на главную страницу

20 Июля 2006 года

Армия и общество

Четверг

Без права на ошибку

Беседовал Андрей ЛУНЁВ, «Красная звезда».



В октябре 2000 года комиссия Международной организации гражданской авиации (ИКАО) проверяла, как в Российской Федерации контролируют безопасность полетов гражданской авиации. Тогда-то неожиданно выяснилось, что в бывшей Государственной службе гражданской авиации Министерства транспорта России отсутствует сверенная с заводами-изготовителями и разработчиками авиатехники эксплуатационная документация воздушных судов. Во всем мире не принято эксплуатировать воздушные суда, не имея на них технической документации – лишь она позволяет оперативно принимать правильные решения по поиску и устранению отказов и неисправностей авиационной техники, особенно в отрыве от основной базы.
  Через полгода в Минтрансе создается Центральная нормативно-методическая библиотека по поддержанию летной годности воздушных судов на базе компьютерных технологий. Специалисты библиотеки в кратчайшее время не только восстанавливают часть актуальной эксплуатационной документации и приводят ее в соответствие с международными требованиями, но и с помощью самого современного оборудования налаживают ее запись на электронные носители, как это уже давно практикуется во всем мире. Результат превосходит все ожидания: уже через полтора года, в сентябре 2003-го, посетив библиотеку, председатель комиссии по проверке устранений замечаний ИКАО в организации контроля за обеспечением безопасности полетов в России капитан Бэйли вынужден заявить, что «российская электронная библиотека может использоваться в качестве образца для многих государств…»
  О развитии единственной в России авиационной электронной технической библиотеки гражданской авиации рассказывает ее руководитель – генеральный директор ООО «Авиа-Медиа» кандидат технических наук полковник запаса Виктор Сорока.

     - Виктор Михайлович, как удалось в столь короткие сроки создать библиотеку?
     - В августе 2000 года, то есть всего за три месяца до проверки ИКАО, московский авиационный инженер Николай Устименко зарегистрировал в РАО оригинальную технологию работы с эксплуатационной документацией воздушных судов при помощи персонального компьютера. Проще говоря, он описал рациональный порядок сканирования авиационного документа, его обработки и записи на электронный носитель информации. Поэтому, когда у Государственной службы гражданской авиации появилась потребность создать Центральную нормативно-методическую библиотеку по поддержанию летной годности воздушных судов на базе компьютерных технологий, а для этого найти и систематизировать эксплуатационную документацию по российским воздушным судам, руководство Минтранса обратилось к нашей компьютерной фирме «Авиа-Медиа», так как к тому времени у нас уже были наработки в этой области. Справедливости ради отмечу, что на создание библиотеки не было потрачено ни копейки казенных средств: деньги на этот проект изыскал сам Николай Устименко – президент крупнейшей авиакосмической страховой компании «АВИКОС» и председатель совета директоров нашей фирмы.
     - Библиотека – огромное помещение с множеством книжных стеллажей, читальный зал, строгий администратор…
     - Такова обычная книжная библиотека, но не электронная! Хотя, конечно, стеллажи с технической документацией и нормативными документами есть и у нас. Но основное оборудование библиотеки – новейшие промышленные сканеры, станции записи компакт-дисков и серверы. Все вместе они образуют уникальный в отрасли репроцентр, способный создавать электронные архивы и библиотеки с производительностью свыше 50.000 страниц в сутки. В обычной библиотеке читатель берет нужную ему книгу или документ. У нас же пользователь получает информацию на электронных носителях, например, компакт-дисках. Плюс к этому мы разработали, постоянно обновляем и поддерживаем информационный сайт в Интернете. Все это и именуется электронной библиотекой.
     - А удобно потребителю получать информацию на электронных носителях?
     - Судите сами. Что такое авиационные эксплуатационные и нормативные документы? Помимо огромного количества бумажных книг и бюллетеней, это еще и огромная ответственность не только за их сохранность, но еще и за актуальность, то есть постоянное обновление. Это лишь усложняет работу авиационных предприятий: нужную техническую документацию или нормативный акт порой добыть достаточно сложно. Мы же в фондах нашей электронной библиотеки, которые, кстати, превышают 500.000 электронных страниц, сконцентрировали максимальный объем электронных версий документации по всем типам воздушных судов, включенных в реестр нашей страны. На сегодняшний день это около пятидесяти типов самолетов и вертолетов – от Ми-2 и Ка-32Т/С до Ил-96-300 и Ан-124-100, а также базы нормативных документов для летчиков – «Пилот», «РЛЭ» и для инженеров – «Норма», «Бюллетень», «Стандарты», «ГСМ» и «Эталон».
     Получать информацию на электронных носителях более чем удобно. Несколько нажатий на кнопку – и перед вами нужный документ, который можно скопировать, распечатать или переслать по сети. Трудно поверить, но несколько чемоданов типовой эксплуатационной документации помещаются всего на паре компакт-дисков, которыми можно снабдить экипаж каждого самолета.
     Такие авиакомпании, как «Боинг» и «Эрбас», уже давно комплектуют свои воздушные суда компакт-дисками с записанной на них эксплуатационной документацией. То же самое стараемся внедрять и у нас. Ведь подобная технология хранения технической документации выручает в экстремальных ситуациях. Приведу лишь один пример. Не так давно инженеры Нефтеюганского объединенного авиаотряда, участвуя в перевозке грузов по линии ООН в Африке, на вертолете Ми-8МТВ вдали от своей базы с помощью записанной на карманный компьютер технической документации оперативно нашли и устранили неисправность. Чего нельзя сказать об экипаже самолета Ту-154 одной из российских авиакомпаний, который, чтобы устранить поломку, в аэропорту Ирана три дня ждал, пока им передадут печатную техническую документацию…
     В самом начале нашей работы заявки на электронные версии эталонной документации прислали более семидесяти авиапредприятий, в их числе все крупные авиакомпании. На сегодня у нас более 360 подписчиков – авиакомпании, конструкторские бюро, авиазаводы. Причем не только в России и странах СНГ, но и на Кубе, в Перу и Колумбии. Мы понимаем, что наш продукт действительно значительно упрощает работу авиапредприятий. И выражается это не только в оперативном доступе к требуемой документации. Например, на Внуковском авиаремонтном заводе, после того как приобрели у нас компакт-диски серии «Стандарты», на которых ведется электронная база данных всех стандартов, распространяющихся на деятельность авиапредприятий гражданской авиации, и нормативно-правовые документы по стандартизации, смогли сократить целый отдел, который прежде отвечал за ведение фонда стандартов. Тем самым сэкономлены значительные средства. В авиакомпании «Владивосток Авиа» нашей электронной базой эталонной документации оснастили более 180 компьютеров на основной базе и во всех своих представительствах. А крупнейшая авиакомпания страны «Аэрофлот» уже четыре года эксплуатирует свои самолеты Ил-96-300, Ту-134 и Ту-154М по нашим электронным версиям технической документации, которые мы, естественно, постоянно обновляем.
     - Похоже, содержание технической документации в актуальном состоянии напрямую влияет на безопасность полетов авиации.
     - В 2000 году комиссия ИКАО пришла к такому же выводу. Создание и последующая поддержка электронных версий авиационной документации – кропотливый производственный процесс (кстати, в 2005-м мы его сертифицировали по ИСО-9001), требующий повышенного внимания и ответственности. В какой-то степени наших сотрудников можно сравнить с саперами – у них нет права на ошибку! Ведь если документация, записанная на компакт-диск или выставленная на сайте, окажется неактуальной, то есть старой, или будет содержать ошибки, это может для эксплуатантов обойтись достаточно дорого. Подчас в ходе работы мы обнаруживаем и ошибки разработчиков авиатехники, например в руководствах по летной эксплуатации. А это напрямую влияет на безопасность полетов.
     Помните, несколько лет назад на вертолете разбился известный офтальмолог Святослав Федоров? Так вот, когда проверили, как осуществлялась эксплуатация этого вертолета, просто ахнули: актуальной технической документации на него вообще не было. Поэтому и обслуживание вертолета в сроки, которые всегда указываются в документации, не проводилось. Так что содержание нормативно-технической документации в актуальном состоянии считаю основой безопасности полетов.
     - Насколько понимаю, ваша электронная библиотека включает документацию лишь по гражданской авиации. Но ведь в России еще есть и военная авиация…
     - Да, нашими клиентами являются 223-й и 224-й летные отряды, 308-й, 322-й, 325-й и другие авиаремонтные заводы. Мы им поставляем документацию в электронном виде. Нашими услугами пользуются в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Что касается Военно-воздушных сил в целом, то о нынешнем состоянии технической документации как для транспортных, так и для боевых самолетов и вертолетов могу судить по рассказам однокашников по Рижскому высшему военному авиационно-инженерному училищу, которые и сейчас служат в строевых частях. Я сам в свое время почти пять лет отлетал бортовым техником на самолете Ан-26. Пожалуй, и тогда, и сейчас состояние документации оставляло и оставляет желать лучшего. Например, знаю точно, что иногда при разборе аварий и катастроф выясняется, что в техническую документацию пострадавших воздушных судов никакие изменения не вносились. А это конечно же в корне неправильно. Да что говорить, актуальной эксплуатационной документации подчас нет не только в электронном, но даже в бумажном виде. А вот ВВС США весь свой фонд типовой эксплуатационной документации давно перевели в электронный вид. Этим они реально сэкономили серьезные средства, ведь электронные версии и их поддержка намного дешевле, чем бумажные. В этом залог их успеха.
     Что можем предложить ВВС России и всей военной авиации в целом? Ну хотя бы предоставить всю документацию на транспортные и военно-транспортные типы самолетов и вертолетов, которые эксплуатируются как в гражданской, так и в военной авиации. Кстати, своим заказчикам из «Жуковки» мы поставляем нормативные электронные базы по совершенно символической цене – со скидкой в 90 процентов. Что касается перевода на электронные носители технической и нормативной документации для боевых самолетов, то мы также готовы помочь в этом командованию Военно-воздушных сил. Для этого нужно лишь их желание. Скажу больше, мы даже могли бы передать ВВС все наши технологии, наработанные за шесть лет. В них немало оригинальных ноу-хау.
     - Почему работа с Военно-воздушными силами на таких льготных условиях?
     - Да потому, что я сам родной военной авиации посвятил почти 25 лет! Мой отец Михаил Владимирович, которому я бесконечно благодарен за помощь в работе, в прошлом летчик-истребитель, генерал-полковник в отставке, окончил службу в должности заместителя главкома ВВС России по боевой подготовке. Последнее мое место службы – вычислительный центр Академии имени Н.Е. Жуковского. Возглавлял лабораторию математического моделирования. Да и костяк нашей компании – офицеры запаса ВВС с большим опытом эксплуатации сложных авиационно-космических комплексов, в совершенстве владеющие информационными технологиями. Есть кандидаты наук и сертифицированные специалисты. Кстати, обучение сотрудников на различных компьютерных курсах повышения квалификации наша фирма всегда берет на себя. А вообще, пусть это прозвучит пафосно, но считаю, что военное братство – самое сильное. Поэтому и отношение в нашей фирме к военнослужащим – особое.
     - Да, в процессе реформирования Вооруженных Сил увольнялись квалифицированные и перспективные офицеры. Увольняются и сейчас, к сожалению, бесквартирье и безденежье буквально выдавливают опытных офицеров из армии. Вы, кстати, приняли бы на работу офицеров запаса?
     - А почему бы и нет. Наша компания непрерывно растет (вот темпы прироста за последние 4 года – 95%, 64%, 30%, 55%!) и работы по развитию электронной технической библиотеки гражданской авиации России предстоит еще очень много. Я прекрасно понимаю, что, отдав армии не один десяток лет, военному человеку зачастую трудно найти себя на «гражданке». Раз уж об этом заговорили, скажем так: мы с удовольствием примем на работу людей, действительно преданных авиации и увлекающихся компьютером, обладающих опытом эксплуатации воздушных судов. Кому интересно, милости просим: заходите на наш сайт Lib.avia-media.ru, где мы специально ведем раздел «Биржа труда» (rabota.avia-media.ru), знакомьтесь с вакансиями и связывайтесь со мной. Гарантирую, что опытные авиаторы-компьютерщики у нас без работы не останутся.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex