на главную страницу

29 Августа 2006 года

Планета людей

Вторник

Статус- кво изменить нельзя

Александр ЛЮКСЕМБУРГ, Владимир СИМКИН.



В сентябре Японию ожидают большие перемены – занимающий с 2001 года пост премьер-министра страны и лидер правящей либерально-демократической партии Дзюнъитиро Коидзуми уходит в отставку. Смена руководства обещает и значительные подвижки во внешней и внутренней политике Страны восходящего солнца. Только в одной проблеме изменений, похоже, ожидать не приходится – все кандидаты в преемники нынешнего главы японского правительства в один голос заявляют, что намерены добиваться от России «возвращения Японии части Курильских островов». Вместе с тем, с точки зрения международного права, даже постановка этого вопроса неправомочна, так как итоги Второй мировой войны не подлежат пересмотру.

     Как известно, 2 сентября 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции милитаристской Японии. Согласно ему Советский Союз получил под свою юрисдикцию южную часть острова Сахалин и прилегающие к нему острова, а также Курильские острова, полностью согласовав свои действия с основными своими союзниками по Второй мировой войне США и Великобританией. Перед вступлением в войну по договоренности со странами—союзницами по антигитлеровской коалиции и со странами, против которых милитаристской Японией была совершена жесточайшая агрессия, Советский Союз обязался открыть второй союзный фронт на Дальнем Востоке, оговорив условия своего участия в боевых действиях обстоятельством обеспечения своей безопасности и присоединением к своей территории южной части острова Сахалин и Курильских островов. На это было получено безусловное согласие, которое зафиксировано в основополагающих для мирового сообщества и международного права бессрочных Ялтинском 1945 года и Потсдамском 1945 года соглашениях, не подлежащих пересмотру и никаким ревизиям согласно принципу необратимости исторических событий и времени. Присоединение к СССР Курильских островов и южной части острова Сахалин с прилегающими к нему островами произошло после победы во Второй мировой войне и без каких-либо ссылок на историю. Тем самым был снят вопрос о границах и территориях. То есть состояние мира было установлено победителями, а значит, стали возможны как торговые и культурные отношения, так и иные обмены между странами, доброжелательные отношения, что уже и не требовало дополнительного согласования и дополнительных подписей, как и заключения мирного договора.
     Если бы во Второй мировой войне победили Германия и Япония, тогда бы они установили свои законы в завоеванных странах, свое право, свои порядки, свои условия и устанавливали бы границы по своему усмотрению. Но они не победили, и мировой порядок на своих условиях установили победители согласно основному закону дипломатии – статус-кво, по которому победитель в войне определяет свой Закон, свое Право, свои Условия и свой Порядок. Так всегда было в истории, и так будет, пока мир не перейдет на другие принципы мирного сосуществования. Подписав же Акт о безоговорочной капитуляции, Япония де-факто и де-юре автоматически утратила право на какие-либо претензии к победителям.
     С этой точки зрения следует считать нелегитимным и Сан-Францисский мирный договор 1951 года, подписанный с Японией нашими основными союзниками по антигитлеровской коалиции и другими странами, так как в нем была осуществлена попытка ревизии итогов Второй мировой войны, ущемления законных прав и интересов СССР. Советский Союз, естественно, не подписал Сан-Францисский мирный договор, поскольку по сути это был преднамеренный сговор, оформленный в виде юридически несостоятельного сепаратного договора. А, как известно, любое сепаратное соглашение не признается международным правом и рассматривается как несостоятельный международный юридический казус. Поэтому ссылаться на его статьи лишено смысла как с юридической точки зрения, так и с научной.
     Неуместно, на наш взгляд, ссылаться и на Московскую советско-японскую декларацию 1956 года. Она не приняла форму договора между Японией и СССР, а, следовательно, может выполняться и может не выполняться, как и всякая декларация о намерениях. Тем более что она не имеет ни юридической, ни дипломатической силы, хотя и была ратифицирована 8 декабря 1956 года Председателем Верховного Совета СССР К. Ворошиловым и секретарем президиума Верховного Совета СССР А. Горкиным. Однако они формально превысили права и полномочия президиума, так как такие вопросы тогда относились к компетенции высшего законодательного органа страны – Верховного Совета. А поскольку и у того не было таких прав и полномочий, то следует считать ратификацию указанной декларации нелегитимным указом, осуществленным на основании волюнтаристского решения и без уведомления общества и институтов власти.
     Опять же вызывает удивление, что некоторые наши историки, философы, политологи и даже дипломаты постоянно ссылаются на эту декларацию, рассматривая ее как якобы состоявшийся международный договор, равносильный заключению мирных отношений между нашими странами. И такие ошибочные суждения, и основанные на них действия в отношениях между нашей страной и Японией продолжаются уже не одно десятилетие. Однако, подписав Акт о безоговорочной капитуляции милитаристской Японии, основные победители - СССР, США и Англия - прекратили состояние войны и установили состояние мира и мирного времени, что равнозначно заключению мирного договора. Сам мирный договор можно заключать и подписывать, а можно и не заключать и не подписывать, так как Акт о безоговорочной капитуляции в данном случае взял на себя функции мирного договора. Отсюда с предельной ясностью следует, что никакой мирный договор России с Японией не нужен. На таком договоре настаивает Токио, так как подписанный Акт о безоговорочной капитуляции между Японией и победителями во Второй мировой войне по определению и сути вещей исключает такую необходимость.
     Современная российская дипломатия не имеет права втягиваться в переговорный процесс и пересматривать результаты и итоги Второй мировой, нарушать суверенитет и территориальную целостность в вопросах, которые окончательно и устойчиво решены Второй мировой войной. Нельзя отменить Вторую мировую войну, ее итоги и результаты, нельзя отменить Хельсинкское совещание 1975 года, которое подтвердило статус-кво, установленный по окончании войны, а значит, и нет необходимости обращаться к ранее бывшим декларациям и претензиям, не исключая Сан-Францисский мирный договор 1951 года и Московскую декларацию 1956 года. Никакое правительство, никакое официальное лицо, даже высшее верховное лицо государства, никакая государственная организация не имеют права собственности на территорию страны, не обладают правом и полномочиями нарушать границы, суверенитет и территориальную целостность государства. Утрата даже части территории есть утрата органического фрагмента своего существования. Поэтому втягивание в переговоры о границах, как и согласие на такие переговоры, уже есть нарушение статус-кво и условий безоговорочной капитуляции и должно быть юридически наказуемо согласно международному праву.
     Государство обязано защищать свои завоевания любыми допустимыми средствами в соответствии с международным правом и законом статус-кво и отстаивать свой суверенитет. А передачу части своей территории иностранному государству следует рассматривать и квалифицировать как некомпетентные и не имеющие мотивов оправдания действия, как безусловно подсудные решения, направленные на подрыв стабильности и международной безопасности, и поэтому не имеющие срока давности по определению нарушения и отмене противоправных решений. Непривлечение к ответственности нарушителей мирового порядка и условий мирного времени, закона Статус-кво, бессрочных основополагающих для мирового сообщества договоров и соглашений ведет к новым конфликтам, к новым претензиям и к враждебности как во внутригосударственных общественных отношениях, так и в международных. В этой связи считаем необходимым привлекать российских граждан к ответственности за публичные призывы к передаче части территории страны другим государствам, в частности нескольких Курильских островов под юрисдикцию Японии. Такие призывы противоречат и основам международного права, и Конституции России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex