на главную страницу

10 Августа 2006 года

Тема номера

Четверг

НАШИ ПРИОРИТЕТЫ — ЖИЛЬЕ

13 августа - День строителя

Беседу вели Василий ЛАВРЕНЮК, Дмитрий ЮРОВ.



На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Службы расквартирования и обустройства МО РФ генерал армии Анатолий ГРЕБЕНЮК

     - Анатолий Владимирович, какие задачи стоят сегодня перед квартирно-строительными органами военного ведомства и в каком направлении идет их реформирование?

     - На Службу расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации сегодня возложены функции обеспечения жильем военнослужащих, организации строительства объектов военной и социальной инфраструктуры, содержания и эксплуатации существующего казарменно-жилищного фонда, управления недвижимым имуществом, земельным и лесным фондами.
     Что касается реформирования квартирно-строительных органов армии и флота, то в ближайшие годы будут продолжены мероприятия по оптимизации структурных подразделений Службы, внедрению ресурсосберегающих технологий.
     Принципиально важная задача - создание условий для здоровой конкуренции при оказании услуг по реализации жилищных программ, а также эксплуатации казарменно-жилищного и специального фондов Минобороны, избавление Вооруженных Сил от функций, непосредственно не связанных с обороной страны, разделение функций подрядчика и заказчика.
     Необходимо также сохранять и укреплять партнерские, деловые отношения со строительными подрядными организациями различных форм собственности, максимально использовать их уникальный опыт в создании специальных объектов, выполнении самых сложных строительно-монтажных работ в интересах военного ведомства.

     - С 1997 года штатная численность военнослужащих строительно-квартирных органов уменьшилась примерно в три с половиной раза и продолжает сокращаться. В этом году расформировываются последние военно-строительные отряды и батальоны. Чем вызван этот процесс?

     - Военно-строительный комплекс имеет славную историю. Он внес колоссальный вклад в создание оборонного щита Родины. Но сегодня, в новых экономических условиях, когда в России сформировался и бурно развивается рынок строительных услуг, отпала нужда в пресловутых «стройбатах». Они либо уходят в историю, либо меняют форму собственности, приспосабливаются к новым задачам и условиям деятельности. К примеру, за последние годы более 2,5 тыс. структурных подразделений строительно-квартирных органов выведены из состава Вооруженных Сил и преобразованы в холдинговые компании, акционерные общества.
     У нас есть понимание двух вещей: реформы как элемент развития системы, ее организационного совершенствования, безусловно, объективно необходимы. Однако они должны быть тщательно взвешенными и обоснованными, поскольку за ними стоят судьбы многих людей и государственные интересы.

     - Но не рано ли «списывать в архив» военно-строительные подразделения? Ведь в интересах обороны приходится вести строительство в таких местах, куда гражданского специалиста или коммерсанта калачом не заманишь…

     - Для выполнения такого рода работ в интересах Министерства обороны планируется сформировать инженерно-технические батальоны. Они, как правило, будут дислоцироваться в отдаленных регионах страны.
     Отдельный вопрос – специальное строительство. Эта функция до 2002 года выполнялась Главным управлением специального строительства Министерства обороны, которое сейчас преобразовано в Управление по обустройству войск и переориентировано на выполнение задач по созданию и поддержанию жилого и нежилого фондов военного ведомства. Специальное строительство в интересах обороны страны сегодня ведет Федеральное агентство специального строительства. Эта организация имеет громадный опыт возведения специальных объектов в сложнейших условиях, в сжатые сроки, и у меня нет никаких сомнений, что прославленный коллектив, которым руководит сегодня генерал армии Николай Аброськин, успешно выполнит возложенные задачи. Речь прежде всего идет об объектах, которые находятся на контроле у Президента России и министра обороны – совершенствование инфраструктуры космодрома Плесецк, ядерного полигона на Новой Земле, обустройство горной базы в Зеленчукской, военно-морской базы в Новороссийске.
     В принципе, конечно же, специальные объекты на конкурсной основе должны «вести» - при наличии необходимых лицензий и разрешительных документов - строительные организации различных форм собственности. Здоровая конкуренция между ними за «строительный подряд» пойдет только на пользу дела.

     - Строительство каких объектов, помимо упомянутых, находится на особом контроле у руководства Службы?

     - Это прежде всего возведение жилья для военнослужащих, строительство объектов в рамках федеральных целевых программ, объектов специального и военного назначения, капитальный ремонт существующих жилищно-казарменного и служебного фондов.
     В последнее время значительный объем работ выполнен по обустройству горных бригад в населенных пунктах Ботлих и Зеленчукская, воинских частей, комплектуемых контрактниками, а также авиабазы Кант в Киргизии, российской военной базы в Таджикистане.
     Всего же мы работаем по двенадцати федеральным целевым программам. Одна из основных – программа перевода частей и соединений на контрактный способ комплектования. Вы знаете, что уже в ближайшее время срочная служба в Вооруженных Силах будет составлять один год и основные части должны быть укомплектованы контрактниками. В связи с этим на нашу Службу возложена сложная и тяжелая, но в то же время почетная миссия обустройства и переформирования многих военных городков. Согласитесь, ремонтировать «старье» - это одна ситуация, а основать военный городок XXI века – принципиально другая. И строить его надо так, чтобы он прослужил не 2 - 3 года, а десятки лет. Эта задача уже решена в Военно-морском флоте, нормально решается в Северо-Кавказском, Ленинградском и Сибирском военных округах. Некоторые сложности существуют в Приволжско-Уральском военном округе, но, думаю, к концу года и там ситуация будет выровнена.

     - Анатолий Владимирович, нельзя не затронуть одну из самых болезненных тем: как обстоят дела с решением жилищного вопроса в армии и на флоте?

     - Безусловно, эта задача для нас, как я уже упоминал, – одна из самых приоритетных. В Министерстве обороны России на 1 июля с.г. подлежат обеспечению жильем порядка 154,3 тыс. семей, в том числе постоянным – 63,4 тыс. военнослужащих, служебным – 54,7 тыс., нуждаются в улучшении жилищных условий 36,2 тыс. военнослужащих.
     В последние годы наметилась стабильная тенденция сокращения очереди военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, заключивших первые контракты до 1 января 1998 года. К примеру, в прошлом году эта очередь сократилась на 17,3 тыс. семей. Верховным Главнокомандующим поставлена задача в 2010 году в полном объеме обеспечить жильем военнослужащих этой категории.

     - Сколько жилья было построено в прошлом году, и какие планы по жилью на этот год?

     - По итогам 2005 года из всех источников получено 29,4 тыс. квартир, в том числе за счет строительства и покупки - 9,2 тыс. квартир (постоянное и служебное жилье), государственных жилищных сертификатов - 8,5 тыс. квартир, по инвестиционным контрактам - 3,3 тыс. квартир, за счет высвобождения служебного жилого фонда в закрытых военных городках – 8,6 тысячи.
     За первое полугодие этого года нами уже получено 12,1 тыс. квартир из всех источников. Всего же в 2006 году планируем получить более 40 тыс. квартир, в том числе 19,7 тыс. - по собственному плану Минобороны России (с учетом 9,2 тыс. квартир в рамках реализации президентской программы «15+15»), 8,5 тыс. - в рамках реализации программы ГЖС, 3,5 тыс. - по инвестиционным проектам, 8,3 тыс. - за счет использования фонда высвобождаемого жилья.
     Кроме того, в 2006 году в связи с передачей космодрома Байконур потребуется обеспечить жильем около 3 тысяч увольняемых военнослужащих.

     - Кстати, какой эффект ожидается от выполнения президентской программы «15+15»?

     - В Москве и Подмосковье в ближайшие два года должно быть построено 12.400 квартир, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 4.500 и в Калининградской области –1.500 квартир. К концу 2007 года это позволит сократить очередь на жилье среди военнослужащих в Московском регионе на 56 процентов, в Петербурге и Ленинградской области – на 64 процента, в Калининградской области – вдвое.
     Строительство для военнослужащих будет вестись преимущественно на землях, выделенных Минобороны: это дешевле и, кроме того, там есть необходимые инженерные коммуникации.
     Должен отметить, что первый этап этой программы уже реализуется. И с Росстроем, который осваивает основные средства, выделенные на нее, и с органами местных властей во всех пяти проблемных в плане жилья регионах нами достигнуто полное взаимопонимание. Так, с московскими властями сейчас обговаривается вопрос о заселении первых 500 квартир в рамках реализации программы уже к Дню города, который празднуется в начале сентября, а к концу года военнослужащим будут вручены еще 3.500 ордеров на квартиры в столице. В Калининграде уже заселен первый дом, сданный к Дню ВМФ, в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области тоже есть значительные подвижки в этом вопросе.

     - В данном случае мы вели речь о жилье, которое предоставляется военнослужащим в постоянное пользование. А как обстоят дела с формированием фонда служебного жилья?

     - Фонд служебных жилых помещений формируется прежде всего для частей постоянной боевой готовности. Основных источников его создания несколько. Это строительство и приобретение жилья по собственному плану Министерства обороны, в первую очередь в закрытых военных городках. Затем - получение жилья путем вовлечения через инвестиционные проекты в хозяйственный оборот частично не используемого недвижимого имущества.
     В последнее время также активизировалась работа по формированию фонда служебного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах. Наиболее крупный «отряд» военнослужащих, нуждающихся в служебном жилье, находится в Московском гарнизоне - около 49,8 тыс. человек (в том числе в г. Москве - 4,6 тыс., в Московской области - 7,7 тыс.).
     В целом же за текущий год фонд служебного жилья должен вырасти с 205,6 тысячи до 220 тысяч квартир и есть уверенность, что в 2012 году, как это определено руководством страны, мы эту проблему закроем окончательно.
     Кстати, в последнее время в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации (он вступил в силу с 1 марта 2005 года) принципиально изменился подход к предоставлению жилья военнослужащим и членам их семей. Жилищный кодекс позволяет устойчиво формировать служебный жилищный фонд и содержит условия освобождения служебных жилых помещений военнослужащими, расторгнувшими контракт о прохождении военной службы до приобретения ими права на получение постоянного жилья за счет средств федерального бюджета.

     - Большие надежды возлагаются на переход к принципиально новой накопительно-ипотечной системе (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих. Как идет работа в этом направлении?

     - Правовые основы функционирования НИС определены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В развитие этого закона для обеспечения функционирования новой системы приняты еще около 50 нормативных правовых актов, включая указ президента и 20 постановлений Правительства Российской Федерации.
     В декабре прошлого года по результатам конкурса отобраны 10 управляющих компаний, которым будет доверено управление жилищными накоплениями военнослужащих, а также специализированный депозитарий для осуществления контроля за их деятельностью. В ближайшее время накопления для жилищного обеспечения военнослужащих будут переданы в доверительное управление для инвестирования с целью их прироста.

     - Какое количество военнослужащих уже вступило в военную ипотеку, и какие средства планируется направить на обеспечение военнослужащих жильем с помощью ипотечного кредитования?

     - На сегодняшний день в реестр участников НИС только от Минобороны России включены более 14,5 тыс. военнослужащих, и число их еженедельно увеличивается.
     Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития на очередной год.
     На финансирование накопительных взносов военнослужащих в 2005 - 2006 годах предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 4.310 млн. рублей (в том числе в 2005 г. –1.031 млн. рублей, в 2006 г. – 3.279 млн. рублей).
     Накопительный взнос на одного участника в 2005 г. предусматривался в размере 37.000 рублей в месяц, а в 2006 г. – 40.600 рублей.

     - А какой орган или организация в военном ведомстве будут заниматься реализацией НИС?

     - Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. функции уполномоченного федерального органа по реализации НИС возложены на Министерство обороны.
     Для реализации этих функций решением Правительства Российской Федерации создано и 8 июня
     с. г. зарегистрировано в установленном порядке Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
     Учреждение включено в перечень получателей бюджетных средств и открыло в Федеральном казначействе два лицевых счета: счет получателя бюджетных средств и лицевой счет для средств, поступивших во временное распоряжение.
     По инициативе Минобороны России Правительством Российской Федерации принято решение о проведении эксперимента по ипотечному кредитованию участников НИС. Мы хотим проверить в деле работу механизма ипотечного кредитования военнослужащих. В эксперименте примут участие 280 военнослужащих из разных регионов России (230 - от Минобороны, 50 – от других силовых ведомств). Планируется, что участники эксперимента уже в январе 2007 года получат целевые займы и приобретут квартиры. На проведение эксперимента требуется выделение из федерального бюджета 85 млн. рублей.
     Кстати, уже в ходе подготовки концепции проведения эксперимента выявился ряд проблемных вопросов, связанных со снижением покупательной способности накопительных взносов: в расчет размера накопительного взноса закладывалась покупательная способность 3,1 кв. метра жилья в год, однако из-за высоких темпов роста его стоимости в последние годы покупательная способность снизилась до 1,52 кв. метра в год. В связи с этим Минобороны подготовлены и направлены в Минфин России предложения об увеличении накопительного взноса 2007 года и компенсации накопительных взносов 2005, 2006 годов до размеров, обеспечивающих сохранение их покупательной способности на уровне 3,1 кв. метра в год. Это потребует дополнительного выделения бюджетных средств на компенсацию накопительных взносов 2005, 2006 годов в сумме 1,3 млрд. рублей.
     В настоящее время проводится работа по согласованию проектов решений Правительства России о порядке проведения эксперимента, формируется экспертная группа из представителей федеральных ведомств и кредитных организаций.
     Несмотря на возникающие трудности и проблемы (а куда деться от них в наше время!), у меня нет сомнений в том, что плановые задания и целевые задачи этого года будут, безусловно, выполнены. А значит, в основание будущих успехов и побед будет заложен надежный прочный фундамент.

     - Анатолий Владимирович, на чем основывается ваш оптимизм?

     - Прежде всего на вере в людей, в их профессионализм. В преддверии Дня строителя я бы хотел поздравить всех тех, кто имеет отношение к этой славной профессии созидателя, с праздником, пожелать крепкого здоровья, благополучия и долгих лет жизни.

     На снимке: Ботлих: новоселье не за горами. Равнение - на крышу дома своего!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex