на главную страницу

16 Августа 2006 года

Планета людей

Среда

Афганистан близок к анархии

Роман СТРЕШНЕВ.



В начале августа в Афганистане миротворческие силы под эгидой НАТО расширили зону ответственности на южные районы, планируя впоследствии взять под свой контроль всю страну. Это потребовало привлечения дополнительных сил и средств альянса. Однако ситуация в Афганистане не только не улучшилась, а скорее, наоборот: активность талибов и террористов нарастает, влияние центрального руководства снижается, в стране витает угроза начала новой гражданской войны.

     
«Горный бросок» не достиг цели

     Как заявил в присутствии госсекретаря США Кондолизы Райс президент Афганистана Хамид Карзай, «боевики атакуют нас везде, где возможно, и эта возможность становится все шире как в отношении географии, так и политики».
     Нельзя не сказать, что коалиционные силы и афганская армия не проводят операции против боевиков, однако особых результатов они не приносят, а зачастую лишь ухудшают ситуацию. В этом плане характерна и последняя масштабная операция американских войск под кодовым названием «Горный бросок». В самый ее разгар она была неожиданно прекращена. Предлогом стало то, что афганская армия не выполняет своих обязательств по удержанию «освобожденных» американцами населенных пунктов. Тем не менее, как отмечают наблюдатели, истинная причина свертывания американцами «Горного броска» кроется в ином: афганское правительство приняло решение о том, чтобы любые военные операции проводились только с разрешения министерства обороны страны и лично президента. Такие ограничения не понравились представителям Пентагона, что и привело к прекращению операции.
     Хотя претензии официального Кабула зачастую вполне обоснованны. Дело в том, что несогласованность действий, отстранение местных властей от операции приводят не только к напрасному напряжению сил, но и к неоправданным жертвам, в том числе и среди мирного населения. Тем более что американцы зачастую весьма беспечно организуют свои операции. Вот и на этот раз они по ошибке нанесли несколько ударов по мирным селениям, что привело к многочисленным жертвам среди местных жителей. Например, в провинции Гильменд (город Навзад), по свидетельствам очевидцев, американская авиация отбомбилась по жилым домам, магазинам и школе.
     В свою очередь боевики действуют все более скоординированно и смело, оперативно переносят удары из одной провинции в другую. Так, 11 августа в Гильменде в боестолкновениях с талибами погибли три американских солдата, ранения также получили трое эстонских военнослужащих. В ночь с 9 на 10 августа в Кандагаре были убиты около десяти полицейских. 6 августа талибы обстреляли базу коалиционных сил, расположенную близ Кандагара. В тот же день в Гильменде убит британский солдат. За неделю до этого в Кандагаре в бою с талибами погибли 4 канадских солдата и 21 человек из числа мирных жителей. 30 июля в Нангахаре в результате взрыва погибли 6 человек, еще 16 получили ранения. 26 июля в Кабуле при взрыве бомбы погибли два афганца и американский солдат. 24 июля в провинции Газни боевики убили троих полицейских и одного мирного жителя. Накануне в Кандагаре талибы совершили два теракта, жертвами которых стали 36 человек.
     Характерно, что при этом стремительно растет число терактов с использованием террористов-смертников, которых «Талибан» вербует из неимущих слоев населения. Так, 10 августа в Кандагаре автомобиль, за рулем которого сидел смертник, протаранил одну из машин колонны НАТО, погиб один военнослужащий. 14 июля в результате самоподрыва смертника в центре города Мазари-Шариф, ранения получили пятеро афганцев. Через пару дней в результате атаки камикадзе в городе Гардез (административный центр провинции Пактика) погибли четыре человека, еще 23 получили ранения. Незадолго до этого шахид атаковал американский военный патруль на востоке страны.
     
Коррозия власти

     В Афганистане ухудшается и внутриполитический климат. В первую очередь это связано с растущим уровнем коррупции в афганских структурах власти, разобщенностью политических сил, местечковыми амбициями. В афганской провинции Фарьяб на севере страны сторонники генерала Абдул Рашида Достума устроили митинг протеста. Поводом для митинга стало требование главы МВД Ахмада Мокбела к министерству юстиции страны о ликвидации партий «Национального исламского движения Афганистана» (Джонбеш-е-Мили) и «Азади». Министр сделал такое заявление после кровавых столкновений между сторонниками Абдул Рашида Достума и Абдул Малика. По мнению министра, наличие военного крыла в политических партиях запрещено конституцией страны. Лидер партии «Азади» Абдул Малик заявление главы МВД назвал «необоснованным», сказав, что его отряды еще год назад присоединились к «национальной программе по разоружению». О реакции генерала Достума пока ничего не известно. Хотя генерал Достум год назад, заняв высокий пост в правительстве страны, официально отошел от руководства НИДА, однако его сторонники до сих пор остаются верными ему.
     Положение дел усугубляет и вмешательство американцев во внутриполитические разборки. Так, по неофициальным данным, Кондолиза Райс в ходе визита в Кабул проявила недовольство проводимой Хамидом Карзаем кадровой политикой и пригрозила сменить его на более приемлемую для Вашингтона фигуру. По мнению аналитиков, это связано с тем, что США беспокоит растущее влияние выходцев из бывшего антиталибского Северного альянса. Неожиданно без объяснения причин был смещен со своей должности посол Афганистана в Великобритании Вали Масуд – брат афганского национального героя – лидера Северного альянса Ахмада Шах Масуда, убитого талибами. Своих постов лишились губернаторы провинций Хост, Кунар, Баглан и Нангахар. Кстати, как бы случайно в СМИ просочилась информация американских спецслужб о том, что родной брат афганского президента Ахмед Вали Карзай тесно связан с наркобизнесом.
     Еще одна проблема – недееспособность афганских вооруженных сил и правоохранительных органов. Это вызвано их слабой подготовкой, оснащенностью и опять же высоким уровнем коррупции в силовых структурах. Серьезными преградами для национальной армии остается дезертирство, низкий уровень дисциплины и образования. Кроме того, движение «Талибан» переманивает солдат, предлагая им оплату, эквивалентную 12 долларам в день, против четырех долларов, которые они получают за день службы в армии. «Если бы вам предложили 12 долларов в день за то, чтобы стать участником местного подполья, и четыре доллара в день за то, чтобы воевать за многие мили от дома, что бы вы выбрали?» - спрашивает британский подполковник Дэвид Хаммонд (David Hammond), тренирующий в Афганистане офицеров НАА.
     Разница в оплате делает проблематичным набор рекрутов в НАА, чья численность сегодня составляет 38 тысяч бойцов. И это при том, что министр обороны Афганистана Абдул Рахима Вардак настаивает на численности 150-200 тысяч человек.
     Неудовлетворительной представляется ситуация также и с афганской полицией, численность которой достигла 62.000 человек, однако 58.000 из них только проходят подготовку и не имеют достаточного количества техники и развернутой инфраструктуры. А недавно президент Афганистана Хамид Карзай освободил от занимаемой должности более 80 генералов, служащих в системе министерства внутренних дел страны. Могут ли в таких условиях афганские силы безопасности выполнять поставленные перед ними задачи? Конечно же, нет.
     Однако вместо того, чтобы поднять воинское довольствие, материально заинтересовать силовые структуры, страны-доноры направляют огромные средства на второстепенные на сегодняшний момент участки. Например, сотни миллионов долларов иностранной помощи выделяются на строительство дорог и различных объектов, фактически «проедаются» международными агентствами и НПО. Так, на строительство 91-км дороги в провинции Урузган будет выделен 21 млн. долларов. И на строительство дороги Турхам-Джалалабад, продолжавшееся вдвое дольше намеченного срока, ушли значительно большие средства. Подход стран-доноров в принципе понятен: без дорог, без разветвленной транспортной сети наладить развитие экономики и социальной жизни вряд ли возможно. К тому же маячит перспектива превращения Афганистана в транзитный коридор, для которого и необходима качественная транспортная сеть. Однако возникают вопросы: кто будет обслуживать эту транспортную сеть, кто обеспечит ее безопасность, и будет ли она функционировать вообще, учитывая активность талибов.
     
Теперь НАТО «потащит воз»

     Ситуация в Афганистане «близка к анархии». Такое заявление сделал командующий силами НАТО в Афганистане британский генерал-лейтенант Дэвид Ричардс. По его словам, подобная ситуация сложилась из-за «отсутствия координации между соперничающими друг с другом иностранными гуманитарными агентствами и неразборчивых действий частных охранных компаний». Также Ричардс заметил, что коалиционные войска в Афганистане испытывают нехватку снаряжения. В силу затянувшейся военной операции, не приводящей к разрешению ситуации в этой азиатской стране, коалиция может вскоре исчерпать «кредит времени», отпущенный им на то, чтобы оправдать возлагаемые на них афганцами ожидания, заявил британский военный. Как подчеркнул Ричардс, несмотря на все усилия коалиционных войск, в Афганистане сохраняется вражда между различными кланами, религиозными и национальными группами, которыми манипулируют никому не подчиняющиеся местные полевые командиры.
     Из-за многочисленных сложностей и обострения обстановки НАТО вынуждена наращивать свой военный потенциал в Афганистане и расширять зону ответственности. Уже решено усилить многонациональные группировки миротворцев тяжелой бронетехникой и авиацией. Планируется, что к концу текущего года зона ответственности альянса охватит всю территорию Афганистана, а общее количество иностранных войск достигнет 36 тысяч человек, что в три раза больше, чем в 2002 и в 2003 годах.
     Свою главную задачу командование миротворческого контингента видит, по словам генерала Ричардса, «не в уничтожении талибов, а в убеждении местного населения в том, что миротворческие силы
     НАТО – это не оккупанты, а помощники в деле восстановления страны». Однако сделать это будет крайне нелегко. В первую очередь из-за того, что в неспокойных юго-восточных районах страны американское военное присутствие породило очень неблагоприятное отношение местных племен к иностранным военным. Тем более что немалую часть коалиционных сил по-прежнему будут составлять все те же американцы.
     «Любовь» афганцев уже ощутили на себе военные контингенты Великобритании и Канады. Сменив в южных районах американцев, они подвергаются нападениям боевиков чуть ли не два раза в сутки. В этой связи миротворцы даже были вынуждены покинуть изолированные сторожевые посты и попросить подкрепления. Министр обороны Великобритании Дез Браун признал, что переброска дополнительных подразделений на юг Афганистана, находящийся под контролем «Талибана», лишь добавила боевикам «энергии».
     Тем временем США постепенно сокращают свою группировку в Афганистане. Это вызвало волну беспокойства в странах – союзниках по НАТО. Пентагон поспешил успокоить своих сателлитов, заявив, что вскоре в страну прибудут дополнительные подразделения аэромобильных сил (около 11 тысяч человек). Правда, по некоторым данным, общее количество солдат американского контингента сократится примерно вдвое. Тем не менее очевидно, что обширное присутствие сил США в Афганистане сохранится надолго. По мнению наблюдателей, Белый дом выполнил главную задачу – переложил груз ответственности за Афганистан на плечи всех стран НАТО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex