на главную страницу

16 Августа 2006 года

Фан Клуб

Среда

Ушу: сохраняя традиции

Беседовал Владимир ЯДУТА.



В этом году совпали два знаменательных события. Во-первых, этот год назван Годом России в Китае – на родине ушу, и, во-вторых, отмечается круглая дата – десятилетие российского представительства Федерации шаолиньских боевых искусств. Корреспондент «Красной звезды» встретился с президентом Московской федерации ушу Юрием Владимировичем МОМОТОВЫМ.

     - Юрий Владимирович, десять лет – это официальная дата. Ушу ведь появилось в нашей стране значительно раньше. Вы, насколько я знаю, занимаетесь этой техникой с конца восьмидесятых. С чего все начиналось?
     - Когда все зарождалось, многие начинали самостоятельно. В то время это не называлось ушу. Иногда проскальзывало другое слово - кун-фу, тогда это боевое искусство именовали просто карате. Это универсальное название подходило под все единоборства: корейское карате, японское карате, китайское карате. Другие названия не были в столь широком употреблении – «у-шу» появится позднее.
     Тогда обучение проходило чаще всего самостоятельно по различным перепечаткам, брошюрам, и единицы занимались у мастеров. Потом в 1988 году была создана Федерация гимнастики ушу СССР. Это событие ознаменовало собой начало истории этого вида единоборства в нашей стране. Дело в том, что в то время в СССР были запрещены какие-либо боевые искусства, и поэтому ушу стало невинным и гимнастическим. Из-за этого до сих пор бытует превратное мнение, что ушу – это лишь легкие ковровые упражнения. Первым руководителем федерации стал мой учитель Гусейн Сагидович Магомаев, без всякого преувеличения, легендарный человек. Боевые искусства развивались в нашей стране и благодаря труду таких людей, как Штурмин, Касьянов, Гусев, Магомаев, Маслов.
     - А по какой направляющей ушу развивается в России сегодня?
     - Развитие ушу в России проходит в двух направлениях: спортивное и традиционное. Школы спортивного ушу как, допустим, федерация под руководством Глеба Музрукова, занимаются подготовкой спортсменов, будущих чемпионов. Они в свою очередь представляют Россию на международной арене. Но помимо чемпионов, спортсменов, мастеров спорта есть другая категория людей – те, для кого ценность в боевых искусствах представляют все-таки не титулы и регалии. Они-то и приходят в школу традиционного ушу. Здесь следует учитывать и такой немаловажный аспект, как здоровье нации. Мы занимаемся общей физической подготовкой учеников, а также помогаем им в духовном развитии.
     - В любом случае, человек сам выбирает, что ему ближе – большой спорт или занятия для себя…
     - Все, как правило, начинается с раннего возраста, и часто решение принимают родители. Что касается традиционного вида, то когда они узнают, что разряды здесь не даются, то следует либо искреннее удивление, либо огорчение: зачем это вообще нужно? К тому же не стоит забывать, что родители стараются реализовать в детях то, что в свое время не удалось им самим, и подкрепляться это, понятное дело, должно вещественно. Иначе обстоит дело, когда в школу приходят люди сложившиеся и зрелые. Их, как правило, уже не интересуют доски почета и награды.
     - Юрий Владимирович, в России представлены всевозможные клубы по ушу, и каждый из них предлагает что-то свое…
     - Действительно, существует много различного рода самостоятельных и автономных клубов. Одна из главных задач московской федерации - донести информацию без искажений. Именно поэтому московская школа называется традиционной - мы соблюдаем и чтим традиции. Конечно, существует масса других школ, которые также называют себя шаолиньскими. Вообще Шаолинь – это большой бренд, и прежде всего в самом Китае.
     - О коммерциализации боевых искусств было сказано много. Насколько многовековые знания Шаолиня перешли в разряд массовой культуры?
     - Сегодня в монастыре не осталось никого из мастеров, адептов шаолиньских традиций, – все они покинули монастырь. Вокруг его стен образовалось множество различных чисто коммерческих школ, в которых крутятся большие деньги. Диплом можно попросту купить. Одним словом, процветает бизнес, поставленный на широкую ногу. Мастера, безусловно, есть, но они разъехались. Кто-то живет неподалеку от монастыря, открыв свою школу, и традиции, таким образом, передаются. Мой учитель Ши Дэцянь, например, открыл свою школу. Это было мудрое решение одного из великих шаолиньских наставников – преподобного Ши Суси в то время, когда при монастыре еще не было школ. Сейчас это Международная академия ушу. В одной из бесед, когда Ши Суси задали вопрос касательно традиций и монастыря, он ответил: «монастырь уже внутри вас, и традиции несете вы». Т.е. чтобы сохранить традицию, Ши Суси, видимо, предвидя бездушное растаскивание и популяризацию, сам вынес ее за стены монастыря.
     - Насколько далеко в смысле купли-продажи зашло дело в России?
     - Все зависит от того, что понимать под коммерцией. Всегда найдутся люди откровенно неграмотные, которые зарабатывают на незнании других. В этом смысле, повторюсь, одна из основополагающих задач заключается в том, чтобы донести информацию. Чтобы люди, приходящие в ушу, хотя бы имели представление о сути этого боевого искусства. С другой стороны, возвращаясь к вопросу о материальных благах, всегда стоит помнить простую истину: не отдав что-либо, невозможно ничего получить взамен.
     - Что касается непосредственно ушу – это все же боевое искусство или путь духовного совершенствования и определенная философия?
     - Нельзя отделять одно от другого. Безусловно, ушу – это философия и своего рода искусство, благотворно влияющее на духовное развитие. Если уж на то пошло, то занятия ушу можно сравнить с ремеслом гончара. Чем, скажем, ремесло отличается от искусства? Ремесло – это когда обжигаются ничем не отличающиеся друг от друга горшки. А искусство – это когда горшок за счет какой-либо детали приобретает своеобразную индивидуальность, и перед нами уже кувшин или ваза.
     - Насколько человек должен быть подготовлен к тому, чтобы заниматься ушу?
     - Ушу не требует специальной подготовки. Единственное, если вы приходите в традиционную школу, то вы либо принимаете традиции, либо не принимаете. И здесь не должно быть какой-то неприязни или отторжения между учителем и учеником. Ведь любое обучение начинается прежде всего с веры. Это основополагающий принцип, от которого никуда не деться. Затем вера заменяется уже знаниями. Тогда появляется какое-то свое мнение, усиливаются поиски... Но если вера отсутствует, то занятия единоборствами лучше отложить.
     - Какие стили сегодня преподаются в России и на каких техниках специализируется московская федерация?
     - Повторюсь: в Москве, и тем более в Рос
     сии, очень много различных школ. Наша федерация специализируется на шаолиньцюань (это одно из основных направлений) и дзинь у. Что касается дзинь у, то это не стиль и не школа. Это, по сути, самая первая федерация ушу в мире (по времени образования). Она была создана в Шанхае в 910 году. Мы работаем по программе дзинь и по программе Академии шаолиньского монастыря. Вообще же стилей у нас очень много. Преподаем и синьицюань, и багуаджан, и тайцзыцюань.
     - Существует ли стиль пьяницы, который стал притчей во языцех, прежде всего благодаря фильмам?
     - Цзуй-цюань. Это комплекс, который развивался в совершенно разных направлениях. Одна из традиций приписывает возникновение цзуй-цюань шаолиньскому монастырю. С ним связана одна из знаменитых историй о том, как монахи спасли императора Ли Ши Миня и помогли ему вернуться на престол. После этого он наградил монастырь огромной площадью земли, разрешил монахам есть мясо и пить вино. Эта история действительно имела место – на территории монастыря до сих пор стоит большая стела, на которой выбит указ императора.
     - В свою очередь, можно вспомнить «восемь пьяных небожителей»…
     - Это довольно любопытная даосская традиция - цзуй ба сянь. В основе этого комплекса лежит история про восьмерых небожителей, которые однажды перепились. Вообще, что касается традиций, то здесь следует учитывать, что Шаолинь – это только часть монастыря.
     - И все-таки, насколько ушу – прикладное единоборство, помогающее в жизни?
     - Это в полном смысле боевое искусство. Если мы говорим о традиционном ушу, то школа всегда построена так, что человек проходит ряд испытаний, прежде чем он становится посвященным. Голый энтузиазм скоротечен, и, прозанимавшись всего полгода и бросив, невозможно получить полноценные знания. В этом случае человек даже не поймет толком, на что потратил время. Когда же вы овладеете искусством, вас просто будут обходить стороной те люди, которые прежде могли бы вас задеть.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex