на главную страницу

17 Августа 2006 года

Вестник РОСТО

Четверг

Тихвинский "Знак качества"

Олег Починюк, "Красная звезда". Фото автора.



Как известно, все познается в сравнении. Заместитель председателя совета межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации РОСТО (ДОСААФ) полковник Владимир Маевский, курирующий работу с советами на местах, побывал во многих учебных учреждениях. И коль Владимир Дмитриевич при встречах не раз называл Тихвинскую объединенную техническую школу одной из лучших, к его авторитетному мнению решил прислушаться – лично познакомился со школой и ее начальником Владимиром Бурцевым.

     Забегая вперед, скажу: больше всего в разговоре с Бурцевым удивило отсутствие жалоб на нерешенные или трудно решаемые вопросы. Скорее, я сам, более или менее ориентируясь в проблемах оборонной организации, задавал Владимиру Ивановичу «наводящие» вопросы. И при этом убеждался, что в Тихвине усилиями «сверху» отнюдь не создавались особые условия наибольшего благоприятствования. Ситуация типичная: реальное бюджетное финансирование составляет около 30 процентов от потребного объема, все больше ощущается дефицит запасных частей для техники, головной болью остаются сравнительно невысокие оклады преподавателей и мастеров производственного обучения – «узкие места» такие же, как и везде. Между тем Тихвинская объединенная техническая школа из года в год выполняет разнарядку на обучение специалистов для Вооруженных Сил: 250 механиков-водителей тягача МТЛБ и 80 водителей категории С. За счет чего удается держаться «на плаву» и многие годы быть ориентиром для других школ не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и других регионов?
     Прежде чем дать ответ на этот вопрос, несколько слов о самом Владимире Ивановиче. Именно во многом благодаря его энергии, творческому отношению к делу и умению правильно выстраивать взаимоотношения с людьми в Тихвинской школе задачи, нередко изначально зачисляемые в разряд невыполнимых, успешно решаются. Достаточно сказать, что 31 июля исполнилось 33 года с тех пор, как Бурцев пришел в этот коллектив. Пришел, можно сказать, случайно: тогда еще в Тихвинской школе технической подготовки ДОСААФ работал заместителем начальника его хороший знакомый и вдобавок однофамилец Геннадий Иванович Бурцев – он и сагитировал парня. Впрочем, знал о ней Владимир не понаслышке – сам здесь учился, а затем служил в армии старшим механиком-водителем тягача в инженерных войсках и сержантом, заместителем командира взвода возвратился в родной район. Полгода отдал тихвинскому филиалу «Кировского завода» и тут в июле 1973 года поступило то самое предложение – пойти работать мастером производственного обучения в техническую школу. Согласился не без сомнений, все-таки дело новое. С другой стороны, в армии на втором году службы занимался чем-то схожим: обучал новичков тонкостям обращения с тягачом.
     Однако сразу понял: старого багажа знаний (до призыва окончил в Ленинграде профтехучилище № 16) явно не хватает. Сначала заочно отучился в Березовском политехническом техникуме, а впоследствии получил диплом инженера-механика в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения. Постепенно осваивал все тонкости подготовки специалистов и административной работы: поработав мастером, стал преподавателем, с 1992 года – заместителем, а с 1998 года и начальником Тихвинской объединенной технической школы. Важно то, что, пройдя здесь все должностные ступени, Владимир Иванович стал связующим звеном между теми, кто пришел в коллектив до него, и сравнительно молодыми мастерами и преподавателями. И с теми, и с другими ему легко найти общий язык, сплотить на решение общих задач.
     - Особенно тяжко пришлось в середине 1990-х годов, - вспоминает Бурцев. – Денег нет, снабжение аховое. А тут еще после военной кампании в Чечне и курсантов стало тяжело набирать – матери неохотно отпускали сыновей. Словом, куда ни кинь – всюду клин.
     Стали учиться зарабатывать – выход-то находить надо. Открыли в соседнем городе Пикалево филиал школы – стали там на коммерческой основе готовить водителей на категории В и С. Затем и у себя в Тихвине создали необходимую базу для обучения по всем категориям: от А до D.
     Полученные средства позволяли решать главную задачу – готовить специалистов для армии из числа призывников. Несмотря на объективные экономические трудности и тогда, и сейчас незыблемым остается правило: с курсантов не берут ни копейки. Причем речь не только об обучении. Бесплатными остаются питание, проезд, общежитие. Этот фактор также в какой-то мере помог развеять материнские страхи. Повлиял и тот факт, что ни один (!) из выпускников школы, побывавших в Чечне и в других зонах военных конфликтов, не погиб. Хотя речь за эти вот уже десять лет идет о сотнях человек, проверивших себя по большому счету в боевой обстановке.
     Правда, все же есть одна статья расхода для некоторых обучающихся: желающие параллельно с категорией С получить еще и В вынуждены доплачивать за бензин на вождение – примерно 6,7 тысячи рублей. Тут уж ничего не поделаешь, учитывая, что и услуга эта предоставляется «сверхпланово», и УАЗы, на которых идет обучение, довольно прожорливы – расход выше, чем у обычных легковушек. Причем плата оформляется на договорной основе с согласия и самих юношей, и их родителей. Опять же: где еще за такие деньги можно получить водительское удостоверение – везде стоимость обучения значительно выше. Не случайно в последний набор желающих учиться пришло в два с лишним раза больше, чем было отведено мест.
     К тому же знания и практические навыки курсанты получают глубокие. Такое заключение ежегодно делает на выпускных экзаменах комиссия, в составе которой офицеры Ленинградского военного округа. И дело не только в сохраненной и всемерно развиваемой учебно-материальной базе – в школе грамотные и методически подкованные преподаватели. Есть тут и большая заслуга того же Геннадия Бурцева – уйдя на пенсию, он продолжает работать инструктором-методистом. Под стать ему и другие старожилы школы – с момента основания трудится нынешний заместитель по учебно-производственной части Олег Кобзарь, 34-й год работает преподаватель Николай Макаров, свыше четверти века – Михаил Гущин, старший мастер по хозрасчетной деятельности. Среди тех, кто пришел сравнительно недавно, но уже зарекомендовал себя, Александр Клевцов, Елизавета Шарапова и другие.
     - Понятно, что «голый» оклад в 1,7-1,8 тысячи рублей не привлекает людей, - говорит Владимир Бурцев. – Но находим возможность за счет разных надбавок обеспечивать заработок в пределах от 3 до 10 тысяч рублей. Хотя, скажу откровенно, трудятся у нас настоящие подвижники, ценящие сам коллектив, дело, которому служат.
     Работать же приходится с полной нагрузкой. Судите сами: если раньше коллектив школы из 83 человек ежегодно готовил 360 специалистов для нужд Вооруженных Сил, то сейчас всего 32 выпускают почти столько же – 330. Но успевают и занятия качественно проводить, и технику ремонтировать. Так, получив в 2001 году 12 по сути разукомплектованных тягачей, сумели привести их в рабочее состояние и задействовать на вождение.
     …За 37 лет в Тихвинской объединенной технической школе РОСТО (ДОСААФ) получили воинскую специальность свыше 11 тысяч человек. Причем уровень подготовки весьма высок – эту оценку не раз слышал в войсках в беседах с офицерами. Своеобразный «знак качества» - коль окончил техническую школу в Тихвине, значит, за рычагами или за рулем парень будет чувствовать себя уверенно. В воинской части нужно лишь совершенствовать навыки и становиться настоящим профессионалом. Таким, что и на «гражданке» без работы не останешься.
     На снимке: начальник школы Владимир БУРЦЕВ и полковник Владимир МАЕВСКИЙ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex