на главную страницу

26 Августа 2006 года

Планета людей

Суббота

Коварство августа

Вадим МАРКУШИН



     Нынешний август приумножил свою фамильную традицию – преподносить людям зловещие сюрпризы. Может быть, не везде и не всегда, но в новой России он это делает регулярно.
     Коварный месяц! Обогреет бархатным теплом, накормит сладкой мякотью созревших плодов, напоит соком и вином, ослабит бдительность, а потом, в самый неожиданный момент, прогремит громом среди ясного неба. ГКЧП, дефолт, гибель «Курска», пожар на Останкинской башне – это лишь самые «знаменитые» августовские штучки. Очнувшись от блаженной дремоты, откинув вон отпускную праздность, россияне всякий раз пускаются в поиск причин и виновников, углубляются в философию своей самотечной жизни, обещают самим себе извлечь уроки, поумнеть и т.п. Однако мало что меняется, и природа, погода, «обстоятельства» делают новые болезненные уколы.
     На этот раз рок подкараулил и сбросил с 11-километровой высоты на землю пассажиров, безмятежно устроившихся в удобных креслах авиалайнера. Ужас случившегося и представить себе трудно. Кто-то, наверное, не терял надежду до последнего мгновения, сжавшись в нервный комок, рассчитывая на мастерство пилотов, на чудо, на вмешательство неведомых сил, на Бога. Кто-то успел прокрутить всю хронику пережитых событий, окинуть прощальным взглядом близких, друзей, товарищей. Кто-то умер сразу, от разрыва сердца, психологически не выдержав безжалостного удара судьбы. Ни в каком кино, ни в какой писательской фантазии не отразить действительного состояния человеческих душ, внезапно поставленных перед лицом смерти.
     В своем большинстве это были родители с детьми, иногда семейства целиком. Утомленные черноморским солнцем, загоревшие, счастливые, они летели к невской прохладе, строгой каменной красоте, к родным проспектам и кварталам. Впереди – Пулково, длинный Московский проспект, знакомая атмосфера метро, многолюдье, ощущение дома. А еще – школа, шумные встречи с одноклассниками, обмен новостями с соседями, коллегами по работе, старые и новые житейские проблемы, несвершившиеся планы. То есть вся грядущая жизнь, которую каждый третий из трагически погибших только начинал.
     Можно ли было предупредить трагедию? Трудно сказать. Эксперты указывают на исключительный характер чрезвычайного происшествия, на неспособность Ту-154 в данном конкретном случае противостоять внезапно возникшей губительной для него атмосферной аномалии. Однако, наверное, можно было переждать надвигающийся грозовой фронт или обогнуть его с боков. Тем более что похожие катастрофы уже имели место в практике, они наверняка зафиксированы и в мировом перечне роковых пассажирских перелетов. Словом, в полную непредсказуемость, фатальность не верится. Так что русский авось и тут вполне мог сыграть злую шутку. Турки-то вон развернулись на подлете к Донецку, не стали рисковать. Голландский экипаж, проявив запредельную осторожность, дал «задний ход», посадив лайнер на свой аэродром и сдав мелких хулиганов, ошибочно заподозренных в подготовке теракта.
     Может быть, и у экипажа Ту-154 возникала мысль повременить с началом рейса, дождаться более безопасного неба, нам это неведомо. Зато нам известны многие другие трагические эпизоды, когда по каким-то пустяковым причинам в силу беспечности, самоуверенности, лихости терпели крах отлично подготовленные экипажи. Мы также знаем, что, поднявшись в небо, уходили в небытие широко известные люди, народные любимцы, великие таланты. Достаточно вспомнить хотя бы Святослава Федорова и Александра Лебедя, этих безвременно покинувших нас соотечественников, которые могли бы, каждый по-своему, еще потрудиться на благо страны.
     Природа, окружающая среда, подземные силы, космос имеют свойство поражать человечество своими «выходками». И тут ничего не поделать. Хотя, как впоследствии выясняется, и от цунами можно вовремя убежать, и от урагана укрыться, и от разлива реки уберечься основательной дамбой, и эпидемию локализовать. Короче, даже в соперничестве со стихией можно кое-что предпринять для минимизации ущерба.
     С физическим и моральным старением техники люди обязаны бороться по той простой причине, что у них есть голова на плечах и что они располагают соответствующими знаниями, опытом, нормами, инструкциями. Нас пытаются убедить в надежности самолета Ту-154. Мы верим в это, как говорится, средне. Самолет, конечно, хорош, надежен, но... это частность. Общая же картина такова, что парк отечественной гражданской авиации, когда-то сосредоточенный в крепких руках Аэрофлота, теперь находится, мягко выражаясь, не в отменном состоянии. И пока не видно, что в этой сфере грядут кардинальные улучшения.
     Между тем указанная «общая картина» на воздушном транспорте является «частным случаем» при рассмотрении дел с техническим состоянием национального хозяйства в целом. Страна, если судить по размерам доходов от ее недр, богатеет существенно быстрее, чем преодолевается перестроечная разруха на жизненно важных участках экономики. При этом поставленные во главе этих участков лица без всякого стеснения сообщают миллионам телезрителей и читателей о возможных катаклизмах именно по причине своевременно не принятых мер. Откровенность, конечно, черта хорошая, но еще лучше ответственность и деловитость.
     Что делать? Наводить порядок, выходить из разболтанности. Может быть, объявить еще об одном национальном проекте, самом главном – о повышении роли человеческого фактора. Качественный рост в этом плане есть, но он какой-то однобокий. В стране выросло поколение молодых людей, пока не очень многочисленное, зато необыкновенно смышленое, овладевшее компьютерными и банковскими технологиями, научившееся считать деньги и угадывать места их вложения. В то же время образовалась зияющая дыра в производственной сфере, там, где нужны инженеры и хорошие рабочие руки. Наверное, кто-то должен регулировать этот процесс. Пора окончательно излечиться от навязанной нам глупости, что все за нас, мол, сделает рынок. Ничего он сам не сделает.
     Нехороший месяц август. Впрочем, если прикинуть, другие-то не лучше. Вот за дверью уже сентябрь. Не хотелось бы каркать, но уж больно страшно молчать, вспоминая Беслан.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex