на главную страницу

30 Августа 2006 года

Тема номера

Среда

У России – молодое будущее,
уверен ректор Технического университета Александр СИГОВ

Беседу вел Андрей ГАРАВСКИЙ. Фото Надежды ТИХОМИРОВОЙ.



Что же станет реальной движущей силой возрождения России? Очевидно, что наше будущее в молодежи, точнее, в том, как уже сегодня мы сможем подготовить ее к взрослой, созидательной жизни в стремительно изменяющемся мире. Образование в СССР и в России всегда было на высочайшем уровне. Оно было настолько основательно, что даже постперестроечное лихолетье не смогло нанести ему серьезный урон. Наш собеседник, ректор одного из ведущих вузов страны - Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (Технического университета), член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор Александр Сигов, знает о проблемах отечественного образования не понаслышке. В этом вузе готовят уникальных специалистов, в том числе обеспечивающих обороноспособность и национальную безопасность России.

     - Александр Сергеевич, ваш университет в следующем году отметит 60-летие. С каким багажом он подходит к своему юбилею? Что нового в методике обучения будущих инженеров для оборонной промышленности?
     - Может быть, нам удалось воплотить в жизнь и не все задуманное, но многое мы уже сделали. Возьмем наши учебные программы. За годы существования университета существенно расширен спектр специальностей, и сегодня ведется углубленная подготовка по всем направлениям. Мы фокусируем внимание как на специальностях, связанных с разработкой и созданием элементной базы, приборов и устройств микро-, оптоэлектроники, робототехнических и радиотехнических систем, вычислительной техники, так и на полном наборе специальностей, охватывающих все направления создания и использования программного продукта, - прикладной математики, программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, информационно-измерительной техники и электроники. Увеличено количество специальностей на факультетах вычислительных машин и систем, кибернетики и радиотехнических систем.
     Кстати, три года назад университет успешно прошел процедуры государственной аттестации и аккредитации на пятилетний срок обучения. В процессе работы удалось решить многие вопросы, связанные с совершенствованием планов и программ курсов. Ведь сегодня существует государственный образовательный стандарт, который определяет минимум дисциплин, которые должны быть прочитаны студенту в период его обучения. Мы постарались его дополнить, расширить, увеличить набор предметов, и это удалось. Очень важно, что совместно с руководством наших базовых предприятий мы провели всесторонний анализ их сегодняшнего состояния и перспектив в плане развития и совершенствования учебного процесса. Идея здесь остается той же, что и в системе дневного обучения 39 лет назад. Иметь дело с передовыми предприятиями оборонной отрасли, использовать всю их материальную базу и интеллектуальный потенциал, для того чтобы студента начиная с младших курсов максимально адаптировать к той работе, которой он будет заниматься, когда станет специалистом.

     - А сколько в университете базовых кафедр?
     - Университет работает с 50 базовыми предприятиями. Среди них 8 институтов Российской академии наук, остальные – предприятия оборонной промышленности различных форм собственности. Можно сказать, что в учебном процессе идет государственно-частное партнерство, при этом внимательно изучаем, как на этих предприятиях можно организовать занятия студентов. В некоторых случаях отказываемся от сотрудничества с НИИ и КБ, где за последние годы нет развития, снижается уровень внедрения новых технологий, не обновляется оборудование. Так, за последние 10 лет пересмотрена структура базовых предприятий, некоторые ушли, а на их месте появились самые передовые компании, лидеры отрасли. Сегодня кафедры университета есть на таких известных предприятиях оборонной промышленности, как НПО «Антей», «Алмаз», «Альтаир», «Агат», «Вега», 22-й и 50-й ЦНИИ Минобороны РФ и многих других.

     - Какие новые формы подготовки студентов появились в вузе?
     - Университет опирается не только на базовые предприятия, но и максимально развивает различные формы подготовки студентов у себя внутри. Создаются предприятия с совместными лабораториями, которые находятся на нашей базе. Также увеличено количество студентов, которые проходят обучение только на базе наших кафедр. Например, кафедра проблем управления осуществляет подготовку по всем специальностям у себя. Фактически вошла в практику индивидуальная подготовка студентов. Построена иерархическая система, когда студентов младших курсов опекают старшекурсники, старших – аспиранты, аспирантов – доценты, а руководят всем процессом крупные ученые, профессора. Это очень эффективная система обучения, что подтверждает тот факт, что несколько наших научных школ признано на уровне страны. Также отмечу, что на базе университета появилась возможность получить вторую дополнительную специальность, например переводчика в сфере своей профессиональной деятельности. Для этого создан лингвистический центр, куда привлекаем не только своих, но и преподавателей из других вузов. Существует факультет дополнительных профессий, который активно развивается в последние годы. Прослушав на нем цикл лекций, студенты могут получить дипломы о дополнительном образовании в целом ряде направлений, например фотографии, музейной работе. Наши студенты проходили практику в Центральном музее Вооруженных Сил РФ, и это помогло нам создать музей института. Проводятся у нас и фотовыставки, что только приветствуется руководством университета. Вообще в университете порой рождаются самые необычные проекты. Два года назад профессора Владислав Шинкаренко, возглавляющий кафедру информатизации журналистики, и Анатолий Евдокимов, заведующий кафедрой физической химии, начали развивать новое направление – «водородная энергетика», при этом предложили идею преподавания основ водородной энергетики начиная со школы. Это важнейший вопрос выживания человечества, решение глобальных экологических проблем, переход на более дешевый и эффективный источник энергии. В ряде московских школ уже читается этот курс, по нашему пути пошли еще несколько столичных высших учебных заведений.

     - А как с новинками в методике обучения?
     - Здесь действует принцип, что новое – это хорошо забытое старое. Сочетание теоретических, фундаментальных курсов с серьезной практической работой на современном и перспективном оборудовании позволит университету выпустить специалиста, который сразу, без периода адаптации войдет в работу.

     - В каком состоянии находится учебно-материальная база университета?
     - Отмечу, что благодаря Министерству обороны университету удалось получить современные приборы и установки, а в прошлом году центр «Электроника» оснащен уникальным технологическим оборудованием. И еще один важный аспект: вести научную деятельность, обучать студентов невозможно в разваливающихся, не ремонтирующихся десятилетиями аудиториях. Поэтому в последние годы очень много средств вкладывается в ремонтно-восстановительные работы. За годы недофинансирования наша инфраструктура была разрушена, качество работы строителей советских времен, мягко сказать, невысокое. Находясь в условиях ограниченного бюджетного финансирования, последнее время мы все-таки находили средства на ремонт. Конечно, у нас не евроремонт, чтобы полностью привести все объекты университета в порядок, нужна огромная сумма денег. Но каждый год ремонтируем аудитории, другие помещения, поддерживаем в рабочем состоянии инженерные сооружения и коммуникации. Словом, создаем условия для нормального обучения.

     - Каков сегодня конкурс на поступление в университет, какие специальности наиболее востребованы?
     - В этом году средний конкурс по всему техническому университету был чуть ниже 4 человек на место.
     Но, например, на компьютерную безопасность конкурс составлял уже 9 человек, на специальность «информационная безопасность телекоммуникационных систем» 4 человека. Традиционные наши специальности, такие как программное обеспечение вычислительной техники, вычислительные машины, сети, словом, все, что связано с компьютерами отличаются высоким спросом у молодежи.
     Достаточно высокий конкурс на специальность стандартизация и сертификация, без которой сегодня невозможно развитие промышленности, и на специальности финансы, кредит и экономика предприятия.
     Странно, но низкий конкурс на такую перспективную специальность как биотехнические, медицинские аппараты и системы. Но так, видимо, долго продолжаться не будет.
     Всего в этом году бюджетный набор составил 1200 человек, из которых 100 идут специальным набором в различные силовые структуры.

     - Наверное, самый острый вопрос, про финансирование. Россия переживает экономический подъем, стали ли технические высшие учебные заведения, в частности Технический университет лучше жить?
     - Это действительно острый вопрос и на фоне экономического подъема страны, который обеспечен, к сожалению, только сырьевыми отраслями экономики, наше финансирование увеличивается, но отнюдь не теми темпами, какими хотелось бы.
     Хотя вузы объективно стали жить лучше. Государство открывает нам новые статьи финансирования. Так, например, совсем недавно не было статьи пополнения библиотечного фонда. Сегодня ситуация исправлена.
     Что еще помогает нам выживать? Часть средств мы зарабатываем сами. Примерно треть бюджета университета государственное финансирование, еще четверть - дополнительное бюджетное финансирование, связанное с получением средств за аренду той государственной собственности, которой мы распоряжаемся. Все остальные доходы получаем за счет коммерческих студентов, научно-исследовательских разработок.
     Кстати, доля коммерческих студентов у нас значительно ниже. Чем в таких технических вузах, как МЭИ, МАИ, МВТУ.

     - Впервые за последние 15 лет стабильно растет государственный заказ, следовательно, оживает и промышленность. Как это сказалось на распределении выпускников университета?
     - В последние годы все больше выпускников идут работать на предприятия оборонного комплекса, в науку. Конечно, ситуация не такая как в советские времена, но она намного лучше, чем скажем 5 лет назад. И это очень хорошо, ведь средний возраст в оборонной промышленности уже зашкаливает за 60 лет.
     Но очень грустно, что общая система обучения-распределения в России пока не построена. Поясню, что я имею в виду. Мы продаем сырье, получаем огромные средства. Часть из них вкладывается в образование и науку. Мы готовим специалистов, и, отмечу, неплохих специалистов. А потом эти специалисты, которые не подлежат государственному распределению, могут идти работать куда хотят, хоть в бизнес, хоть уехать за границу. Получается, что никакой отдачи от вложенных в их подготовку средств нет. А ведь подготовить хорошего специалиста стоит огромных денег. Позиция государства в этом вопросе представляется, как минимум нелогичной. Себестоимость инженера высока, а его добавочная стоимость еще выше, так как, работая на государство, он может принести ему огромную выгоду.

     - Как Вы относитесь к реформе образования, проводимой в России, единому государственному экзамену?
     - Это очень сложный вопрос. Любая реформа, тем более такой важной сферы, как образование должна быть тщательно взвешена и продумана. Я, например, ничего не имею против единого государственного экзамена (ЕГЭ). Но только в том случае, если идея, заложенная в нем, реализована на 100 процентов. У нас же так пока не получается. Если ЕГЭ преподносится как максимально справедливый и объективный, то так и должно быть. Пока же это не так, нельзя вводить, навязывать ЕГЭ, как единственный и обязательный экзамен. Я за многообразие возможностей для абитуриента. Очень поддерживаю такие формы, как поступление по результатам участия в олимпиадах, творческих конкурсах. Конечно, и ЕГЭ имеет право на жизнь, но при идеальной организации и наличии альтернативных вариантов поступления.
     Впрочем, это тема отдельного, серьезного разговора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex