на главную страницу

19 Августа 2006 года

Планета людей

Суббота

Без аннексий и контрибуций

Вадим МАРКУШИН.



     34-дневная война в Ливане может войти в список ближневосточных войн как проба сил двух неуравновешенных противников. Этакая прикидочная драка. А может стать неплохим уроком для тех, кто ведет себя излишне самоуверенно. На этот счет сегодня высказываются разные мнения.
     На Ближнем Востоке, если точнее – в зоне соприкосновения Израиля с его арабскими соседями, случались менее продолжительные, но неизмеримо более результативные вооруженные схватки. В 1967 году израильтяне в течение нескольких дней оккупировали арабские земли, сопоставимые по площади с их собственной территорией. Та молниеносная война, возможно, и породила розовую иллюзию, что с арабскими странами спорные вопросы лучше всего решать при помощи военной дубинки.
     Искушение вернуться в Южный Ливан конечно же вызывало воинственный зуд в радикально настроенных кругах израильского общества. Буферная зона в полосе между израильско-ливанской границей и речкой Литани кое-кому представлялась быстро достижимой целью. Бросок – и в дамках. Не получилось. Боевики «Хезболлах», как выяснилось, совсем недурно вооружены, они продемонстрировали завидную стойкость в обороне и выучку. За месяц боевых действий заметно укрепился их авторитет в стране, которая воспринимает организованных в военно-политическом отношении шиитов как своего рода ливанских казаков.
     Кто победил в войне, кто проиграл – большой вопрос. В политическом плане Тель-Авив, безусловно, проиграл, возбудив новую волну неприязни к себе не только со стороны арабов, но и с некоторых других сторон. В арабских странах у антиизраильских лоббистов появился дополнительный аргумент, они незамедлительно активизировали требования порвать отношения с «агрессором».
     Хорошо то, что у умеренных политиков хватает выдержки не поддаваться усилившемуся давлению радикалов. К примеру, министр иностранных дел Египта Ахмед Абу аль-Гейт выступил со специальным заявлением по данному вопросу, назвав требование оппозиции «политической глупостью» и указав, что «разрыв отношений с Израилем исключен, иначе это означает объявление войны и возвращение на десятилетия назад».
     В военном отношении тоже трудно назвать успешной состоявшуюся экспедицию в Южный Ливан. Потери в рядах боевиков «Хезболлах» не столь велики, чтобы израильские солдаты выглядели более подготовленными. Основные жертвы понесло мирное население, оно заплатило жизнями близких и своими домами за патологическую непримиримость и политический экстремизм. Да, у израильтян лучшая боевая техника, у них много оружия и боеприпасов. Однако одними бомбежками победить маловероятно, это известно еще со времен Второй мировой войны (помните, что говорил Штирлицу его попутчик-генерал?).
     Согласно резолюции Совета Безопасности ООН 1701 в Южном Ливане теперь будут расквартированы «голубые каски». Для израильтян это вроде бы решение проблемы безопасности северных районов. Однако, во что трансформируется данное соглашение, пока не очень ясно. С одной стороны, нет определенности в сроках выполнения резолюции, поскольку страны, выразившие принципиальное желание предоставить свои контингенты, не очень спешат с их посылкой. Например, Франция заявила, что на сей момент готова послать лишь 200 человек и для «тыловой поддержки» (ранее разговор был о 3-4 тысячах). Другие обещают послать более крупные подразделения, но тоже уточняют условия, консультируются и т.п.
     С другой стороны, пока не выражено стремление руководства «Хезболлах» исполнить пункт резолюции, указывающий на то, что боевики должны покинуть зону, предоставленную в распоряжение миротворцев. Наоборот, в пятницу было заявлено, что уходить из Южного Ливана, тем более разоружаться, боевики не собираются. Как пояснил эту позицию шейх Хасан Насрулла, более актуальными задачами сейчас следует считать возвращение беженцев и восстановление жилья. При этом шииты-активисты принялись устанавливать масштабы разрушений и объемы финансовой помощи, которую обещает Иран, главный спонсор организации «Хезболлах».
     Словом, не все выглядит так, как на ооновской бумаге, чего и следовало ожидать. Возможно, будут предложены какие-то дополнительные меры. Вот, скажем, появились сообщения из натовских кругов. В частности, заявление командующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американского генерала Джеймса Джонса, который считает, что «силы быстрого реагирования НАТО идеальным образом организованы, обучены и оснащены» для выполнения миссии в Ливане. Правда, он тут же оговорился, заметив, что пока никаких запросов НАТО не получало.
     Однако с учетом новых обстоятельств может получить, имея в виду решение главы Пентагона Рамсфелда вернуть Ливан в зону оперативной ответственности Европейского командования США. Его, кстати, возглавляет тот же генерал Джонс.
     В таком вот разрезе. Война миновала, победителей нет, аннексий и контрибуций не будет. Но нет и мира. Есть только так называемый мирный процесс, который не высвечивает никакой ясной перспективы. Перспектива появится тогда, когда стороны, уняв свои амбиции, усядутся за солидный, монументальный стол переговоров и договорятся о всеобъемлющем урегулировании. Данное понятие порядком затаскали, но именно в нем ключ к стабильному миру.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex