на главную страницу

9 Августа 2006 года

Тайны истории

Среда

Загадки «Стелла Поларис»

Юрий ДЕРЯБИН,
посол Российской Федерации в Финляндии
в 1992-1996 гг., руководитель Центра
Северной Европы Института Европы РАН.



19 сентября 1944 года СССР и Финляндия, союзник гитлеровской Германии, подписали соглашение о перемирии. Опасаясь, однако, что Советский Союз все же оккупирует Финляндию, финское военное командование решило тайно переправить в Швецию большое количество радиоразведывательной аппаратуры и секретных документов, в том числе списков своей агентуры. Оно надеялось, что в Швеции эти материалы будут в большей безопасности и впоследствии могут быть использованы в интересах ведения партизанской войны против советских войск. Операция по переброске получила название «Стелла Поларис» - «Полярная звезда».

     ВАЖНОСТЬ РАДИОРАЗВЕДКИ в Финляндии поняли значительно раньше, чем в Швеции. Хотя шведы и занимались ею со времен Первой мировой войны, финские службы ушли дальше, сконструировав ряд новых видов оборудования, разработав методы дешифровки. Возглавить службу было поручено Рейно Халламаа, выдающемуся специалисту в области радиоразведки, который в 1927 г. создал в Финляндии специальный центр (в Швеции такой центр был создан лишь в 1940 г.) и разработал собственную систему дешифровки советских кодов.
     Шведы, естественно, были заинтересованы в использовании финского опыта. Еще в 1930-х годах, накануне войны, финская радиоразведка FRA, возглавляемая Халламаа, с успехом отслеживала советскую военную радиосвязь, в том числе по линии НКВД. Главному командованию финской армии было передано более 40 тысяч записей секретных переговоров.
     Было налажено сотрудничество с Германией. Американский исследователь Aid Matthew М пишет, что договор Молотова — Риббентропа только укрепил необходимость слежения за радиосвязью СССР, и приводит множество документов, свидетельствующих о сотрудничестве Германии с финской радиоразведкой еще до начала осуществления плана «Барбаросса».
     Предварительные переговоры о сотрудничестве FRA со шведской разведкой начались летом 1943 года, когда стало ясно, что войну немцы проигрывают. Когда Красная Армия начала наступление на Карельском перешейке, у финнов возникла идея переправки разведоборудования в нейтральную Швецию. Операцию «Стелла Поларис» было поручено возглавить начальнику финской военной разведки полковнику Аладару Паасонену и подполковнику Рейно Халламаа. Согласно неподтвержденным данным, Финляндия обратилась с просьбой принять в Швеции 20 тысяч специалистов, а также часть модернизированной разведаппаратуры.
     И в Швеции, и в Финляндии в планы операции «Стелла Поларис» был посвящен весьма узкий круг лиц. Никакого формального соглашения между правительствами подписано не было: план был построен на договоренности между Халламаа и его шведским коллегой Карлом Петерсеном. Все держалось в строжайшей тайне даже от финской «VALPO» - государственной секретной полиции, но немцы о переговорах были информированы.
     Секретный караван прибыл в Швецию 24 сентября 1944 года, через четыре дня после подписания соглашения о перемирии с Советским Союзом. Секретные документы, техническое оборудование, а также личный состав с семьями перевозились на четырех судах по маршрутам Нэрпес - Хэрносанд и Нюстад - Йевле. В Швецию были направлены 700-800 человек, а также 350 контейнеров с оборудованием и секретными документами.
     Порт назначения был оцеплен военными, которые помогли перенести грузы в бронированные ангары. Затем они были укрыты в различных районах шведской столицы. В Стокгольме часть материалов была размещена в подвалах отеля «Астон», а основная часть, более 120 ящиков, перевезена в крепость Нюрнингхолмен. Среди немногих, кто знал место тайников в крепости, был Халламаа, который, видимо, воспользовался этим позднее, когда покидал Швецию.
     Швеция получила доступ к большому количеству средств современной технической разведки и приобрела квалифицированных специалистов. Но вскоре возникли проблемы. Большая часть оборудования оказалась слишком сложной для шведов, не имевших еще такой техники и знаний в области радиоразведкии, а в результате только 15 процентов финских специалистов были использованы на шведской службе. Большинство же из них вернулись в Финляндию.
     К ЧЕМУ ЖЕ в конце концов привела операция «Стелла Поларис»?
     Ряд шведских и финских исследователей утверждает, что большая часть секретных документов и оборудования была уничтожена еще в 1946 году. Но в это верится с трудом. Возможно, Халламаа и Паасонен продали часть вывезенных советских кодов на Запад – как для финансирования самой операции, так и в целях своего личного обогащения. Во всяком случае подобные сделки совершались между представителями американской, германской, японской и шведской разведок...
     В конце сентября 1947 года в разведцентре Ставки в городе Миккели появились представители СКК - Союзной Контрольной Комиссии. Их заверили, что все материалы, касающиеся разведработы против СССР, давно уничтожены. Руководителя разведотдела Ставки майора Юрье Палкола советские представители допрашивали об именах финских разведчиков, работавших на территории СССР, но безрезультатно.
     Между тем возникли противоречия между Паасоненом, Халламаа и шведской разведкой, когда шведы попытались получить в свое распоряжение весь материал, доставленный из Финляндии, пользоваться финской аппаратурой по своему усмотрению, а также изучить инструкции для использования кодов и других закрытых материалов. Эту разведаппаратуру шведы хотели получить в качестве компенсации за понесенные расходы - они частично оплатили ее перевозку. Халламаа же утверждал, что все документы и оборудование принадлежат Финляндии и только она вправе ими распоряжаться.
     В результате Халламаа и Паасонен были вынуждены покинуть Швецию и некоторое время провести в финской Лапландии. Остававшиеся в Швеции финны, причастные к операции, были возвращены в Финляндию осенью 1944 года.
     Неизвестно, действительно ли шведы уничтожили весь находившийся у них материал или перед этим микрофильмировали его. Одна из версий заключается в том, что Халламаа взял с собой микрофильмы во Францию, чтобы наладить сотрудничество с западными разведками. Сейчас в мировых архивах, в частности в центральных архивах ЦРУ, можно найти немало финских разведданных периода войны. Попали ли они туда напрямую или через Швецию, сказать трудно.
     Подполковник Хейкки Тиликайнен, главный редактор военного журнала «Суомен Сотилас лехти», утверждает, что часть секретных материалов до сих пор остается в Финляндии, откуда они, возможно, вообще не были вывезены по причине своей невысокой ценности. А некоторые незначительные предметы даже можно увидеть в одном из залов «Музея шпионажа» завода «Финлайсон» в Тампере.
     Рейно Халламаа был вынужден окончательно покинуть Финляндию 9 мая 1945 года, когда «VALPO», в которой командные посты теперь занимали коммунисты, всерьез занялась делами бывших разведчиков. Халламаа и Паасонен в звании полковников около года прослужили в разведслужбе французской оккупационной зоны Германии…
     Затем в дело о «Стелла Поларис» вмешалась Москва. Французам было передано требование, чтобы Халламаа и Паасонен были переданы в Берлин, в советскую зону оккупации, как лица, нанесшие ущерб СССР. Однако французы сообщили, что они уже покинули французскую зону юрисдикции. Узнав, что он должен встретиться с советскими представителями в Восточной зоне Берлина, Халламаа реагировал лаконично: «Это то же самое, как если бы я заказал авиабилет прямо в Москву».
     Сменив имя на Риккардо Палкрис, Рейно Халламаа поселился в испанской Малаге, где занялся бизнесом. Он умер в 80-летнем возрасте в 1979 году...
     Много загадок, связанных с операцией «Стелла Поларис», до сих пор остается неразгаданными. Серьезных исследовательских работ у нас на эту тему нет, а в западных изысканиях много неясного и противоречивого, поскольку документальная основа весьма зыбкая. Немногие оставшиеся в живых участники тех событий переменили не только свои места жительства, но и фамилии и вспоминают о прошлом весьма и весьма неохотно…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex