на главную страницу

18 Августа 2006 года

Армия и общество

Пятница

В отпуск на бронепоезде

Алексей Козаченко, «Красная звезда».Фото Андрея ПИЛИПЧУКА.



Сегодня на чеченских дорогах царит внешнее спокойствие. Уже стала обыденной картина, когда рабочие в оранжевых жилетах наносят дорожную разметку на свежее дорожное полотно. Однако о полном восстановлении порядка пока говорить рано. Да и о правилах дорожного движения почти никто здесь не вспоминает. Поэтому езда по чеченским автомагистралям иной раз превращается в своеобразную «русскую рулетку». Но помимо автомобильных катастроф и пресловутых взрывов фугасов водителей все чаще стала настигать иная беда – вооруженные грабежи на дорогах. Особенно это коснулось военных. С переходом расположенных в Чечне воинских частей на контрактную основу комплектования у бандитов «с большой дороги» появилась возможность расширить свою сферу деятельности и в буквальном смысле открыть «сезон охоты» за деньгами контрактников.

     
Нас не догонишь

     Чтобы добраться от Шали до главной военной базы Ханкала требуется всего около часа. Этот маршрут ввиду отсутствия в обозримом будущем попутных воинских колонн мне пришлось преодолеть на гражданской машине.
     …Подъезжаем к полковому КПП. Окончательно оформляем необходимые для перемещения по Чечне документы – боевое распоряжение, где указаны маршрут следования и цель поездки. Параллельно настраиваемся на предстоящую дорогу. Водитель – крепкого телосложения майор с лысой и круглой, как у Федора Бондарчука, головой включает громкую музыку, отгораживаясь шумовой стеной от внешнего мира. И вот наши «Жигули» рвут навстречу неизвестности.
     Въезжаем на узкие улицы Шали. Дорога с выбоинами лежит через оживленный центр. У нашей машины тонированные стекла, так что рассмотреть, кто находится внутри, довольно сложно. Однако в салоне чувствуется напряженность. Моя соседка - прапорщик повязывает на голову платок…
     То, что Шали город не такой мирный, как может показаться на первый взгляд, мне довелось убедиться, когда несколько месяцев назад возвращался из командировки в Ведено. «По светлому» без проблем проехали всю горную Чечню и к этому райцентру добрались, когда стемнело. Практически в центре нашу колонну, состоящую из двух гражданских автомобилей, подрезала белая «шестерка». Тут же из темноты на дорогу выскочила толпа - два десятка парней лет по восемнадцать-двадцать. В тот раз обошлось без стрельбы. В качестве сопровождающего с нами ехал член правительства Чеченской Республики. Он сумел договориться. Но, к сожалению, подобные ситуации не всегда разрешаются миром.
     …И вот цепкие объятия улиц нас отпустили. Шали осталось позади, и мы наконец-то вырываемся на простор равнины. Здесь обзор уже лучше, чувствуешь себя как-то уютней. Да и водитель поехал увереннее – дорога стала ровнее.
     Проезжаем мимо импровизированных заправок, где местные жители в огромных бутылях продают разноцветный самопальный бензиновый «первак» со своеобразной рекламой: «АИ - 93, отвечаю». Дальше проходим по окраине Аргуна. За короткое время этот город заметно преобразился. Перебитые артиллерийскими снарядами стены многоэтажных домов восстановлены, заштукатурены и на совесть выкрашены красками пастельных тонов. Разительный контраст с Грозным. Чеченская столица хоть и окружена частоколом подъемных кранов, и даже на въезде со стороны Ханкалы идет строительство грандиозной арки, но большая часть ее все еще лежит в руинах.
     Идиллия мирной жизни настраивает на легкий разговор.
     - Сейчас по Чечне, наверное, стало проще ездить? - спрашиваю с наивным оптимизмом.
     - Наоборот, сложнее, - просвещает меня водитель. - Если останавливают гражданскую машину с военным водителем, то начинают тут же придираться. Вот моя «десятка», к примеру, не зарегистрирована в Чечне, и это повод для того, чтобы подолгу держали на постах, вымогали взятки. Но и без этого практически на каждом посту установлена фиксированная сумма мзды. Приглядитесь, когда милиционер с водителем здороваются за руку - это совсем не обязательно, что они старые знакомые, часто в ладони водителя зажата денежная купюра, которую он передает постовому.
     И тут, словно желая подтвердить слова водителя, раздался свисток, который из-за шума в салоне мы и не сразу расслышали. В нашей машине секундное замешательство, но после короткого совещания принимаем решение не останавливаться, набираем скорость и уходим от неминуемых неприятностей.
     Дальше, чтобы не сглазить, наше путешествие проходит в полном молчании. Изредка оборачиваемся, ведь подобная дерзость в Чечне вполне может закончиться погоней со стрельбой...
     Сегодня наиболее остро вопрос о безопасном перемещении по Чечне стоит перед военнослужащими, которые служат в мотострелковом полку в районе н.п. Борзой Шатойского района. Нужно отметить, что для солдат и офицеров, которые выполняют сложные боевые задачи в отдаленной горной местности, созданы приемлемые бытовые условия. Но проблему, как доставлять людей к месту службы и обратно, решить в полной мере пока не удалось. Раньше перевозили военных с помощью вертолетов. Но после того как «вертушки» на подлете к полку стали регулярно обстреливать, от практики «воздушного извоза» (к тому же еще и затратного) отказались.
     Сегодня офицеры и солдаты-контрактники вынуждены путешествовать по земле на личном автотранспорте или пользоваться услугами местных таксистов. Насколько экстремален этот вояж, мне также удалось испытать на себе. Разбитая горная дорога, которая местами пролегает буквально по краю пропасти, требует от водителя высокого мастерства. Но еще большего самообладания требуется при общении с различными вооруженными представителями силовых структур Чечни. Особенно проблемным для военных был мост, расположенный на одной из горных дорог, ведущей на равнину. Там периодически появлялся мобильный пост чеченских милиционеров. «Стражи правопорядка» не пропускали ни одного контрактника-отпускника без придирок. У всех деньги вымогали: то патрон подбросят, то «косяк» марихуаны «случайно» в сумке обнаружат… и ничего не докажешь. Сейчас их заменили, но легче от этого не стало. Теперь чуть ли не на каждом посту солдат обыскивают, словно бандитов: с особой тщательностью даже швы на одежде прощупывают. Места глухие, и случись что, помощи ждать неоткуда. В свое время в этих местах вооруженные люди остановили служебную «Ниву» бывшего командира дивизии генерал-майора Олега Макаревича, который с небольшой охраной ехал из Борзоя в штаб, в Ханкалу. Сорок минут генерала и его группу продержали под прицелом автоматов. И только потом, выяснив личность генерала, его отпустили...
     
Время - деньги

     Командование полков мало занимается этой, на первый взгляд, малозначительной проблемой. На вопрос, неужели нельзя как-нибудь изменить сложившуюся ситуацию, большинство командиров только пожимают плечами: мол, до того ли нам?
     Получается, что командиры сами вынуждают солдат добираться до «большой земли», надеясь на «русский авось». На руки выдается отпускной билет и… «время пошло». Дальше - твои личные проблемы. Сами понимаете, ждать попутную колонну неделю, а то и две никто не станет. Да оно и понятно: целый год, честно отслужив и соскучившись по своим родным, ты не хочешь терять ни минуты времени. Вот и приходится прибегать к услугам местных таксистов. Однако, выбирая этот вариант, ты выигрываешь время, но проигрываешь в деньгах.
     Извозчики соглашаются везти контрактников куда угодно, только успевай отстегивать. Расценки для Чечни «безумные»: проехать около 150 километров по маршруту Кизляр – Борзой - 3,5 тысячи рублей, Ханкала – Моздок - две тысячи и т.д. Для жителей окрестных населенных пунктов, возле которых дислоцируются воинские части, такое положение дел стало настоящей золотой жилой. Сейчас поселки, расположенные неподалеку от военных городков, процветают. В некогда нищем селении Борзой, например, развернулось масштабное строительство - частные дома возводят из дорогого итальянского кирпича, жители активно покупают новые машины.
     Однако поездка с местными таксистами не дает никакой гарантии, что дорога домой будет спокойной. Водители, конечно, стремятся создать себе доброе имя, чтобы военные обращались к ним снова и снова. Но у разбойников различных мастей свои интересы.
     Между тем сейчас даже явные бандиты, вычислив военных на дороге, не убивают, а только грабят их. Однажды майор Игорь Горбань получил долгожданный отпуск. Как добираться домой из Чечни, для него вопроса не было. Он почти два года здесь отслужил и знал все о дорожных мытарствах сослуживцев. Поэтому выработал собственную схему выезда на «большую землю»: сначала на такси до Хасавюрта, после на маршрутке до Махачкалы, а оттуда поездом в родной город.
     Обычно он пользовался услугами знакомого таксиста-чеченца, но в этот раз его не оказалось на месте. Игорю пришлось нанимать непроверенного водителя, у которого, правда, были «хорошие рекомендации» (по его же словам).
     Майор переоделся в гражданскую одежду, из документов взял только паспорт, удостоверение личности офицера оставил в части. В общем, замаскировался.
     Выехали днем и большую часть пути преодолели спокойно. Однако почти на границе с Дагестаном на безлюдном перекрестке машину, в которой ехал офицер, вынудил остановиться белый «жигуленок». На дорогу выскочили три бородатых вооруженных человека. Они приказали водителю и пассажиру выйти из машины.
     - Кто такие, откуда и куда следуете? - спросил один из бородачей.
     - Я строитель, еду из Ханкалы домой в отпуск, - соврал офицер.
     Но ему не поверили - сначала внимательно посмотрели документы. Потом принялись обшаривать сумку. К несчастью, там на дне завалялось старое командировочное удостоверение, где четко и ясно было написано, что майор Горбань направляется в такую-то часть. Незнакомцы злорадно посмотрели на офицера и ехидно спросили:
     - Строитель, говоришь? Ты, майор, если живым хочешь добраться домой, плати.
     Спорить было опасно, пришлось из карманов выгребать все свои деньги. Но, что удивительно, боевики из «гуманных» соображений небольшую сумму на билет ему все же оставили.
     Почему в это время, в этом месте оказались бандиты и по какой причине они остановили машину, в которой он ехал, для Горбаня так и осталось загадкой. Кстати, того водителя «с рекомендациями» возле расположения части больше никто не видел.
     Возможно, боевики поступают так, потому что сложившаяся ситуация позволяет им безнаказанно «зарабатывать» деньги без всякой там стрельбы или терактов. Зачем резать «дойную корову»? Ведь после убийства военного в накладе останутся и таксисты, и бандиты.
     
Спецоперация – эвакуация

     Еще до недавнего времени, пока в Чечне служили солдаты срочной службы, чтобы их вывезти из Чечни, проводилось что-то вроде спецоперации. К примеру, заместитель командира по воспитательной работе одного из полков подполковник Геннадий Кострыкин вывозил своих дембелей сначала из Ханкалы до Моздока на бронепоезде. Затем уже на мирной территории за деньги увольняемых в запас фрахтовались автобусы, которые везли их под охраной автоматчиков до Армавира. Такие меры были вынужденные, потому как любителей поживиться за счет солдат на дорогах хватало.
     Случаи вымогательства со стороны «служителей правопорядка» в «прифронтовой зоне» нередки и сегодня. Поражают их уверенность в своей безнаказанности и тот цинизм аргументации, с помощью которой они выманивают деньги у военнослужащих: у военных зарплата в Чечне хорошая, поэтому должны делиться. Действуют примерно таким способом: сначала у офицера или солдата проверяют документы, затем начинают придираться. Унизительный досмотр проходит, как правило, без участия понятых. Одного из офицеров дивизии, который следовал в отпуск на такси, несколько часов держали на одном из постов между Чечней и Северной Осетией. Все это время постовые объясняли ему, что он должен заплатить милиционерам. Угрожали отправить обратно. Но старший лейтенант оказался крепким орешком. Он уехал, не заплатив ни копейки. Других же обыски с пристрастием и угрозы выводят из душевного равновесия. И это при том, что без представителя военной комендатуры военнослужащего никто не имеет права досматривать. Но вместо того, чтобы отстаивать свои права, многие попросту откупаются.
     Нередко приходят тревожные сигналы с железнодорожных станций Моздок, Прохладный и Минеральные Воды. Так, 2 июня 2006 года, возвращаясь из отпуска в часть, младший сержант Науменко во время стоянки поезда на станции Минеральные Воды вышел из вагона. И тут же был остановлен патрулем милиции. Позже солдат рассказал, что сотрудники МВД вымогали у него деньги. За несговорчивость грозились снять с поезда и отправить в дежурную часть для выяснения личности. Получив отказ, один из милиционеров ударил военнослужащего в лицо. После чего сержант все же отдал последние деньги, был отпущен и продолжил путь. По прибытии в часть он был госпитализирован с диагнозом «перелом челюстной кости со смещением, со множеством обломков».
     Нельзя утверждать, что командование ОГВ(с) и СКВО не обеспокоено этой проблемой. Совместные совещания военных и руководителей органов внутренних дел субъектов РФ, граничащих с Чечней, проводятся постоянно. Кстати, на них милицейские начальники сами уже не раз отмечали, что военнослужащие незнанием своих прав сами провоцируют на подобные действия нечистых на руку милиционеров.
     Также отмечалось, что военные должны ездить не на такси, а на бронепоезде, который регулярно курсирует из Ханкалы в Моздок и обратно. Однако известно, что из-за плавающего графика и из-за того, что на конечную станцию бронепоезд прибывает поздно вечером, когда выехать оттуда сложно, командированные и отпускники пользуются его услугами крайне неохотно.
     В последнее время многие военнослужащие и члены их семей практикуют перемещения по Чечне на гражданских поездах, у которых график движения более удобен. Однако нужно отметить, что такой способ перемещения, как сообщили в комендатуре ВОСО Ханкалы, запрещен.
     Хочется все-таки надеяться, что в скором времени эта проблема будет снята окончательно. В первую очередь в ее решении должны быть заинтересованы сами командиры. Можно ведь выделить транспорт и вооруженную охрану для убывающих в отпуск. Хотя бы для тех, кто служит в горных районах Чечни. Или же найти какое-то иное решение. Ничего страшного, думается, не произойдет, например, если отсчет времени отпусков начинать с момента фактического выезда военнослужащего за пределы республики. Люди, которые подвергают свою жизнь опасности в интересах своей страны, достойны уважения. По крайней мере, они имеют право уверенно чувствовать себя на вокзалах, не шарахаясь от каждого милицейского патруля, и не должны подвергаться унижению на дорогах.
     Особенно актуальной становится эта проблема в связи с переходом всех частей, дислоцирующихся в Чечне, на профессиональную основу. Несложно догадаться, какой отток контрактников произойдет после того, когда они окажутся в оскорбительной роли «добычи» для охотников за легкой наживой.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex