на главную страницу

17 Августа 2006 года

Четверг

Прелесть и коварство страстей человеческих

Василий СЕМЕНОВ.



Татьяна Дмитриева родилась в семье военного врача. И проблем «делать жизнь с кого» не возникало. Мединститут, лечебная практика. Защита кандидатской, затем докторской диссертаций. В 1990-е годы академик РАМН Татьяна Дмитриева являлась министром здравоохранения РФ.
     Более 15 лет Татьяна Борисовна руководит Государственным научным центром (ГНЦ) социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского. А поводов для беседы с ученым-психиатром мирового уровня предостаточно. Цивилизация, как свирепый молох, требует от людей жертвоприношений: терроризм, изощренные фобии, стрессы на работе, службе. И первый вопрос специального корреспондента «Красной звезды» к Татьяне Борисовне - о бремени страстей человеческих. Действительно ли все мы обречены «прогибаться» под жестокий мир, как бы выпестовывая в душе дремлющего «черного монаха»? Жуткий чеховский рассказ вряд ли забудешь…

     - Вначале уточним: стрессы бывают разные. В принципе это реакция организма на любое внешнее или внутреннее раздражение. Stress (англ. - напряжение) может быть нервно-психический, тепловой, световой… Не углубляясь в медицинскую терминологию, отмечу, что стрессы имеют как положительную, так и отрицательную формы воздействия. Ощущение радости, всплески оптимизма, счастливые моменты праздника обогащают эмоциональную палитру нашей жизни. Укрепляют иммунитет, помогают успешнее бороться с недугами. Однако стрессы «со знаком минус» обладают разрушительной энергией. По данным исследователей, почти 70 процентов заболеваний провоцируются психологическими переживаниями.
     К сожалению, «бремя страстей», а следовательно, и несовершенство любого общества во все времена не давали миру стать более гуманным и справедливым. Наверное, нет ни одного поколения, которое бы прожило свой век без катаклизмов. Строго говоря, общая психологическая нагрузка на человечество, о чем свидетельствуют серьезные научные изыскания, изменяется в разные исторические периоды, но тенденция ее непрерывного роста отсутствует. Не факт, что первобытный человек испытывал меньшее количество стрессов, чем сегодняшний житель Земли. Хотя примеров «роковых разночтений» в избытке. Достаточно вспомнить недавнее прошлое России: мировые войны, революции, репрессии, развал СССР…
     - Можно ли с меньшими потерями преодолевать «темные полосы» жизни? Ведь память сердца всегда сильней рассудка памяти печальной.
     - Вы затронули обширный тематический спектр. Выделю лишь ряд моментов концептуального характера. В первую очередь речь идет о формировании с детского возраста психологически устойчивой, сильной, независимой личности, способной справляться с психоэмоциональными травмами. Принципиально важна степень социальной защищенности человека со стороны государства в контексте обсуждаемого нами вопроса. Безусловно, в числе приоритетов также создание условий для медико-психологической и психиатрической помощи лицам, пострадавшим от стрессов.
     - Татьяна Борисовна, когда вспоминаешь трагедию Беслана, взрывы домов в различных городах, невольно задаешься вопросом: как удается «сдвинуть башню» человеку? Причем до такой степени, чтобы он хладнокровно расстреливал невинные жертвы, крушил жилища, метро…
     - В любой стране есть индивиды, у которых наблюдается снижение основного инстинкта – инстинкта самосохранения. Примерно 5-10 процентов от общей численности населения. Именно здесь основная «среда отбора» будущих террористов. Срабатывает и финансовая удавка. Обнищавшей семье наемники выдают сумму, которую, если потенциальный камикадзе откажется идти на преступление, она никогда не сможет вернуть. Круг трагически замыкается - обратного пути нет.
     Теперь о том, что вы назвали «сдвинуть башню». В специальных центрах подготовки вокруг будущих смертников создается информационный вакуум. С помощью психологических тренингов достигается, если можно так сказать, «сужение рассудка». В сознание человека насаждается мысль о принадлежности к особой касте. Односторонне трактуются религиозные догмы, восхваляющие жертвенность, радости загробной жизни в раю после выполнения кровавой «миссии». Возникает некий квазигероический ореол…
     - Среди смертников преобладает молодежь. Случайность или закономерность?
     - В этом тоже есть коварный расчет эмиссаров преступных организаций. В юности люди еще не осознают уникальную ценность жизни. Они более внушаемы, легко поддаются ложным посулам. Лишь с годами у человека оценочная шкала резко меняется.
     - Татьяна Борисовна, недавно Всемирная организация здравоохранения опубликовала сведения о психическом состоянии населения. Если следовать статистике, то разброс цифр нуждающихся во врачебной помощи на пресыщенном Западе и в России не столь значителен. Уровень жизни, роскошь — в столь тонких материях не определяющие аргументы?
     - Логика здесь не хромает. Выражаясь профессиональным языком, распространенность психических расстройств в зависимости от социального статуса издавна занимает лучшие умы в области медицины. Достаточно вспомнить классические работы Р. Крафт-Эбинга, С. Корсакова, E. Krepelin… По общему мнению, состояние психического здоровья различно в разных классах общества. Примечательны в этом ключе выводы A. Leighton, V. Lehtinen et al. К примеру, в IV классе (преимущественно рабочие неквалифицированные) случаев серьезных отклонений от нормы почти в три раза больше, чем во II классе (мелкие служащие, промышленные мастера, представители малого бизнеса). Особенно уязвимы безработные. Кстати, лица, имеющие психологические проблемы, наиболее легко теряют работу…
     Нельзя приуменьшать и патогенетическую роль стрессов, которая особо выражена у малоимущих. В качестве резюме отмечу, что показатель эндогенных психических заболеваний (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) в разных странах примерно одинаков. И не зависит от благосостояния. А вот количество «пограничных состояний» — неврозы, психосоматические расстройства и т.п. — значительно выше среди бедных слоев общества. Что касается конкретно России, то показатели распространенности и структуры психических расстройств у населения близки к уровню развитых стран.
     - Социологи утверждают, что едва не каждый человек хотя бы однажды сталкивался с травлей в коллективе. Подобное явление, кажется, нарекли моббингом…
     - Этот злополучный моббинг может спровоцировать не только сердечную недостаточность, но и целый букет так называемых больших и малых психосоматозов: язвенную болезнь, диабет, гипертензию и др.
     - И как же жить со столь «веселой» перспективой?
     – Вообще-то излагать конкретные советы, что называется, заочно не совсем корректно, так как проблема в каждом случае может иметь свои особые болевые нюансы. Если же исходить из «общих признаков», то человек должен прежде всего профессионально работать. Чаще всего по этим мотивам возникает своеобразная стена отчуждения. Чтобы не стать жертвой прессинга, считаю, нелишне также прояснить ряд принципиальных вопросов. Ну, скажем, не взяли ли (или назначили) вас вместо неугодного, неуживчивого специалиста? Не потеснили ли вы «на обочину» своим появлением лиц пенсионного возраста или болеющих сотрудников? Не подстегнуло ли это (иногда по умыслу администрации!) конкуренцию в коллективе? В повседневном общении желательно воздерживаться от оценочных мнений о своих коллегах, быть снисходительным к чужим слабостям… Следование этим незамысловатым правилам может обеспечить вам признание «за своего», нормальную жизнь. Если же продолжают «травить», то надо бежать из коллектива, естественно, при условии, что поступить так позволяет контракт.
     - Сегодня много спорят о причинах враждебности в молодежной среде. Справедливы ли упреки в адрес СМИ за сцены насилия? Или мы пожинаем плоды разрухи «в стране и в головах»?
     - Если представить психофизиологический портрет трудных подростков, то на первых позициях будет агрессивность. Такие дети зачастую импульсивны, вспыльчивы, что затрудняет процесс воспитания. Неординарное поведение ребят вызывает болевую реакцию окружающих, которая словно бумеранг лишь усиливает враждебность. Некая ситуация порочного круга.
     Говоря о мотивации подростковой агрессии, я бы особо выделила влияние семьи. Не секрет, сколь пагубны для неокрепшей психики ребенка такие стрессы: ссоры, разводы, пьяные дебоши родителей. Надо понимать, что моделью для подражания являются не только линия поведения старших, но и система нравственных ценностей или ее ущербность. Издевательства, жестокость наказания лишь усугубляют драматичность положения. Нередко случаются трагические крайности, когда подросток отчаивается и идет на самоубийство, чтобы «отомстить всем» за нелюбовь.
     Что касается СМИ, то демонстрация убийств, разгула диких инстинктов, бесспорно, подрывает психику молодежи. Как свидетельствует анализ преступности в среде несовершеннолетних, СМИ формируют устойчивое представление, каким способом проще всего в жизни решать проблемы. Почти треть подростков, особенно из семей с низким доходом, воспринимают действия персонажей «кинотелебригад», как реальные. А культ кулака и пистолета - самый короткий путь к достижению цели. Так называемая «субкультура насилия» способна стирать зыбкую грань между добром и злом в мироощущении ребенка. Поэтому, возможно, в рамках общегосударственной программы «Дети России» будут проработаны комплексные меры психологической коррекции поведения определенной части подростков. С учетом категорий особого риска, этнокультурных и иных факторов.
     - Психологическое недомогание нации всегда сказывается и на безопасности государства. Ведь пресловутая «дедовщина», дезертирство, суицид — «родовые пятна» всего социума. Истеричные критики вспоминают при этом угрюмый фон «черного квадрата» Малевича. Скажите, известная фраза: «Армия – сколок общества» нынче обретает особое звучание?
     - Любые потрясения в стране, а тем более взлом экономической формации пагубно влияют на многие сферы жизни людей. Порождают целый клубок психологических проблем. К сожалению, отсутствие заботы у многих граждан о психическом здоровье, слабость профилактических программ не позволяют превентивно реагировать на постстрессовые расстройства. Случаются дефекты и в диагностической работе. Бывает, кто-то вовремя не дошел к врачу. Или, еще хуже, занялся самолечением. А в России лекарство от стресса, увы, традиционно измеряют пол-литрой. В результате имеем то, что имеем. Ежегодно в России добровольно уходят из жизни около 60 тысяч человек.
     Все это негативно сказывается на подрастающем поколении. Качество здоровья ребят призывного возраста показывает, кто сейчас приходит в боевой строй и каким образом это влияет на безопасность страны. Достаточно сказать, что из тех, кто увольняется со срочной службы по здоровью, более 40 процентов — в связи с психическими расстройствами (психопатии, умственное недоразвитие и др.). Что касается «дедовщины», дезертирства и т.д., то я не склонна представлять армейскую жизнь исключительно в пугающе черном цвете. Армия наша всегда была частью общества, а общие беды и радости, как в зеркале, отражаются на обороноспособности.
     – Татьяна Борисовна, известна печальная истина: под солнцем демократии расцветают не только гладиолусы, но и марихуана. Что же делать, дабы обезопасить молодежь от смертельной привычки или хотя бы снизить зависимость от наркотиков, уродующих будущее страны?
     - Следует отметить, что у подростков свой, очень обостренный эмоциональный мир. И наша (общественности и специалистов) ошибка в том, что зачастую мы опаздываем с эффективными мерами. Или не учитываем многих тонких нюансов менталитета современной молодежи. Поэтому пропаганда оказывается контрпропагандой. Занимаемся уже больными, «севшими на иглу». Лечим их, выводим из стресса, пытаемся изменить искаженное улицей восприятие реальности.
     Рецепт, мне кажется, очевиден. Усилия должны быть направлены на первичную профилактику наркомании: буквально от первоклашек в школе – и до выпускников вуза. На укрепление личностного иммунитета, нетерпимости к подобному злу. Не скажу, что в стране ничего не делается на этот счет в организационном и законодательном плане. Однако необходим широкий комплекс мероприятий по формированию, как говорили издревле на Руси, всем миром здорового образа жизни, по воспитанию у молодежи навыков альтернативного досуга… Конечно, речь о масштабных и затратных вещах. Но это (наряду с действиями силовых структур по изыманию наркотиков) является одним из самых продуктивных способов противодействия агрессии «наркоты» в стране.
     - И в заключение. Жизнь человека в погонах - сплошное напряжение: «горячие точки», боевое дежурство… Да в придачу – неустроенность, «кочующий чемоданный ритм». Что посоветуете?
     - Военная служба – это подвижнический, осознанно выбранный человеком труд. Зачастую на пределе физических, психических возможностей. Но истинный офицер, несмотря на все то, что аккумулирует в себе казенная формула - «несоответствующий социальный и материальный статус», остается верен присяге. Позволю себе дать совет тем, кто мечтает об офицерских звездах. Прежде чем надеть погоны, определитесь: готовы ли вы служить верой и правдой, невзирая ни на какие тяготы, лишения и стрессы. И это решение ни в коем случае нельзя откладывать до проверки в «горячей точке» или на боевом дежурстве.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex