на главную страницу

4 Августа 2006 года

Железнодорожным войскам - 155!

Пятница

Мост комбата Гута

Материал к Дню Железнодорожных войск
подготовил Юрий СПИРИДОНОВ, «Красная звезда».



     Раннее утро. Над Амурской протокой, что вблизи Хабаровска, навис туман. По наплавному мосту от материка в сторону острова Большой Уссурийский движется грузовик. Обычная в таких случаях остановка на расположенном здесь же посту ДПС. Еще минута, и на месте машины вздымается огромный столб воды, над рекой раскатисто проносится звук взрыва...
     Это один из эпизодов очередного командно-штабного учения. Группе «террористов» удалось-таки уничтожить комендантский пост у моста и 40 метров наплавной переправы. Которую, впрочем, довольно быстро восстановили военные железнодорожники. Почему «диверсанты» выбрали объектом подрыва именно этот мост? Что значит он для региона?
     - Наплавной мост, связывающий остров Большой Уссурийский с ближайшим берегом, – уникальное в своем роде сооружение. Его протяженность – без малого 750 метров, – объясняет начальник производственного отдела восстановления и строительства искусственных сооружений командования Железнодорожных войск полковник Павел Кузнецов. - Нами используются два комплекта мостов. Полтора комплекта нужно, чтобы перекрыть ось протоки, половина комплекта находится в резерве. Более чем стометровые участки переправы крепятся за якоря-присосы весом по пятнадцать тонн. Для прохождения судов предусмотрен выводной пролет длиной 37 метров.
     По-своему уникальный мост имеет региональное значение. Дело в том, что остров Большой Уссурийский расположен в непосредственной близи от столицы Дальневосточного федерального округа. Часть его даже считается городской территорией и входит в генеральный план развития Хабаровска как его островная и левобережная часть. Здесь расположены сельхозугодья и военные городки, представляющие собой взаимосвязанный территориальный комплекс, в котором тесно переплетены геополитические, географические, гидрологические и экологические вопросы. Было время, когда в силу экономических трудностей переправа не наводилась около семи лет – с 1993 по 2000 год. В результате дислоцированный на острове укрепленный район и сельхозугодья агропромышленных хозяйств вынуждены были сообщаться с «большой землей» посредством паромной переправы, а в период ледохода и раннего ледостава – военными вертолетами. Что, безусловно, негативно сказывалось на ведении военного и гражданского хозяйства. Ситуация заметно, можно сказать, кардинально изменилась с приходом на берега протоки военных железнодорожников.
     Сегодня благодаря их усилиям Большой Уссурийский и расположенные в акватории другие острова играют важную роль не только в пределах муниципального образования Хабаровского сельского района, но и всего края. Здесь косят сено несколько сельхозхозяйств, на 350 гектарах высаживают картофель. При этом агропромышленным предприятиям удается добиваться очень высокой урожайности.
     С 9 мая 2000 года, дня второго рождения наплавной переправы, мост обслуживает понтонно-мостовой батальон, которым командует подполковник Игорь Гут - человек заслуженный и хорошо известный в войсках. В должности комбата он со дня восстановления переправы. В обязанности подчиненного ему личного состава входят ежегодное наведение, обслуживание и разборка моста.
     - Как правило, мы стараемся навести мост к 9 мая, - рассказывает подполковник Гут. - Это связано не только с празднованием Дня Победы. В данном случае мы зависим от природы. В это время года с протоки и впадающих в нее рек сходит лед. А вот разборку моста производим в октябре, когда заканчивается речная навигация. Есть и еще трудности - это сильное, до двух метров в секунду течение и порывистые ветры.
     Помимо экономического мост играет еще и роль сдерживающего и контролирующего фактора. Объясняется это тем, что гидрологическая обстановка в связи с обмелением проток складывается таким образом, что сейчас проход всех китайских судов возможен только мимо Хабаровска. Для прохождения судов установлен график. В строго установленное время военные железнодорожники разводят мост. Для этого используются буксирно-моторные катера и толкачи. Поддерживает порядок на мосту комендантская служба военных железнодорожников и ДПС.
     - Мост играет, разумеется, и роль учебного полигона, - продолжает рассказ полковник Павел Кузнецов. - Ежегодно при наведении переправы здесь проходит сбор командиров понтонно-мостовых батальонов. А ранее в процессе подготовки моста к эксплуатации был снят учебный фильм-пособие для всех профильных подразделений Вооруженных Сил РФ. И в этом случае, и во многих других все, что делают военные железнодорожники, в равной степени важно и для армии, и для гражданского населения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex