих органов славных, выдающихся дел - решительного пресечения заговоров и мятежей против родного государства, успешной самоотверженной борьбы со шпионажем, бандитизмом, терроризмом, подрывной деятельностью немецко-фашистской агентуры на фронтах и в тылу во время Великой Отечественной войны и с иностранными разведками в мирное время, а кроме того, многих полезных и важных деяний на ниве хозяйственного и культурного строительства, таких как ликвидация детской беспризорности после гражданской войны и интервенции? И разве были лишь одни (или в основном одни) политические репрессии, кстати, давно осужденные и свернутые самим государством?
     Система органов госбезопасности - это необходимый и справедливый, внушающий каждому гражданину-патриоту глубокое уважение защитный щит и карающий меч державы!
     Взять хотя бы только один исторический период — 20-30-е годы. СССР с огромным напряжением сил и средств ускоренно создавал мобилизационную экономику для отпора надвигающейся фашистской агрессии. А в это время внутри и вне страны активно действовали враждебные силы, яростно сопротивлявшиеся этой политике. Как показывают архивные и литературные источники, среди этих сил была не только верхушка партийной оппозиции, а и ее многочисленные сторонники в больших ведомствах и организациях, например в ВСНХ СССР (при Пятакове и Гинзбурге), Госплане Украины и др., активно противодействовавшие созданию тяжелой промышленности в стране, в том числе индустриальных баз в восточных районах (Урало-Кузбасский комплекс). Они срывали финансирование стратегических строек, обеспечение их материальными ресурсами и кадрами, организовывали даже прямые диверсии с выводом из строя дорогостоящего импортного оборудования и т.п. И что же, наши чекисты должны были смотреть на это сквозь пальцы? Процессы «шахтинцев», «Промпартии» и др. при некоторых нарушениях законности все же показывали, что «дыма без огня не бывает».
     Да, драматизм претворения масштабных планов ускоренного строительства мощной мобилизационной экономики СССР, включая новую отраслевую структуру и размещение производительных сил, вынужденно проявился в жестком, репрессивном подавлении десятков тысяч идейных оппозиционеров и их сторонников, активно сопротивлявшихся и противодействовавших взятому страной курсу. Но победа последних, неизбежно чреватая поражением СССР в величайшей из войн, стоила бы жизней не десяткам тысяч, а десяткам миллионов советских людей, погибших бы в печах гитлеровских крематориев, и еще десятков миллионов жизней их не родившихся (но ныне здравствующих) потомков! А гуманное отношение к этим «врагам народа» означало бы кощунственное прощение таких ужасных последствий их дел.
     Поэтому категорически не могу согласиться с недавним высказыванием известного политического деятеля о том, что «кто предпочитает свободе безопасность, не заслуживает ни того, ни другого». Ведь не может быть свободы в государстве без безопасности самого государства.
     Кстати, «политические репрессии» вполне правомерно предусмотрены законодательством всех демократических государств. Есть оно и у нас, начиная с Конституции и кончая Уголовным кодексом и недавно принятым законом о противодействии политическому экстремизму. А как же иначе? Государство, не способное защитить себя, погибнет - это непреложная истина и расхожий афоризм. Весь исторический опыт России от Петра до Сталина и наших дней наглядно показывает, что без сильного государства невозможны никакие реформы. И поэтому «политические репрессии» неизбежны в интересах государства и народа. Другое дело, что репрессии могут быть законные, заслуженные и беззаконные, несправедливые. И ставить памятники можно только безвинным жертвам политических репрессий.
     И тут мы сталкиваемся с таким аморальным явлением, как многократное раздувание масштабов прошлых политических репрессий. К этому приложили руку главным образом недобросовестные журналисты и писатели, руководствующиеся не документальной основой, а собственными домыслами. Подлинные данные о действительном количестве репрессированных давно опубликованы, но до сих пор продолжают распространять фальшивки.
     Что касается монумента на Лубянской площади Москвы, то было бы целесообразно принять предложение Ю.М. Лужкова о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому. Единственной альтернативой, исключающей одностороннюю и субъективную оценку, на мой взгляд, может быть монумент «Щит и меч» в честь всех честных, преданных делу и верных долгу чекистов во главе с выдающимися руководителями органов государственной безопасности Ф.Э. Дзержинским и Ю.В. Андроповым, как объективное выражение и признание их заслуг государством и обществом.
     
Этот материал в полном объеме был размещен на сайте Федеральной службы безопасности РФ (http://www.fsb.ru) 15 марта 2003 года, однако не стоит думать, что он устарел. Письма с вопросом о том, когда на Лубянской площади будет восстановлен памятник Ф.Э. Дзержинскому, имеющий не только историческую, но и высокую художественную ценность, приходят в нашу редакцию достаточно часто.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex