на главную страницу

9 Августа 2006 года

Тайны истории

Среда

Кораблик, недостроенный Петром

Анатолий ТУРАХИН.
Фото автора.



Анатолий ТУРАХИН с 1990 года работает над постройкой моделей кораблей Петра I. Им воссозданы модели «Мункер» (1704 г.), «Ингерманланд» (1715 г.), «Петр I и II» (1727 г.) и «Апостол Петр» (1697 г.). Две первые из них удостоены золотой и серебряной медалей и Национального приза Англии «За исследования и новизну» на Всемирной выставке в Лондоне в 1997 г.


     В Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге хранится модель корабля, рядом с которой установлена табличка: «Модель собственноручной работы Императора Петра Великого, сделанная им по возвращении из Голландии». Даже недоделанная, она привлекательна своими плавными обводами, красивыми пропорциями, подкупающей простотой прямолинейного форштевня. Что же это за корабль? Сколько бы он нес парусов и пушек, какой резьбой был бы украшен, каково было бы его имя?
     В те времена в Европе строительство военного корабля начиналось с постройки его модели и утверждения ее на Адмиралтейств-Коллегии (первый корабельный строительный чертеж в Голландии появился только к 1715 году). Молодой Петр пытался самостоятельно взять буквально все, что было возможно, из опыта голландских мастеров: знания он в буквальном смысле добывал своими руками. Логично, что, прибыв в Саардам, царь начал свою учебу с создания модели небольшого корабля, содержащей, однако, все элементы конструкции типичного трехмачтового линейного корабля.
     Попробуем оценить объем выполненной им работы. Так, одних только шпангоутов в модели 22, причем они состоят из нескольких частей, как в реальном корабле. Плюс фор- и ахтерштевни, винтранец, княвдигед, бимсы, доски кормового подзора, доски внутренней и внешней обшивки - всего приблизительно 120 деревянных элементов конструкции, причем верхние бархоуты сделаны с декоративным профилем! На модели около 250 элементов креплений – деревянных нагелей и металлических болтов.
     Оценить этот труд сможет лишь опытный моделист-конструктор, который отложит современные электроинструменты и, вооружившись простыми пилами и коловоротами петровского времени, возьмется за дело…
     Возникает вопрос: почему государь не доделал эту модель?
     Ответ, как представляется, достаточно прост: царь Петр не был просто судомоделистом, пусть и выдающимся. Так что модель следует рассматривать как прообраз, по которому предстояло строить большой корабль, и тогда она может считаться вполне завершенной. В этом случае незакрытые обшивкой борта лучше всякого чертежа показывали набор шпангоутов и способы соединения всех элементов конструкции корпуса. Наспех уложенные доски внутренней обшивки бортов говорили о главном - о необходимости делать борта крепкими. Модель имеет довольно острые обводы носовой части - это показывает, что «царь-плотник» отдал предпочтение скорости корабля, даже в обмен на маневренность.
     Но то, что не было нужно великому преобразователю России, решили сделать современные моделисты. Воссоздавая образ корабля, мы предположили, что Петр I проектировал трехмачтовый 18–22-пушечный фрегат с прямым форштевнем. Очертания кормы имеют большое сходство с голландской школой. Во внутренней архитектуре очевидно присутствие палубы квартердека, хотя на модели она отсутствует. Резьба корабля должна была включать в себя только те элементы, эмблемы и символы, которые использовались во времена Великого Петра. В этом смысле открывающийся занавес, украшающий корму, типичный для оформления кормы голландских кораблей, аллегоричен: он символизирует открытие эпохи российского кораблестроения. Если же вспомнить, что Петр, отправляясь учиться в Европу, был послом России, а по возвращении из заграницы как бы стал послом европейской науки в России, и то, что слово «посол» произошло от греческого «apostolos», то рядом с воссозданной моделью петровского фрегата можно поставить табличку с надписью «Апостол Петр».
     А что в итоге получилось, вы можете увидеть на представленных здесь фотографиях.

     На снимках: «Апостол Петр». Вид с носа, кормы и борта.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex