на главную страницу

26 Июля 2006 года

Фан-клуб

Среда

Павел КОЛОБКОВ:
А НЕ ЗАМАХНУТЬСЯ ЛИ
НА ПЯТУЮ ОЛИМПИАДУ?

Анна ЛЕГЛЕР.



Говорят, спортивная карьера скоротечна. Но есть люди, чьи биографии становятся опровержением этой истины. Один из таких спортсменов – двукратный чемпион мира среди юниоров, двукратный чемпион Европы, пятикратный чемпион мира, участник и лауреат четырех Олимпийских игр – 36-летний шпажист Павел Колобков.


     - Кажется, вы уже завоевали все возможные титулы, медали… Не пропал ли у вас интерес к фехтованию? – с этого вопроса началась беседа корреспондента «Красной звезды» с полковником Колобковым.

     - Нет, не пропал и ничуть не убавился, - улыбнулся олимпийский чемпион. - Меня увлекает сам тренировочный процесс. Я наконец-то перестал относиться к фехтованию как к тяжелому изнурительному труду. Больше не рассматриваю спорт как основное свое занятие, а просто профессионально занимаюсь любимым делом. Мне нравится тренироваться, чувствовать себя в хорошей физической форме.
     Я уже четвертый год работаю в индивидуальном режиме. На сборы практически не езжу, тренируюсь по времени, может быть, меньше, зато активнее, интенсивнее. Тренировки проходят обычно по вечерам, так как днем масса других дел. Может быть, кому-то покажется, что я перешел в любительский режим, но в том-то и дело, что такой подход более профессионален, ибо сами тренировки занимают меньше времени благодаря их насыщенности, рациональности и наибольшей эффективности. Уж не знаю, пребывает ли в таком же восторге, как и я, мой тренер, так как ему приходится заканчивать рабочий день в девять вечера.

     - Но, занимаясь спортом вот так, «из любви к искусству», можно ли по-прежнему претендовать на высокие места в турнирах?

     - Я прекрасно понимаю, на что сейчас способен в фехтовании. Вижу, насколько высока в нашем виде спорта конкуренция, как много сильных противников. Понятно, что непрерывно побеждать я при всем желании не могу, как, впрочем, и любой другой спортсмен. Однако наслаждаюсь самим фактом участия в соревнованиях, процессом борьбы, ощущением того, что я в спорте – уже страшно сказать – двадцать лет, а все еще могу выигрывать и получать от этого удовольствие. Правда, проигрыши по-прежнему болезненно переношу. Все-таки у меня характер спортсмена, а мы уступать не любим.

     - Если подытожить, вы стараетесь делать акцент не на результате, а на процессе…

     - Понимаете, если будет правильно выстроен процесс, то и результат тоже придет. Если бы я в начале своего пути много думал о том, что стану чемпионом мира, я бы никогда в жизни им не стал, потому что где-нибудь по дороге умер бы от нервного истощения. Если я и ставил перед собой цели, то близкие, доступные в обозримом будущем – выиграть первенство Москвы, юношеские игры, первенство России… Двигался вперед маленькими шагами, стараясь радоваться каждому из них.

     - А какой из этих «маленьких шагов» вам запомнился больше всего? Какие соревнования, какая награда?

     - Пожалуй, самые яркие впечатления остались от первенства мира среди юниоров в 1987 году. Дело было в Бразилии – для меня первый выезд, первый крупный турнир, первая серьезная победа. Признаться, все вышло несколько неожиданно, но от того еще приятнее… Многие из моих соперников уже выступали и на взрослых чемпионатах мира, но я на их фоне смотрелся неплохо, выиграл достаточно уверенно. Эта победа оказалась неким поворотным пунктом, потом я верил в собственные силы. Поэтому, наверное, до сих пор помню каждый бой на том турнире, каждый укол, нанесенный соперникам… Да и еще надо учитывать то обстоятельство, что в молодости многое воспринимаешь гораздо острее, чем в зрелом возрасте.

     -У вас трое детей. Собирается ли кто-нибудь из них пойти по вашим стопам?

     - Скорее нет, чем да. Конечно, мне было бы очень приятно… Но все-таки в жизни нужно делать упор на совершенно другие вещи. На гармоничное развитие, на учебу, на то, чтобы стать разносторонним человеком. Вот дочка у меня недавно окончила музыкальную школу с красным дипломом, и в общеобразовательной она отличница, у сына-второклассника в дневнике тоже одни пятерки… Сложится ли у кого-нибудь из них спортивная карьера? Хорошо бы, но жизнь настолько многообразна, что не стоит замыкаться в привычных представлениях о вариантах жизненного пути. Ориентировать детей на какой-то строго определенный вид деятельности, думаю, даже вредно. Может, им окажется по душе что-то другое. Но чем бы они ни занимались, подходить к делу нужно ответственно. И не комплексовать, не опускать сразу руки, если вдруг что-то не получится, а пытаться решить проблему другим способом. Если хочешь в жизни чего-то добиться, будь готов много работать. И если я смогу своих детей всему этому научить, я уверен, все у них сложится нормально. А в спорте или нет – это их личное дело.

     - А что бы вы посоветовали тому, кто все-таки решил посвятить себя спорту? Скажем, начинающему фехтовальщику?

     - Да ровно то же самое…

     - Раз уж речь зашла о молодежи, как вы считаете, благоприятна ли сейчас в России ситуация для полноценного роста начинающего спортсмена-фехтовальщика? И как вообще оцениваете положение в этом виде спорта?

     - Конечно, не мог не сказаться провал начала 1990-х годов. Когда случаются социальные потрясения, людям уже не до спорта. В тот период из фехтования ушли многие хорошие спортсмены, тренеры… Сейчас ситуация несколько стабилизируется, жалко, конечно, упущенного, но возвращение на прежний уровень мне все же представляется возможным. Стали появляться молодые талантливые ребята. Главное – чтобы в России возникла конкуренция между фехтовальщиками, такая хорошая «каша» среди спортсменов. Это не сиюминутное дело, должно пройти еще какое-то время, но перспективы есть.

     - А вас тренерская работа не привлекает?

     - Нет, скорее – менеджерская... Тренер – хорошее дело, но для меня это больше как «факультативные занятия», а не профессиональная деятельность. Мне кажется, на данный момент важнее всего внятно организовать процесс, создать людям условия для того, чтобы нормально работать. Будучи членом исполкома ФФР, я стараюсь по мере сил это делать.

     - После прошлого чемпионата мира много было разговоров о вашем конфликте с федерацией, связанном с тем, что вас неожиданно сняли с командных соревнований…

     - Да я бы не стал употреблять слово «конфликт». Понятное дело, спортсмен, который тренируется по собственному расписанию, не всем нравится, не всем удобен... Мои коллеги посчитали, что мне по силам фехтовать только в личном турнире, а в командном, мол, уже не потяну, – что ж, это их видение, они имели на это право. Единственная претензия – почему со мной этот вопрос не обсудили заранее, может, я бы выслушал их и согласился. Ну не попадаю я на какие-то соревнования – ничего страшного, как говорится, се ля ви.

     - Павел, вы производите впечатление сангвиника. Такой темперамент типичен для «мушкетера»?

     - Пожалуй, да… И еще у меня слишком много забот, чтобы позволять себе по всякому поводу нервничать, расстраиваться. Это не поза. Конечно, понимание, что нужно ценить жизнь, приходит с возрастом. Раньше я был человеком взрывной натуры, холериком. Но научился управлять эмоциями, поскольку стал понимать: в жизни столько всего интересного и так мало времени, что просто жалко тратить его на негатив.

     - А на что не жалко? Понятно, кроме семьи и работы.

     - На путешествия. Люблю бывать за границей, особенно во Франции и Италии. Там так много всего незнакомого, неизведанного… В любом, самом маленьком городке – памятники архитектуры. Хотя, конечно, не стоит зацикливаться на чем-то одном, красивых мест в мире много. Вообще путешествие – отличный способ открыть для себя что-то, получить новые эмоции, впечатления... Раньше, когда я ездил за границу на турниры, ничего не видел, не замечал. В Италии ты находишься или в ЮАР – не имеет никакого значения, главное, чтобы условия для тренировок и соревнований были приемлемые. Все сливается в какой-то сплошной марафон. А вот теперь у меня уже есть возможность побыть в роли праздношатающегося туриста, и я очень этому рад.

     - Какие у вас планы на ближайшие годы и, может быть, мечты?

     - Ну, коли уж я пока в большом спорте, то приятно было бы еще раз принять участие в Олимпиаде. Пять Олимпиад в карьере спортсмена – это даже не рекорд, были и такие примеры. Мне кажется, я и в Пекине смог бы выступить неплохо. «Неплохо» - это значит попасть в тройку призеров.
     А если отвлечься от спорта… Как и любой человек, больше всего на свете я хочу, чтобы мои близкие были счастливы, и собираюсь по мере сил и возможностей им в этом помогать.

     На снимке: Павел КОЛОБКОВ. Сидней-2000.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex