на главную страницу

22 Июля 2006 года

Профессионал

Суббота

Две судьбы Александра Цуркана

Ирина ПАВЛЮТКИНА,«Красная звезда».



Он играл ведущие роли в знаменитом театре на Таганке, ученик некогда культового режиссера Юрия Любимова. Пришел в кино – и его сразу заметили продюсеры и телекинорежиссеры. Более 50 жизней в образе своих героев «прожил» Александр Цуркан - актер театра и кино, мастер художественного слова (стоит отметить, что последнее не так часто отмечается в дипломах знаменитой «Щуки», высшего театрального училища им. Б. Щукина). Но Александр так великолепно читал-играл стихи, что талантливого студента заметил известный чтец Яков Михайлович Смоленский. Когда начал писать стихи, то даже не издав сборника, нашел свою аудиторию. Для человека творческого дороже хлеба насущного всегда была важна профессиональная востребованность. Такая вот актерская судьба. Но мало кто знает, что нашел ее Цуркан (или она его) только в тридцать лет. То есть в том возрасте, когда, можно сказать, «жизнь состоялась».

     - Александр, в вашей актерской летописи есть роль капитана-пограничника в картине с пророческим названием «Две судьбы». Интересно, что вы всегда играете людей сильных, неординарных. Так ли планировал свою жизнь мальчишка, выросший в орехово-зуевских рабочих казармах времен Саввы Морозова?..
     - Наша семья – мама, папа, бабушка и мы с сестрой Таней жили еще и в одной комнате. Помню двухэтажные полати с лестницей. Орехово-Зуево вообще город непростой, скажем так – с тревожной атмосферой. Я, хоть и отлично учился, был не пай-мальчиком. Энергия у меня всегда била через край, ее надо было как-то реализовывать. Танцы, драки – это часть моего отрочества и юности. Страшно, что из моих 12 друзей в живых осталось на сегодняшний день двое. Кто погиб от наркотиков и неумеренного пьянства, кто – от нелепой поножовщины. Я сам был порой на волосок от, скажем так, крупных неприятностей. Спасли меня, считаю, Господь и книги. Я читал буквально запоем. Знал благодаря им, что есть другая жизнь: интересная, без пьяного угара и мордобоя. И мне безумно хотелось реализовать себя в ней.
     К чтению Сашу приохотила мама. Он читал наизусть стихи чуть ли не с полутора лет. С первого класса успешно занимался спортивной гимнастикой, «дорос» до кандидата в мастера спорта. Окончил школу с практически пятибалльным аттестатом и с ходу поступил в МАДИ.
     В жизни Александра много значила семья. Может, благодаря отцу, мастеру спорта по боксу, смелому, волевому человеку, Саша рос на удивление самостоятельным ребенком. «Я сам», «я – мужчина» определили его справедливым и честным человеком, откуда и шли истоки его детского авторитета даже среди взрослых. Кроме того, в семье была удивительная атмосфера духовности, душевности. Частенько все вместе пели хорошие песни. Может, отсюда у Александра и мощное творческое начало. Артистов в роду не было, но вот бабушка по маме Александра Степановна Журавлева играла в народном театре, пела под гитару романсы.

     - Саша, а почему ты поступал именно в МАДИ, если так притягивала «книжная» и песенная атмосфера? Может, надо было сразу выбрать творческую профессию? Не играть с судьбой? Ведь недаром люди заметили: «Согласных судьба ведет, а несогласных – тащит».
     - Именно что «тащит». Наверное, я должен был пройти часть дороги, чтобы осознанно выбрать дальнейшее направление пути. В МАДИ меня привлекла «воздушная» романтика названия факультета: «Строительство и эксплуатация аэродромов». Я всегда любил самолеты и все, что с ними связано. По окончании института получил хорошее распределение: Москва.
     - И выбрал самое «теплое» местечко - Сибирь, Красноярский край.
     - Хотелось посмотреть мир. Моя трудовая биография началась с поселка Кежма на Ангаре. Работал на буровой, знаю, что такое мороз под минус пятьдесят. Стал инженером аэродромной службы. Перевелся с повышением в еще более глухой поселок Ванавара на реке Подкаменная Тунгуска, в северный район края. На десятки верст – нехоженая тайга. Там был заместителем командира Ванаварской объединенной авиаэскадрильи Кежемского объединенного авиаотряда по строительству и эксплуатации наземных сооружений. Пришлось «покомандовать» там аэропортом – командир уехал на 2,5 месяца в отпуск. Это чрезвычайно ответственная должность в местах «где только самолетом можно долететь». Особенно в летний период – с пожарами, рыбаками и т.д.
     Заметим, что Александру было тогда всего 23 года. И справился он с работой успешно. В этом весь Цуркан: только вперед, только на «отлично». Что для иного – на разрыв, для него – взрыв энергии. Саша смеется: это все спорт, так организм приучен: концентрация - путь к успеху. Парадокс и в том, что чем сложнее задание, тем с большими силами он его исполняет. И, что отмечают многие, буквально молодеет по его завершении.
     - Так все-таки, как нашла тебя истинная Судьба?
     - В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» говорится о том, что порой самый близкий путь – дальний, а самый дальний - самый близкий. По-всякому, но я должен был попасть в СВОЕ время. И именно к Любимову, на Таганку.
     - А почему именно в этот театр?
     - Многое определяет Его Величество Случай. Во время моей «сибириады» встретился с интереснейшим человеком, питерским филологом, женой командира авиаотряда. В нашей компании мы часто говорили с ней о литературе, кино, искусстве. У нее были потрясающие записи Владимира Высоцкого. Я буквально «заболел» его песнями. Пришло осмысление того, что не хочется мне больше ни строить, ни руководить. Не мой это путь. Я расписал на листочке какие-то жизненные направления. Вычеркнул все, что считал лишним, неинтересным. И понял, что все оставшееся вмещает в себя лишь театр.
     В метаниях, в поисках собственного «я» Цуркан вернулся в Орехово-Зуево. Начал готовить программу для поступления в театральную студию при театре на Таганке. И поступил на курс Любимова в «Щуку». В 30 лет. Училище окончил с отличием и был принят в театр на Таганке. Его место в гримуборной было рядом со столиком Высоцкого, где тот готовился к выходу на сцену. Диплом Цуркан защищал ролью Ивана Бездомного в спектакле «Мастер и Маргарита». Это одна из его лучших ролей.
     - Саша, знаю, что вы пишете хорошие стихи. И часто в них красной нитью проходит военная тема. В театре в спектакле «Павшие и живые» актер Цуркан нашел верную тональность в образах фронтовых поэтов – Гудзенко, Кульчицкого, был командармом Конкиным в спектакле «Пять рассказов Бабеля». В кино ты уже от солдата «дорос» до маршала. Откуда такое бережное отношение к этой непростой теме?
     - Мой дед по маме Автоном Васильевич Журавлев пропал без вести под Витебском. Отец мальчишкой был в оккупации. Между прочим, я хотел поступать в военное училище, но не прошел медкомиссию. В институте была военная кафедра, лагеря. Но военную «карьеру» я сделал: сыграл роль маршала Василевского в фильме Юрия Кара «Твоя любовь как бедствие». А в «Московской саге» «мой» маршал - уже Ворошилов. В активе есть роль и пограничника. В телесериале «Две судьбы». И милиционеров: «Салон красоты», «Громовых», «Горыныче и Виктории». Но десантники оказались мне еще ближе. Я стал одним из них в «Шатуне», в «Пятом ангеле», в «Прорыве».
     - Какие картины с твоим участием сейчас, что называется», в работе?
     - На выходе «Сенатор» режиссера и сценариста Сергея Тарасова. Многие помнят его картины «Вертикаль», «Стрелы Робин Гуда», где впервые прозвучали баллады Высоцкого. Скоро выйдет на экраны «Экстренный вызов» режиссера Николая Денисова. Там я охранник, снова капитан ВДВ, правда, в запасе. В будущем году к участию в фестивале готовится фильм под условный названием «Багровый цвет снегопада» режиссера Владимира Мотыля. Там я командарм, орденоносец.
     Жаль только, что непонятная прокатная политика, не всегда грамотная продюсерская тактика не дают возможности хорошим фильмам, телесериалам радовать зрителей.
     Сейчас в эфире телесериал «Угон» режиссера Василия Бледнова. Я играю главную роль – оперативника Сергея Вересова. Чтобы его оценили телезрители, нужно одно: чтобы время показа было приемлемым для просмотра, но, несмотря на то, что у этой картины поздний показ, зрительский рейтинг очень высокий. Идут съемки продолжения «Александровского сада» Алексея Пиманова. Мой герой – генерал авиации Коршунов, прообраз мужа певицы Руслановой. В еще одном снимающемся телесериале – «Агония страха» - у меня большая роль оперативника, майора Марецкого.
     - Все-таки никуда вам не уйти от армии.
     - А куда ж мы без нее!
     Недавно Александру Цуркану вручили медаль «За укрепление боевого содружества» от министра обороны России.
     И еще. В «Звездочке» редко можно увидеть стихи: места в газете немного. Но те, кто слышал на премьере фильма «Прорыв» это стихотворение Александра, очень просили опубликовать его «Арбатскую историю». Что мы и делаем.

     

     Арбатская история
     Был погожий денек - бабье лето...
     И Арбат поутру - просто рай.
     Ныли раны - дурная примета;
     Значит, дождичка поджидай.
     Только воздух прозрачен и чист.
     Никакой суеты в небесах.
     И блажит на углу гармонист,
     И лоточечники на местах;
     Снедь и чтиво, иконы,
     матрешечки -
     Вот уж точно - восточный базар!
     «Не нужна ль пелеринка
     для кошечки?
     - Нет? Тогда для жены пеньюар».
     Только вдруг полоснул,
     резанул по зрачку
     Блеск наград той Великой Войны,
     И шагнул я к лоточку,
     к парнишке-бычку
     С ощущеньем беды ли, вины.
     Тот парнишка-бычок продавал
     с кондачка
     Гимнастерочку с планкой медалей.
     Я: «Откуда? - спросил. -
     «Одного старичка,
     Крякнул. Сердце. Намедни.
     В подвале». -
     «И почем же, сынок?»
     И повел разговор
     Он о курсах, валюте, штуках..."
     В рыбьих, желтых зрачках
     я читал приговор
     Своему поколенью от внука.
     Вот оно, значит, как:
     «Славой» всех степеней
     Наши внуки базарят открыто...
     Я немел, цепенел, вспоминая друзей,
     Тех «убитых - никем не забытых».
     А пацан мне: бери, мол,
     бери, мол, старик,
     Подешевле отдам
     (нос в веснушках).
     Ну чего ты, дедуля,
     притих и поник?
     Раскошелься - внучкам погремушка!
     Мне б сдержаться, уйти,
     только взвыла душа:
     «Что ж ты... сукин ты сын,
     окстись!
     За душой у тебя ни души,
     ни шиша?»
     Ну а он мне: «Дедуля, уймись!»
     Не берешь, мол, товар
     так давай вон - чеши!
     И заткнись, и не дергайся, деда.
     И полегче насчет там моей
     там... души,
     И плевал я на вашу Победу!
     Победители... мать вашу
     так-перетак...
     Нищета, подзаборная рвань,
     Что сопишь? Скажешь, вру?
     Да опомнись, чудак.
     Всех заслуг-то: протез да медаль.
     Плохо помню потом;
     драка, кровь, перемат,
     Как в штрафбате
     в атаку когда-то...
     «Мерседесы». Патруль.
     Богатырский наряд.
     В три дубинки, по почкам, ребята!
     Перевязка. Допрос. Протокол.
     Капитан.
     Слава Богу, все живы-здоровы.
     Но обида, как скальпель,
     от нынешних ран
     Прошлых вскрыла рубцы - покровы.
     И дурной парадокс током мозг
     просверлил,
     Грудь прошила сердечная мука;
     Я сегодня, кровь внука пролив,
     защитил
     Всех ребят, жизнь отдавших
     за внука!?



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex