на главную страницу

30 Августа 2006 года

Союзники

Среда

Красному быку ноша не тянет

Марианна ГРИШИНА.



     Говорят, лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Только так можно воочию убедиться и прочувствовать, что российско-белорусский союз – не виртуальный монстр, а реальность, которая давно существует, объединяя и спаивая воедино наши народы. Взять, к примеру, Минский завод колесных тягачей. Он успешно пережил и этап отделения в 1991 году от головной компании - Минского автомобильного завода, и длительный период кризиса после распада СССР. В начале 1990-х годов предприятие могло похвастать лишь несколькими моделями автомобилей для военно-технических нужд, поставки которых осуществлялись в Россию и новые независимые государства.
     Теперь ситуация кардинально иная. Завод выпускает около 140 моделей автомобилей и шасси к ним, реализуя потребности армии и флота, а также гражданского сектора. Это самосвалы, платформы для буровых установок, тягачи, автопоезда для перевозки тяжелой военной техники, специальные краны для установки ракет на подводные лодки и многое другое. Эмблема завода - красный бык и под ним надпись «Волат» («богатырь») – на все сто соответствует этой богатырской технике. По словам главного конструктора МЗКТ Юрия Николаева, предприятие занимается в основном единичными заказами, реализуя по максимуму сложные технические требования, предъявляемые к машинам. Отсюда при довольно высоких ценах на продукцию ее широкий спрос: минские тягачи экспортируются в Европу, в ряд африканских и арабских стран, комплектующие поставляются в Китай. Всего на экспорт поставляется до 90 процентов производимой заводом продукции. Буквально недавно после нескольких лет испытаний в условиях Аравийской пустыни у Белоруссии была закуплена серия автопоездов грузоподъемностью свыше 130 тонн (модель МЗКТ-74135, прицеп 99942), на которых можно разместить два танка и одну БМП, танк и три БМП или любую другую гусеничную технику. Покупателем стали Объединенные Арабские Эмираты, остановившие выбор на продукции минского завода, которой не были страшны ни 70-градусная жара, ни зыбучие пески, перед чем пасовала техника европейских и американских фирм-конкурентов.
     Не меньшей популярностью эксклюзивная продукция Минского завода колесных тягачей пользуется и у Министерства обороны РФ. Заказы российского оборонного ведомства в их общем объеме за прошедший год превысили 50 млн. долларов, что составило не меньше одной десятой части экспортной выручки МЗКТ. Своему партнеру по Союзному государству белорусы поставляют платформы и шасси для самой передовой на сегодняшний день боевой техники. В частности, для оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» и стратегического ракетного комплекса «Тополь-М». Кроме того, осуществляется разработка и поставка в Россию платформ и установок для зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ и С-400 и для модернизированного зенитно-ракетного комплекса «Печора-2», выпускаемого совместной российско-белорусской компанией «Оборонительные системы».
     Несмотря на то, что Минский завод колесных тягачей – полностью государственное предприятие, руководство страны оказывает минимальное влияние на производственные процессы, оставляя главным рычагом регулирования пресловутый рынок. Задаются только контрольные цифры по рентабельности, налогам, оплате энергоносителей и еще двум-трем показателям отчетности. Команда генерального директора МЗКТ во главе с Геннадием Синеговским напрямую занимается и поиском заказов, и контролем за конструкторскими разработками, сотрудничая в том числе с предприятиями России и стран СНГ. Продажа техники в страны СНГ, в том числе Россию, осуществляется по ценам значительно ниже среднерыночных. Можно без преувеличения утверждать, что минский «Волат» демонстрирует принципы военно-технического и производственного сотрудничества в рамках Союза Белоруссии и России в действии.
     Безусловно, МЗКТ – далеко не единственное белорусское предприятие, активно развивающее отношения с российским военно-промышленным комплексом. Таких объектов много, и в этой сфере насчитывается большое количество совместных производственных программ, действующих в рамках Союзного государства и получающих финансирование из объединенного бюджета. Как заявил корреспонденту «Красной звезды» руководитель отдела военного и оборонного сотрудничества Постоянного комитета Союзного государства контр-адмирал Константин Кудряшов, в союзном бюджете около 40 процентов расходов уходит именно на развитие научно-производственных проектов, развивающих экономические связи внутри российско-белорусского государственного объединения.
     На снимке: Г. Синеговский представляет автопоезд-тягач МЗКТ-74135 на выставке вооружений, прошедшей в рамках учений «Щит Союза-2006».
     

     Подготовил Владимир Кузарь совместно с журналистами белорусской военной газеты "Во славу Родины"
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex