на главную страницу

30 Августа 2006 года

Союзники

Среда

Истребители

Подполковник Игорь КАНДРАЛЬ, «БВГ».



…В 927-й истребительной авиационной базе вот-вот начнутся полеты. Восемь самолетов, минуту назад еще опутанные шлангами и кабелями питания, с приподнятыми фонарями, одиноко томятся в ожидании вылетов на централизованной заправочной. В полной, абсолютно непривычной тишине...

     Проходит несколько минут – и первый МиГ-29УБ, в кабине которого находятся командир авиабазы полковник Сергей Вовк и начальник службы безопасности полетов - заместитель командира авиабазы подполковник Александр Брагин, круто уходит в голубое небо. Для своих оно – приветливо. Хотя на первый взгляд погода нынче не балует: нижний край облачности - 900 метров, ветер - 8 баллов. Но и этого вполне достаточно, чтобы выполнить поставленные на полеты задачи.
     - Эти полеты проходят в рамках тактико-строевых занятий, - поясняет мне заместитель командира авиабазы по идеологической работе подполковник Игорь Выгодин. - С утра отрабатывалось приведение части в повышенные степени боеготовности. Проверяли оповещение, прибытие личного состава на свои служебные места, управление подразделениями. Затем перешли к практическим действиям - к учебно-боевым полетам.
     …Минут через пятнадцать, выполнив полет в зону, которая находится на удалении примерно 30 километров, «спарка» рисует в небе петлю, делает боевой разворот и заходит на посадку. Командир, сняв ЗШ и вытирая вспотевший лоб, улыбается. Все прошло хорошо, в штатном режиме. Сделав запись в журнале подготовки самолета, он уже направляется в высотный домик. А пустующие места в «спарке» готовятся занять другие офицеры, молодые…
     927-я авиабаза - одна из частей, где сделан особый акцент на подготовку молодых летчиков. Ежегодно в ее коллектив вливаются пять - шесть лейтенантов, которые сразу же приступают к изучению нормативных документов, регулирующих летную деятельность. Пока они готовятся к переучиванию на МиГ-29, командование базы пристально изучает пополнение. Ведь критерии для службы здесь особые, впрочем, как и задачи: истребитель может выполнять все функции других родов авиации. Это и уничтожение наземных целей, и ведение воздушного боя, и завоевание господства в воздухе, и сопровождение транспортных самолетов...
     И оказывается, что не все выпускники Военной академии, прошедшие жесткую сетку отбора, учебы и летной подготовки на авиационном факультете, по складу характера и своим психологическим особенностям способны мастерски летать на истребителях. Мало того, о профессиональной пригодности для полетов на этом типе самолета может судить только инструктор, который оценит новичка в небе не один, а несколько раз. Ведь лейтенант может иметь хорошую теоретическую подготовку, но из-за каких-либо характерных черт ему сложно управлять МиГом. И это нужно предвидеть заранее.
     Как заметил подполковник Игорь Выгодин, подход к каждому молодому летчику индивидуальный. Даже если непосредственный его командир утверждает, что лейтенанта нужно переводить учиться летать на другой тип самолета, командир базы летит с ним на допуск лично. Если видит, что у летчика что-то не получается, назначает дополнительные полеты. Вновь не получается? Лишь после этого командир вместе с замами принимает решение - непростое.
     - Нужно исходить из оценки своих реальных возможностей, - говорит Игорь Выгодин. - Ведь истребительная авиация действительно не для всех. За пять прошедших лет по профессиональным качествам мы перевели в другие авиабазы нескольких человек. И оставили у себя тех, кто может и будет летать.
     - Получается, вы на все сто доверяете тем, кто сегодня летает? - не унимаюсь я, глядя на взлетающие один за другим в небо истребители. В кабине каждого из них выпускники военной академии 2003 - 2004 годов. Практически все они имеют 3-й класс, а многие уже выполнили программу полетов ночью, готовы были бы сдать и на 2-й класс. Но не хватает налета. В зависимости от способностей каждого и составлена плановая таблица полетов. Например, старший лейтенант Ростислав Давыдюк пока еще летчик 3-го класса. У него на эту смену запланированы полет в зону по маршруту и воздушные бои с ударными самолетами. Или старший лейтенант Виктор Бурка: налет – 221 час, а уже практически выполнил программу подготовки на 2-й класс. Впрочем, до момента присвоения этой классности ему еще летать и летать…
     - Мы уже определили круг летчиков 3-го класса, которые будут готовиться «на повышение», - говорит командир авиабазы полковник Сергей Вовк. - Таким, как Виктор Бурка, дадим возможность и время полетать на малой высоте, провести разгон до сверхзвуковой скорости, начнем готовить их в сложных метеоусловиях и выпускать при установленном минимуме погоды. И к моменту, когда эти парни наберут положенное количество часов, они будут уже не «бумажными», а настоящими профессионалами…
     С 2000 года из этой авиабазы не уволился по собственному желанию ни один молодой офицер. Да и откуда такому желанию появиться, если, как известно, мотивация к профессии у летчиков формируется задолго до учебы в академии. А нынешняя молодежь, знайте, по-своему золотая. Она чувствует, что востребована.
     

     Подготовил Владимир Кузарь совместно с журналистами белорусской военной газеты "Во славу Родины"
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex