на главную страницу

9 Августа 2006 года

Планета людей

Среда

Каракас бросает вызов

Лев СМИРНОВ,
эксперт Института
геополитической информации «Энергия».



Недавние меры, объявленные администрацией США в отношении крупных российских компаний, занимающих передовые позиции на мировом рынке оружия, непосредственно связаны, как считают некоторые аналитики, с общей переконфигурацией геополитического пространства на планете. В ряде регионов, которые в Вашингтоне считают жизненно важными для своих «национальных интересов», появляются новые пассионарные игроки, которые не желают мириться со сложившимся после распада СССР соотношением сил и стремятся сами обрести субъектность в мировой политике. Наряду с Ираном это Венесуэла, латиноамериканская страна, о которой еще десять лет назад многие в России имели весьма смутное представление.

     ПОЧЕМУ в Вашингтоне так болезненно, или, говоря дипломатичнее, несколько неадекватно, восприняли желание Каракаса провести частичное перевооружение своей армии российским оружием? На сей счет высказываются различные мнения. Не претендуя на всеобъемлемость ответа, отметим два фактора.
     Во-первых, некоторое усиление оборонного потенциала придает уверенности государственному руководству Венесуэлы в его усилиях проводить более независимый политический курс, способный помочь республике обрести не номинальный, а реальный суверенитет, которым сегодня обладает довольно небольшое число государств. Во-вторых, играет немалую роль нефтяной фактор. Вот на нем и надо остановиться подробнее.
     Общеизвестно, что рост мировой экономики сопровождается увеличением спроса на энергоресурсы, прежде всего на углеводородное сырье. Им-то и богата Венесуэла - к своему счастью (или несчастью, если взглянуть на проблему с точки зрения возможных шагов единственной сверхдержавы в отношении этого небольшого государства). Разведанные запасы нефти, по данным министерства энергетики и нефти Венесуэлы, составляют у нее свыше 80 млрд. баррелей «легкой» и 236 млрд. баррелей «тяжелой» нефти (для сравнения – у Саудовской Аравии около 263 млрд. баррелей).
     Правда, многие эксперты дают более осторожные оценки запасов «черного золота» в Венесуэле – около 77 млрд. баррелей, т.е. эта страна стоит на шестом месте, пропуская вперед Саудовскую Аравию, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт.
     Впрочем, и это весьма высокий показатель (в переводе на тонны – это около 11,2 миллиарда, т.е. 7% мировых запасов). Любознательный читатель при желании сам может подсчитать, насколько хватит Каракасу его запасов «черного золота» при нынешнем уровне добычи: в настоящее время ежегодная добыча нефти составляет порядка 150 млн. тонн (пятое место в мире). К 2010 году добыча возрастет до 250 млн. тонн в год, для чего планируется вложить в отрасль 56 млрд. долларов.
     Кроме того, в этой латиноамериканской стране немало природного газа. Его доказанные запасы составляют 4,1 триллиона кубометров (второе место в Западном полушарии после США). Пока добывается ежегодно около 30 млрд. кубометров газа.
     Крупнейшим импортером венесуэльской нефти являются США. Так уж сложилось в силу географического положения республики. По разным оценкам, Венесуэла поставляет для американской экономики от 11 до 15% импортируемого сверхдержавой топлива (для сведения: в 2004 г. США импортировали 501 млн. т. нефти, в 2005 г. на эти цели было потрачено 250 млрд. долларов).
     В ПОСЛЕДНИЕ годы Каракас с приходом к власти энергичного и смелого Уго Чавеса стал делать довольно резкие заявления в адрес Вашингтона, которые в последние годы позволяли себе, наверное, только Пхеньян и Тегеран. Вашингтон, в свою очередь, включил Каракас в свой «черный список» - список государств, которые вызывают у него опасения в рамках борьбы с терроризмом.
     Президент Венесуэлы Уго Чавес неоднократно обвинял администрацию США в организации заговоров против него, в том числе в финансировании неудавшегося государственного переворота 2002 года. Он угрожал прекратить поставки нефти в США, если Вашингтон начнет готовиться к вторжению в страну, и даже взорвать все нефтяные промыслы в случае, если американские войска все же высадятся на венесуэльской земле.
     Американские эксперты уже подсчитали, в какие убытки американской экономике обойдется прекращение поставок нефти из Венесуэлы. Называется сумма почти в 4 млрд. долларов в месяц. Сумма эта немалая даже для США. В случае венесуэльского эмбарго скачок цен на нефть составит 4 - 6 долларов за баррель. В то же время эти эксперты весьма скептически относятся к реальности подобного рода угроз, считая, что Каракас, зависимый от доходов нефтяного экспорта, вряд ли рискнет пойти на такой шаг в обозримом будущем.
     КАРАКАС продолжает сегодня курс на развитие отношений с Ираном, Китаем и Россией, которые, по его оценке, позволят свести на нет угрозы мировой сверхдержавы в его адрес. Представляется, что американцев особенно не могут воодушевлять связи Венесуэлы с другой «недружественной» нефтяной державой – Ираном (добывает около 4 млн. баррелей в сутки, из которых около 2,5 млн. идут на экспорт).
     Установлению оси Каракас - Тегеран придается повышенное внимание и в Иране, заинтересованном перед потенциальной угрозой военной операции США против своих ядерных объектов.
     Еще более тревожно для американских финансовых кругов сообщение тегеранского радио о том, что на встрече Казема Вазири-Хамане с министром нефти и энергетики Венесуэлы обсуждалось предложение Венесуэлы о переходе в расчетах за нефть с долларов США на евро. Сегодня уже не секрет, что идея перехода на евро в нефтяной торговле рассматривалась и лидером Ирака Саддамом Хусейном незадолго до начала войны 2003 года.
     К ВЕНЕСУЭЛЕ как к перспективному партнеру (притом не только в нефтяной сфере) присматриваются, судя по всему, и в Пекине, где умеют с восточной мудростью смотреть на многие десятилетия вперед.
     К 2020 году Поднебесная будет нуждаться в импорте 350 млн. тонн нефти и газа - 80 млрд. кубометров природного газа. Пока крупнейшим экспортером нефти в Китай является Иран. В случае крупномасштабного нападения на него США (его полностью исключать нельзя, даже если в январе 2009 года в Белый дом въедет представитель демократической партии) для Пекина встанет вопрос о новых источниках углеводородных ресурсов. Отсюда интерес китайцев к крупным месторождениям на других континентах.
     Богатая нефтью Венесуэла, находящаяся к тому же в состоянии «холодной войны» с США, естественно, привлекает внимание Пекина. Туда и может направить свою нефть Каракас, если пойдет на нефтяной бойкот США.
     Сейчас Китай, как, кстати, и Индия, активно работает над заключением соглашений с Каракасом о совместной добыче нефти. Китайцы планируют инвестировать более 400 млн. долларов в нефтегазовую отрасль Венесуэлы. Ситуацию, правда, затрудняет отсутствие у Венесуэлы выхода к Тихому океану, что обуславливает необходимость договариваться с Колумбией о прокладке нефтепровода до ее побережья, хотя его можно вести и через Панамский канал.
     БОЛЬШУЮ активность проявляют в последние годы в Венесуэле российские нефтегазовые компании. «Газпром» в 2005 году получил от правительства Венесуэлы лицензии на разведку и разработку месторождений природного газа в этой стране сроком на 30 лет и учредил две компании для разведки и разработки газа в Венесуэльском заливе.
     Компания «ЛУКОЙЛ» работает в Венесуэле по двум направлениям развития энергетики: первое - возрождение старых промыслов; второе - добыча «тяжелой» нефти в бассейне реки Ориноко. Ожидается, что добыча «черного золота» начнется там уже в начале 2007 года.
     В прошлом году сообщалось также, что российские нефтяники рассматривают вопрос о возможности постройки в Венесуэле нефтеперерабатывающего завода с дальнейшим экспортом нефтепродуктов на американский континент.
     Новый импульс российско-венесуэльским отношениям, несомненно, даст недавний визит Уго Чавеса в Россию. Энергетика, машиностроение, космос, металлургия – это основные направления развития сотрудничества между нашими странами. Товарооборот пока выражается небольшими цифрами (77 млн. долларов), но существуют большие перспективы его роста. Российские компании, вероятно, примут участие в строительстве трансконтинентального газопровода протяженностью 8 тыс. километров, налаживании крупного трубного производства на основе местной стали и российских технологий, а также постройке завода по производству алюминия.
     Помощь российского нефтегазового бизнеса будет весьма кстати для венесуэльцев. Венесуэла уже участвует в строительстве крупного газопровода, который соединит Бразилию, Венесуэлу и Аргентину. Существует также намерение построить трубопровод для поставок природного газа в Парагвай, Боливию и Уругвай.
     НОВЫЙ расклад сил в Латинской Америке рушит фактически остатки системы, построенной на «доктрине Монро». Идея Чавеса о создании в Латинской Америке «оси добра» постепенно приобретает реальные очертания благодаря его внешнеполитической активности и крупномасштабным проектам в энергетической сфере. Аналитики в Вашингтоне, посчитавшие, что распад СССР означает длительное и безраздельное доминирование единственной сверхдержавы, ошиблись. Появляются отважные Давиды, которые, на удивление американцев, не страшатся ядерного Голиафа.
     США начинают сталкиваться со все большей экономической и политической конкуренцией, в том числе со стороны государств, с которыми они еще недавно всерьез не считались. Однако, к сожалению, в сознании политической элиты сверхдержавы продолжают доминировать весьма упрощенные представления о мироустройстве начала нового века и путях обеспечения своих национальных интересов. Ставка, как и во времена Римской империи, делается на военную силу и подкуп «варваров». Но известно, как закончилась эра той действительно великой империи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex