на главную страницу

9 Августа 2006 года

Специальный репортаж

Среда

«Тюльпан» для любимых

Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Есть среди элементов высшего группового пилотажа такое действие, как роспуск группы. Летчики Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка, входящего в состав Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени В.П. Чкалова, назвали его тепло и красиво - «тюльпан». И, демонстрируя его во время показательных полетов, дарят свой воздушный цветок всем женщинам и ветеранам.


     Так было и во время показательных полетов, посвященных 65-летию авиаполка. В середине полуторачасовой программы, в которой участвовали свыше двадцати истребителей и бомбардировщиков, в небе появилась шестерка истребителей Су-27 под командованием начальника Липецкого авиацентра военного летчика-снайпера, заслуженного военного летчика России генерал-майора Александра Харчевского. Вслед за ведущим в плотном боевом порядке «Крыло» вели самолеты заместитель начальника авиацентра по научно-исследовательской работе полковник Юрий Сушков, старший летчик-исследователь исследовательского отдела полковник Сергей Жихарев, старший летчик отдела боевой подготовки подполковник Юрий Спрядышев, старший летчик-инструктор исследовательского отдела подполковник Александр Гостев, командир эскадрильи самолетов Су-27 авиационного полка подполковник Андрей Сорокин.
     Полет в сомкнутом боевом порядке на групповую слетанность на малых высотах - зрелище завораживающее. Шестерка истребителей в ярко-синем небе снижалась до высоты 200 метров, выполняла восходящий разворот с набором высоты 700 метров, затем группа «переложилась» с углом крена 70 градусов и выполнила нисходящий разворот со снижением до 200 метров... И как-то даже не верилось, что эти сложнейшие маневры на огромной скорости выполняют не какие-то специальные самолеты, а 30-тонные истребители, расстояние между крыльями которых лишь 10 метров. Летчики после такого пилотажа теряют по 2 - 3 килограмма веса.
     И вот наконец программа группового пилотажа подходит к завершению. Динамики, установленные на летном поле, доносят команду генерал-майора Александра Харчевского: «Приготовиться к отстрелу! Отстрел - и раз!»
     Над истребителями взмывают тепловые инфракрасные ловушки - своеобразный салют, вызывающий овации на земле.
     - Роспуск - и раз! - новая команда Харчевского, и вот он, «тюльпан» для женщин и ветеранов: группа расходится, образуя красивый воздушный цветок.
     Едва приземлившись, участники демонстрационных полетов попадают в окружение однополчан, гостей праздника, родных и близких.
     - Уважили, ребята! - одобрительно кивает головой ветеран полка, совершивший в годы Великой Отечественной войны 270 боевых вылетов, лично сбивший 10 самолетов противника, кавалер семи орденов генерал-майор авиации в отставке Константин Вячеславович Подбуртый.
     - Belissimo! Превосходно! - жмет руку генерал-майору Александру Харчевскому гость праздника, воздушный ас, старший летчик пилотажной группы «Национальный акробатический патруль Италии» полковник ВВС Умберто Росси.
     - Да увольте, друзья, какой праздник?! - смеется еще не остывший от полета начальник отдела фронтовой бомбардировочной авиации авиацентра полковник Олег Старожук. - До того, пока не подняли первый тост, у нас обычная работа. Обычная, трудная, с элементами боевой подготовки, правда, в честь юбилея нашего полка для наших гостей! Все делаем искренне, от чистого сердца!
     Действительно, следя за завораживающим авиационным шоу, никто как-то не задумывался, а что было в воздухе, когда бомбардировщики Су-24М, выполнив свою часть программы, скрылись из виду. Оказалось, даже в этот праздничный день полеты использовались для отработки учебно-боевых задач. Бомбардировщики уходили на полигон, производили бомбометания и лишь потом возвращались к месту воздушного праздника.
     Вот так, образно говоря, совмещая приятное с полезным, Липецкий авиацентр отмечал 65-летие своего прославленного авиационного полка, ведущего историю от 402-го истребительного полка особого назначения.
     
Самый результативный полк

     Говорит начальник музея авиацентра подполковник запаса Владимир Масликов:
     - Датой основания 968-го Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка, ведущего свою историю от 402-го истребительного авиационного полка особого назначения, считается 25 июня 1941 года. В первые дни Великой Отечественной войны по приказу Ставки Верховного Главнокомандования было создано 10 авиационных полков особого назначения, которые комплектовались летчиками-испытателями НИИ ВВС и Наркомата авиационной промышленности. Из них два были вооружены истребителями МиГ-3, в том числе 402-й, которым командовал Петр Михайлович Стефановский, будущий генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.
     Позднее испытателей отозвали к месту основной работы, а полк стал комплектоваться обычными летчиками. Тем не менее за годы Великой Отечественной войны стал самым результативным истребительным полком советских ВВС. У нас было 12 полков, на счету которых 500 и более сбитых самолетов противника. 402-й приземлил огнем 810(!). Сам потерял 81 летчика.
     Войну 402-й истребительный авиационный полк закончил в 1945 году под Берлином. Непосредственно в полку 10 летчиков удостоились звания Героя Советского Союза, а всего через него прошли 33 летчика, удостоившиеся геройского звания. В том числе Григорий Яковлевич Бахчиванджи, которому довелось испытывать первый отечественный реактивный истребитель Би-1.
     После войны полк базировался в Германии, потом в Белоруссии, в 1989 г. - снова в Германии. С мая 1992 года Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк вошел в состав 4-го ордена Ленина, Краснознаменного Центра боевого применения и переучивания летного состава (ВВС) имени В.П. Чкалова в Липецке и сейчас является главной «площадкой» для проведения летных экспериментов. Так замкнулся круг истории. Исследователи, ставшие бойцами, вновь вернулись к исследовательской работе. В составе полка появляется бомбардировочная и штурмовая эскадрильи, и теперь это исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк.
     
Пережив трудные времена

     Кардинальные изменения в жизни полка произошли не в самые лучшие для Вооруженных Сил и авиации годы, и лишь преданность летчиков самой трудной и романтичной профессии помогла пережить все послеперестроечные невзгоды. Теперь, к счастью, тех, кому небезразлична судьба отечественной авиации, времена, когда пилоты на грани пенсионного возраста не служили, а дослуживали до увольнения в запас, летая на последних каплях добытого у инвесторов топлива, ушли в прошлое. Сегодня полк решает важнейшую задачу поддержания на должном уровне боеготовности не только фронтовой авиации, но ВВС в целом. В лабораториях и учебных классах, на тренажерах и полигонах летчики-исследователи открывают все новые возможности лучших в мире боевых самолетов, подтверждая их на ежегодных летно-тактических учениях.
     За последние 10 лет летчики приобрели и серьезный международный опыт. Благодаря мастерству пилотов полка флагу России отдают должное на всех континентах. В 1992 году два истребителя Су-27 впервые в истории фронтовой авиации побывали в США на авиабазе в Ленгли. Затем была Южная Африка (совместные учения ВВС России и ЮАР и три с лишним десятка учебных воздушных боев, выигранных нашими летчиками). Убедительная демонстрация возможностей российских бомбардировщиков и штурмовиков для делегации индийских ВВС сыграла не последнюю роль в заключении очень выгодного для России контракта на поставку в Индию российских самолетов.
     Во время празднования 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне авиацентр представлял на Параде Победы фронтовую авиацию, и пилоты провели свои машины над Поклонной горой. В 2003 году они демонстрировали мастерство при открытии российской авиабазы в Канте (Киргизия). В этом же году представляли российские ВВС в Норвегии, в 2005 году - в Таджикистане на учениях коллективных сил безопасности СНГ. И таких примеров множество.
     Но поистине всемирную известность летчики полка получили после того, как им было поручено обеспечить легендарный вылет в Чечню тогда еще исполняющего обязанности Президента России Владимира Путина. Самолет главы государства пилотировал начальник авиацентра заслуженный военный летчик России генерал-майор Александр Харчевский.
     Увы, Чечня запомнится летчикам полка не только этим уникальным полетом, но и гибелью ряда их сослуживцев. 3 февраля 1995 года не вернулся с боевого задания экипаж бомбардировщика Су-24 в составе полковника Александра Касьянова и подполковника Александра Петлякова. Посмертно они награждены орденом Мужества.
     
«Щит Союза-2006»

     А недавно летчики Липецкого авиацентра и Севастопольского полка блестяще проявили себя на командно-штабном учении «Щит Союза-2006» в Белоруссии.
     - В учении принимали участие экипажи бомбардировщиков Су-24М под командованием полковника Олега Сторожука, ведомые - подполковники Александр Волошин и Эдуард Занчурин, с ними в парах на прикрытие и развитие успеха ходили на истребителях Су-27М подполковники Юрий Спрядышев, Андрей Сорокин и Александр Гостев. В группу прикрытия на Су-27 также входили начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский, два его заместителя - экипаж в составе полковников Николая Гостева и Юрия Сушкова, экипаж в составе полковника Сергея Жихарева и меня, - вспоминает старший инспектор-летчик подполковник Юрий Грицаенко.
     На учение привлекались самолеты фронтовой авиации Су-24М и Су-27. Они работали, как правило, в одной связке: Су-24 наносили удары, а Су-27М наращивали усилия группировки. Также участвовала группа прикрытия этой группировки с воздуха в составе трех Су-27.
     Перелет группы из Липецка был выполнен 13 июня с последующими тренировками в несколько смен. Основной день работы был намечен на 24 июня, однако из-за непогоды в воздух были подняты лишь два самолета: Су-24М и Су-27. Они отработали точно, с высоким результатом. Нештатных ситуаций ни в воздухе, ни на земле не было.
     По словам подполковника Юрия Грицаенко, особенность действий российской авиации на этом учении заключалась в том, что применялись новейшие, модернизированные типы самолетов. Например, на Су-24М установлена новая система целеуказаний для стрельбы по наземным объектам. Изюминка Су-27М в том, что если Су-27 является истребителем дальнего сопровождения, то новая модификация многофункциональная, может решать задачи, как и Су-24. То есть осуществлять бомбометание с больших дальностей, из-за облаков. Прицельная дальность обнаружения наземных целей у Су-27М 400 километров.
     
Глядя в будущее

     - С какими чувствами встречает Севастопольский полк свое 65-летие? - обращаюсь к заместителю командира части по воспитательной работе подполковнику Андрею Гордееву.
     - С чувством радости от того, что он состоялся! Сама подготовка к нему была весьма тяжелой, потому что личному составу пришлось выполнять много ответственных текущих задач. В том числе участвовать в учении на территории Белоруссии. Плюс плановые полеты. Не выходя за рамки безопасности, приходилось очень много потрудиться.
     Мы, как видите, не расслабились и на самом празднике, потому что тоже работали. Показывали технику на земле и в небе. Полуторачасовая программа требовала немало коллективных усилий.
     Программа, восхитившая зрителей и специалистов, зарождалась в авиацентре 15 лет назад. Сначала для показа была подготовлена пара истребителей, потом звено (4 самолета). Со временем в показ были подключены другие типы самолетов. И в итоге, считает подполковник Андрей Гордеев, липецкие асы демонстрируют грандиозное выступление, которое никто, кроме них, не может показать,
     - Центр показа Кубинка - «Русские витязи» и «Стрижы» - как бы ревностно ни смотрели на нас, поскольку мы частично отбираем их хлеб, не в состоянии повторить кое-что из того, что делаем мы, - говорит Андрей Анатольевич. - Это пилотаж четырех типов самолетов, общий строй истребителей и бомбардировщиков.
     Действительно, зрительное восприятие боевой работы в войсках, в частности в Липецком авиацентре, впечатляет. Это не шоу в обычном понимании слова, а демонстрация реальной боевой работы летчиков фронтовой авиации, часть которой они и демонстрируют зрителям во время праздников и показов авиационной техники.
     А в достаточной ли мере материально обеспечена боевая учеба лучших российских летчиков? Есть ли горючее, запчасти, в порядке ли самолетный парк?
     - В данный момент да, - говорит заместитель командира полка. - У нас достаточно горючего, хотя хотелось бы все-таки его побольше. Есть минимум, который необходим. Самолетный парк тоже достаточный. Но нужна перспектива, нужны все-таки новые самолеты. Не может быть такого, что вот-вот — и нам не на чем будет летать. Должна быть уверенность, а для это нужны новые поступления авиационной техники.
     К счастью, перспективы у полка, авиацентра есть. Уже получены от промышленности новые самолеты Су-27М, поколения «4+». У них значительно улучшены технические возможности, как пилотажные, так и навигационного и боевого применения. Глубокой модернизации подвергся самолет Су-24, что было доказано на учениях в районе авиабазы Кант в Киргизии, на учениях «Эдельвейс», «Рубеж» и на последнем учении в Белоруссии «Щит Союза-2006».
     
Подарки от Святителя Николая Чудотворца

     ...Тем временем праздник Севастопольского авиационного полка продолжился и на следующий день после авиапоказа. Постарались новые шефы Липецкого авиационного центра - Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца (некоммерческая организация под патронатом Всероссийской политической партии «Единая Россия»). Руководитель фонда Андрей Быков вручил командиру полка полковнику Сергею Прокофьеву ключи от новенького автобуса ПАЗ, а большой группе пилотов - нагрудные знаки... объединения атомных подводных лодок на Тихом океане. История необычного подарка такова. В марте 2006 года делегация фонда ездила на Камчатку, чтобы поздравить моряков со 100-летним юбилеем подводных сил России. На средства фонда были изготовлены нагрудные знаки объединения в виде креста с ликами особо почитаемых у военных святых Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Николая Чудотворца. Эти знаки были освящены священником на глубине 50 метров на борту АПЛ «Георгий Победоносец» и с тех пор служат оберегами подводников. Узнав о предстоящей поездке делегации фонда в Липецк на юбилей летчиков, командование объединения АПЛ попросило вручить знаки объединения лучшим пилотам, что и было сделано. Так своеобразно породнились защитники воздушных и морских рубежей Родины.
     А потом всех пригласили на концерт мастеров искусств Москвы и Иванова, приглашенных на средства фонда. Летчикам и членам их семей подарили свое искусство народные артисты России певцы Ренат Ибрагимов и Тамара Гвердцители, 87-летний виртуоз-балалаечник, фронтовик, народный артист России Михаил Федотович Рожков и гитаристка Надежда Калмыкова, солист Большого театра заслуженный артист Ингушетии Александр Захаров, солистки Московского государственного академического камерного музыкального театра Надежда Нивинская и Татьяна Ветрова, солистка Московского центра оперного пения Галины Вишневской Людмила Воробьева и Хоровая капелла мальчиков и юношей г. Иванова под руководством заслуженного деятеля искусств России Александра Жуковского.
     - Это был лучший концерт в моей жизни, - отметил, провожая гостей, генерал-майор Александр Харчевский. - Благодаря Фонду Святителя Николая Чудотворца мы и организовали такое чествование нашего знаменитого полка. Все расходы они взяли на себя!
     За вклад в развитие авиации, поддержание высокой боевой готовности, личное участие в жизни Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский своим приказом зачислил почетными военными летчиками авиацентра руководителей Фонда Святителя Николая Чудотворца Андрея Быкова и Михаила Чепеля.
     А жизнь идет своим чередом. Сразу после праздника пилоты Севастопольского полка и Липецкого авиацентра участвовали в показе боевых самолетов на Международной выставке вооружения и военной техники в Нижнем Тагиле. Севастопольский полк умножает славные традиции, заложенные при его формировании: быть первыми всегда и во всем, все силы отдавать делу, которому служишь.
     
Глазами гостя

     В Липецке я познакомился с полковником итальянских ВВС Умберто Росси - бывшим старшим летчиком пилотажной группы «Национальный акробатический патруль Италии». В составе итальянской делегации его пригласили в Центр боевого применения и переучивания летного состава (ВВС) имени В.П. Чкалова на празднование 65-летия Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка.
     Во время трехдневного пребывания в Липецке делегация стала свидетелем полуторачасовой демонстрации возможностей российских истребителей и бомбардировщиков, имела возможность пообщаться с российскими военными летчиками в неформальной обстановке. Итальянский ас любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «Красной звезды».

     - Господин полковник, как вы оцениваете мастерство русских летчиков?

     - Как очень высокое! Особенно отмечаю точность полета при выполнении элементов высшего пилотажа во время группового пилотирования.

     - Вам приходилось летать вместе с российскими летчиками на авиационных показах?

     - С россиянами - никогда. Но я летал с болгарскими летчиками, которые проходили подготовку в России на МиГ-29.

     - Интересно было увидеть авиашоу в Липецке, познакомиться с тем, как живут и отдыхают русские летчики, пообщаться с ними в неформальной обстановке?

     - Очень! В других ситуациях я встречался с российскими пилотами в Англии и Австрии. То есть в каком-то смысле у меня было представление о них, об образе мыслей и о том, как они работают. Но наблюдать полеты российских истребителей и бомбардировщиков, общаться с личным составом, осмотреть российские самолеты на земле, выстроенные в линию, для меня было очень важно и интересно.

     - Как вы говорили, болгарские пилоты летают на русских самолетах. Приходилось ли вам, господин полковник, близко знакомиться с этими машинами, может быть, сидели в кабине пилота?

     - Я сам летал на МиГе! Меня поразили сила двигателей, скорость и маневренность истребителя. Кабина МиГа очень эргономична. Единственная трудность, с которой столкнулся, чтение названий приборов, написанных кириллицей.

     - Сегодня достаточно много говорилось об истории Севастопольского истребительного авиационного полка, особенно связанной со Второй мировой войной. Насколько вам, господин полковник, известно об участии советского народа в этой войне и, в частности, советских летчиков?

     - Конечно, хорошо известно. Потому что в европейской культуре изучается история всех народов. Как пилот военной авиации, я немало знал и о действиях русских летчиков во время Второй мировой войны. После посещения Липецка знаю больше.

     - Вы побывали на праздничном концерте в честь юбилея полка. Исполнялись песни и арии, в том числе на итальянском языке...

     - Это проявление широты русской души! На сцене, как и в небе, были мастера.

     На снимке: групповой пилотаж шестерки Су-27. Генерал-майор Александр ХАРЧЕВСКИЙ. Поклон фронтовикам. «Мы вместе!». Воздушные асы начальник авиацентра генерал-майор Александр ХАРЧЕВСКИЙ и полковник ВВС Италии Умберто РОССИ нашли общий язык.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex