- Юрий Владимирович, десять лет – это официальная дата. Ушу ведь появилось в нашей стране значительно раньше. Вы, насколько я знаю, занимаетесь этой техникой с конца восьмидесятых. С чего все начиналось?
- Когда все зарождалось, многие начинали самостоятельно. В то время это не называлось ушу. Иногда проскальзывало другое слово - кун-фу, тогда это боевое искусство именовали просто карате. Это универсальное название подходило под все единоборства: корейское карате, японское карате, китайское карате. Другие названия не были в столь широком употреблении – «у-шу» появится позднее.
Тогда обучение проходило чаще всего самостоятельно по различным перепечаткам, брошюрам, и единицы занимались у мастеров. Потом в 1988 году была создана Федерация гимнастики ушу СССР. Это событие ознаменовало собой начало истории этого вида единоборства в нашей стране. Дело в том, что в то время в СССР были запрещены какие-либо боевые искусства, и поэтому ушу стало невинным и гимнастическим. Из-за этого до сих пор бытует превратное мнение, что ушу – это лишь легкие ковровые упражнения. Первым руководителем федерации стал мой учитель Гусейн Сагидович Магомаев, без всякого преувеличения, легендарный человек. Боевые искусства развивались в нашей стране и благодаря труду таких людей, как Штурмин, Касьянов, Гусев, Магомаев, Маслов.
- А по какой направляющей ушу развивается в России сегодня?
- Развитие ушу в России проходит в двух направлениях: спортивное и традиционное. Школы спортивного ушу как, допустим, федерация под руководством Глеба Музрукова, занимаются подготовкой спортсменов, будущих чемпионов. Они в свою очередь представляют Россию на международной арене. Но помимо чемпионов, спортсменов, мастеров спорта есть другая категория людей – те, для кого ценность в боевых искусствах представляют все-таки не титулы и регалии. Они-то и приходят в школу традиционного ушу. Здесь следует учитывать и такой немаловажный аспект, как здоровье нации. Мы занимаемся общей физической подготовкой учеников, а также помогаем им в духовном развитии.
- В любом случае, человек сам выбирает, что ему ближе – большой спорт или занятия для себя…
- Все, как правило, начинается с раннего возраста, и часто решение принимают родители. Что касается традиционного вида, то когда они узнают, что разряды здесь не даются, то следует либо искреннее удивление, либо огорчение: зачем это вообще нужно? К тому же не стоит забывать, что родители стараются реализовать в детях то, что в свое время не удалось им самим, и подкрепляться это, понятное дело, должно вещественно. Иначе обстоит дело, когда в школу приходят люди сложившиеся и зрелые. Их, как правило, уже не интересуют доски почета и награды.
- Юрий Владимирович, в России представлены всевозможные клубы по ушу, и каждый из них предлагает что-то свое…
- Действительно, существует много различного рода самостоятельных и автономных клубов. Одна из главных задач московской федерации - донести информацию без искажений. Именно поэтому московская школа называется традиционной - мы соблюдаем и чтим традиции. Конечно, существует масса других школ, которые также называют себя шаолиньскими. Вообще Шаолинь – это большой бренд, и прежде всего в самом Китае.
- О коммерциализации боевых искусств было сказано много. Насколько многовековые знания Шаолиня перешли в разряд массовой культуры?
- Сегодня в монастыре не осталось никого из мастеров, адептов шаолиньских традиций, – все они покинули монастырь. Вокруг его стен образовалось множество различных чисто коммерческих школ, в которых крутятся большие деньги. Диплом можно попросту купить. Одним словом, процветает бизнес, поставленный на широкую ногу. Мастера, безусловно, есть, но они разъехались. Кто-то живет неподалеку от монастыря, открыв свою школу, и традиции, таким образом, передаются. Мой учитель Ши Дэцянь, например, открыл свою школу. Это было мудрое решение одного из великих шаолиньских наставников – преподобного Ши Суси в то время, когда при монастыре еще не было школ. Сейчас это Международная академия ушу. В одной из бесед, когда Ши Суси задали вопрос касательно традиций и монастыря, он ответил: «монастырь уже внутри вас, и традиции несете вы». Т.е. чтобы сохранить традицию, Ши Суси, видимо, предвидя бездушное растаскивание и популяризацию, сам вынес ее за стены монастыря.
- Насколько далеко в смысле купли-продажи зашло дело в России?
- Все зависит от того, что понимать под коммерцией. Всегда найдутся люди откровенно неграмотные, которые зарабатывают на незнании других. В этом смысле, повторюсь, одна из основополагающих задач заключается в том, чтобы донести информацию. Чтобы люди, приходящие в ушу, хотя бы имели представление о сути этого боевого искусства. С другой стороны, возвращаясь к вопросу о материальных благах, всегда стоит помнить простую истину: не отдав что-либо, невозможно ничего получить взамен.
- Что касается непосредственно ушу – это все же боевое искусство или путь духовного совершенствования и определенная философия?
- Нельзя отделять одно от другого. Безусловно, ушу – это философия и своего рода искусство, благотворно влияющее на духовное развитие. Если уж на то пошло, то занятия ушу можно сравнить с ремеслом гончара. Чем, скажем, ремесло отличается от искусства? Ремесло – это когда обжигаются ничем не отличающиеся друг от друга горшки. А искусство – это когда горшок за счет какой-либо детали приобретает своеобразную индивидуальность, и перед нами уже кувшин или ваза.
- Насколько человек должен быть подготовлен к тому, чтобы заниматься ушу?
- Ушу не требует специальной подготовки. Единственное, если вы приходите в традиционную школу, то вы либо принимаете традиции, либо не принимаете. И здесь не должно быть какой-то неприязни или отторжения между учителем и учеником. Ведь любое обучение начинается прежде всего с веры. Это основополагающий принцип, от которого никуда не деться. Затем вера заменяется уже знаниями. Тогда появляется какое-то свое мнение, усиливаются поиски... Но если вера отсутствует, то занятия единоборствами лучше отложить.
- Какие стили сегодня преподаются в России и на каких техниках специализируется московская федерация?
- Повторюсь: в Москве, и тем более в Рос
сии, очень много различных школ. Наша федерация специализируется на шаолиньцюань (это одно из основных направлений) и дзинь у. Что касается дзинь у, то это не стиль и не школа. Это, по сути, самая первая федерация ушу в мире (по времени образования). Она была создана в Шанхае в 910 году. Мы работаем по программе дзинь и по программе Академии шаолиньского монастыря. Вообще же стилей у нас очень много. Преподаем и синьицюань, и багуаджан, и тайцзыцюань.
- Существует ли стиль пьяницы, который стал притчей во языцех, прежде всего благодаря фильмам?
- Цзуй-цюань. Это комплекс, который развивался в совершенно разных направлениях. Одна из традиций приписывает возникновение цзуй-цюань шаолиньскому монастырю. С ним связана одна из знаменитых историй о том, как монахи спасли императора Ли Ши Миня и помогли ему вернуться на престол. После этого он наградил монастырь огромной площадью земли, разрешил монахам есть мясо и пить вино. Эта история действительно имела место – на территории монастыря до сих пор стоит большая стела, на которой выбит указ императора.
- В свою очередь, можно вспомнить «восемь пьяных небожителей»…
- Это довольно любопытная даосская традиция - цзуй ба сянь. В основе этого комплекса лежит история про восьмерых небожителей, которые однажды перепились. Вообще, что касается традиций, то здесь следует учитывать, что Шаолинь – это только часть монастыря.
- И все-таки, насколько ушу – прикладное единоборство, помогающее в жизни?
- Это в полном смысле боевое искусство. Если мы говорим о традиционном ушу, то школа всегда построена так, что человек проходит ряд испытаний, прежде чем он становится посвященным. Голый энтузиазм скоротечен, и, прозанимавшись всего полгода и бросив, невозможно получить полноценные знания. В этом случае человек даже не поймет толком, на что потратил время. Когда же вы овладеете искусством, вас просто будут обходить стороной те люди, которые прежде могли бы вас задеть.