на главную страницу

25 Августа 2006 года

Планета людей

Пятница

Когда в союзниках согласия нет

Иран надеется выиграть борьбу в Совете Безопасности ООН по вопросу о своей ядерной программе

Марианна ГРИШИНА.



     На этой неделе иранское руководство представило свой ответ на требования «шестерки» международных посредников прекратить обогащение урана. Перед западными странами он поставил новую серию вопросов, мало чем прояснив ситуацию с ядерной программой Тегерана. Верховный комиссар Евросоюза Хавьер Солана заявил о необходимости провести дополнительные консультации по иранскому вопросу между постоянными членами СБ ООН и ФРГ.
     Иранцы, предваряя распространение своего официального письма, объявили, что не намерены приостанавливать работы по обогащению урана. Как заявил официальный представитель иранского МИД Хамид Реза Асефи, «вопрос о приостановке (обогащения урана. – Прим. ред.) представляет собой возврат к прошлому и не значится в программе Исламской Республики». Для тех, кто знает историю иранской ядерной программы, ясно, что он имел в виду. Иран начал разрабатывать ядерные технологии еще в середине 1980-х годов. После принятия в конце 2003 года соответствующей резолюции совета управляющих МАГАТЭ иранское правительство обязалось приостановить работы по обогащению урана и допустить на ядерные объекты международных инспекторов. Мораторий на ядерные разработки вводился не единожды: например, последний запрет на обогащение урана и производство ядерного топлива длился около года и завершился в начале января 2006 года, когда новый иранский президент Махмуд Ахмадинежад заявил о возобновлении ядерной программы. США и Совет Безопасности ООН отреагировали на это обещанием ввести против Ирана международные санкции. Вопрос этот до сих пор стоит в повестке дня, а между тем еще в начале апреля этого года иранское руководство сообщило об успешном запуске каскада из 164 центрифуг для обогащения урана в ядерном центре в Натанце, а также о получении иранскими специалистами партии низкообогащенного урана. Ожидается, что в ближайшее время российские компании завершат ввод в эксплуатацию атомной электростанции в Бушере, а также примут участие в конкурсе на строительство второй очереди АЭС (проект «Бушер-2» стоимостью около 8 млрд. долл.).
     Но и это еще не все. 23 августа иранское агентство «Mehr» объявило о новом прорыве иранских ученых в сфере ядерных технологий. По информации агентства, в ближайшее время о результатах одного из крупных исследовательских проектов в ядерной отрасли (о каком конкретно, не уточняется) вскоре иранские власти объявят официально. Таким образом, Тегеран, рапортуя об успехах по своей атомной программе, вряд ли готов останавливаться на достигнутом, как того требует международное сообщество. Теперь иранцы хотят вести диалог «на равных» с западными партнерами, и в том числе с США, и полны решимости дипломатическим путем защитить свои достижения в области мирного атома.
     В преддверии обсуждения возможных санкций против Ирана между странами «шестерки» обострились старые разногласия между сторонниками жестких мер и поддерживающими дружеские контакты с Ираном Россией и Китаем - сторонниками продолжения переговорного процесса. Российская Федерация выступила против жесткой линии поведения в отношении Ирана. «Россия будет продолжать линию на поиск политического переговорного решения ситуации вокруг иранской ядерной программы, стремиться к сохранению роли МАГАТЭ, недопущению размывания режима нераспространения. Для этого мы готовы и в дальнейшем использовать как двусторонние контакты с иранской стороной, так и механизмы многосторонних переговоров», - так прокомментировал заявление иранской стороны официальный представитель МИД России Михаил Камынин. К России присоединилась и Китайская Народная Республика. «Китай всегда полагал, что мирный путь урегулирования иранской ядерной проблемы через дипломатические переговоры является наилучшим выбором и отвечает интересам всех заинтересованных сторон», - говорится в распространенном в среду заявлении МИД КНР. По мнению ряда экспертов, такая позиция России и Китая по иранской ядерной программе сильно затруднит возможности введения жестких экономических санкций против Ирана в рамках СБ ООН: скорее всего, будет достигнут какой-то компромиссный вариант.
     Между тем Соединенные Штаты явно не теряют надежды принудить Тегеран к отказу от дальнейших ядерных разработок. В администрации Джорджа Буша уже, в частности, сообщили о том, что ответ Ирана на предложения «шестерки» «не соответствует требованиям резолюции Совета Безопасности ООН». «Ответ (Ирана. – Прим. ред.) не соответствует условиям, установленным Советом Безопасности, которые предполагают полное… приостановление работ, связанных с переработкой топлива и обогащением», - заявил в среду официальный представитель государственного департамента США Гонзало Гонзалес. Вес этим заявлениям был призван придать, очевидно, и опубликованный в среду, 23 августа, доклад комитета по разведке палаты представителей конгресса США, в котором представлены данные об осуществлении Ираном программы по обогащению урана, а также о создании Тегераном производственного потенциала по химическим и биологическим вооружениям. В докладе отмечается, что Иран представляет «стратегическую угрозу» для Америки.
     Тем не менее жесткие заявления американских политиков не стали результативными. Дело в том, что представители стран - постоянных членов СБ ООН пока отказываются от проведения предварительных консультаций по вопросу об иранской ядерной программе, несмотря на то что этого требуют Соединенные Штаты. Так что борьба за Иран в Совете Безопасности, очевидно, предстоит острая.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex