на главную страницу

30 Августа 2006 года

Фан-клуб

Среда

Владислав Кетов:
«Флаг России был всегда со мной»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Фото автора.



Владислав Кетов – человек поступка. В свое время сам пришел в военкомат и настоял на отправке в пограничные войска. Служил на китайской границе, где идея совершить путешествие вокруг Земли вдоль берегов континентов еще не появилась, но уже «вызревала». Сразу стоит оговориться: он отправится не в «кругосветку» – последователей Магеллана с XVI века и до наших дней было немало, а в буквальном смысле – обойти вокруг Земли вдоль естественной границы суши и моря. Сейчас Владислав Кетов единственный, кто совершил такое путешествие. Не случайно он первым в нашей стране в 2003 году был удостоен звания «Выдающийся путешественник России». Впрочем, обо всем по порядку.

     - Владислав, давайте начнем с главного – с необычного по самой сути маршрута путешествия. С чего все началось?
     - С детства любил путешествовать – облазил весь Урал, откуда родом. Но мне всегда мало было только ходить в походы – хотелось чего-то необычного, не повторять то, что делалось до тебя. Видимо, такой характер.
     Сейчас понимаю, что к главному путешествию готовился все время. До армии два сезона проработал в геологоразведке, увлекался охотой. Два с лишним года в пограничных войсках в Амурской области – хорошая школа. После армии серьезно занимался спортивным ориентированием, выполнил норматив первого разряда. Восемь лет посвятил велотуризму. К картам топографическим неравнодушен. Сама профессия художника (окончил искусствоведческий факультет университета) развивает и наблюдательность, и стремление увидеть что-то новое.
     Хотя, как вы понимаете, в конце ХХ века было очень трудно придумать что-то новое - вся планета вроде бы исхожена. Но в 1983 году пришла идея уникального маршрута. Он настолько прост, что его и рисовать не нужно: выходишь на берег моря и движешься вдоль него, никуда не сворачивая. Куда приведет эта дорога? Взгляните на карту: по берегу Польши, Германии и далее – вдоль всей Европы, потом «окольцовываете» Средиземноморье, огибаете всю Африку, юг Азии, затем «вниз» вдоль Северной и Южной Америк, а потом «наверх» – Южная и Северная Америки. Так можно объехать по контуру все континенты, кроме Австралии и Антарктиды. При этом не пересекая морей и океанов – достаточно переправиться через два канала: Суэцкий и Панамский, и один пролив - Берингов. Вот и все.
     Пять лет никому не говорил об этой затее (даже жене!). И только после того как в 1988 году официально зарегистрировал проект в советско-американском фонде «Культурная инициатива», поделился с близкими и друзьями. В путь отправился утром 14 мая 1991 года с польской визой в служебном паспорте, а в кармане было 10 долларов и 260 рублей. Собрался за два часа и – в дорогу.
     - Отчего такая спешка?
     - 13 мая я еще никуда не собирался. Но тут сообщили, что с 15-го служебные загранпаспорта нужно перерегистрировать. А у меня там польская виза, и я понимал, что дадут чистый паспорт — и начинай сначала. Один день на размышление. Утром 14-го понял, что шанса больше не будет, и с помощью супруги за два часа собрался. Сел в Пулково на самолет в Калининград к советско-польской границе – иначе не успеть ее до 15-го пересечь. Прилетел, а там меня друзья-пограничники огорошили: оказывается, у них там закрытый пограничный пункт, а ближайший открытый – в Гродно. 15 мая утром добрался до этого белорусского города, и там едва удалось уговорить пропустить меня с «неправильным» паспортом – не зря, значит, зеленую фуражку носил.
     - Понятно, что в Польше вы сели на велосипед и покатили вдоль Балтийского моря. Но ведь предстояло преодолеть десятки тысяч километров! Трудно представить такую «прогулку»…
     - Целиком весь проект даже у меня в голове не укладывается – только по частям. Получив в Польше визу в Германию, я понимал, что уж теперь до Парижа доберусь, а там посмотрим: найду поддержку – поеду дальше. Не нашел, но все равно отправился до Афин. В Афинах встретил хорошего человека, который мне помог – взял билет на самолет домой. После побывки вернулся из Петербурга в Афины и поехал дальше по берегу Средиземного моря: если что, обратно в Европу как-нибудь вернусь, тут рядом. В Рабате застрял на 4,5 месяца, но когда получил разрешение двигаться дальше, решил, что пусть и без денег, но поеду. Так и добрался до юга Африки, до Кейптауна. Там заработал немного на дорогу — и опять в путь. Всего несколько раз возвращался домой: кроме Афин еще из Объединенных Арабских Эмиратов, из Владивостока и из Буэнос-Айреса.
     Путешествие заняло девять с половиной лет день в день – во вторник 14 ноября 2000 года остановился в маленьком местечке Наташкуан – дорога, подвластная велосипеду (сменил их четыре штуки), попросту закончилась. Позади было 132 тысячи километров. Плюс за лето 2005 года обогнул Скандинавию – это еще 9 тысяч. Итого 141 тысяча километров.
     - И все-таки, есть ли сверхидея у этого путешествия? Или тут только проверка себя по большому счету?
     - Сверхидея в том и заключается, что я задумал и осуществляю то, что никто никогда не пытался сделать первое в истории человечества путешествие действительно ВОКРУГ ЗЕМЛИ.
     Смысл моего проекта: не что-то доказать себе или окружающим, а показать людям, что мир абсолютно гармоничен, един, в нем нет непреодолимых границ. И это касается не только географии. Есть лишь одна естественная граница – между водой и сушей, вдоль которой я и двигался. Все остальные границы придуманы людьми искусственно и служат разве что помехой к общению. Когда мы, наконец, поймем, что нам не нужен этот чисто политический атрибут, то мир станет намного свободнее. Скажите, лучше простым людям стало после того, как между бывшими советскими республиками появились границы? То-то и оно…
     Живи в согласии с людьми — и все у тебя будет в порядке. Именно поэтому мне удалось в одиночку проехать через 93 страны: без поддержки, связи, страховки и денег. Меня везде понимали и помогали. Если человек живет за счет собственного труда и ума, с ним у вас не возникнет проблем. У всех на планете одни и те же устремления: жить спокойно, в мире, по возможности в достатке и радоваться жизни. Поэтому мы все друг друга прекрасно понимаем.
     Проблемы нередко возникали при встрече только с двумя категориями людей – с власть предержащими и криминалом.
     - Видимо, и за границей бюрократы достали?
     - Судите сами: в общей сложности из девяти с половиной лет путешествия более половины времени ушло на получение виз – их набралось около ста. Периодически чиновник в каком-то консульстве заявлял об отказе в выдаче визы. Хотя практически все государства за редким исключением подписали Всемирную декларацию прав человека, статья 13 которой гласит: каждый человек имеет право на свободу передвижения как в своей стране, так и в любой другой. Разъяснял чиновникам, что их действия неправомерны. Но на это уходило много времени. Самые большие «отсидки» в ожидании визы были в Польше – 3,5 месяца, в Париже – 4,5 месяца, в Риме – полтора месяца: не удавалось выехать в Грецию и в воюющую Югославию. Потом в Рабате потерял 4,5 месяца.
     Из-за денег задерживался всего два раза: в Кейптауне и в Сан-Франциско. Финансовый вопрос решал попутно: зарабатывал основной профессией – рисовал портреты.
     - С криминалом приходилось сталкиваться?
     - Нечасто, но приходилось. Но что с меня взять? Да к тому же я и не отдам: со мной и на мне – минимум необходимого.
     Пару раз пытались побить, но не получилось. Помню, в Кабинде – кусочке Анголы, отделенном от основной территории Заиром, столкнулся с тамошним фронтом освобождения. Когда накануне в Конго ночевал у одного кабиндца, работавшего там на лесоразработках, он дал совет: поезжай в уик-энд. Война войной, но у местных жителей есть передышка для решения бытовых вопросов, поездки на базар – негласная договоренность о перемирии на выходные. В субботу въехал на эту неспокойную территорию и к исходу воскресенья добрался до Кабинды. Правда, меня раз восемь останавливали люди с «калашниковыми» и спрашивали документы. Я им спокойно показывал сохранившийся еще советский паспорт. Они с умным видом его рассматривали, ничего не понимали, но отдавали и отпускали.
     Однажды в южной Анголе какие-то личности выгнали меня из палатки (уже собирался спать), повели в деревню в полицейский участок. Где-то по дороге на берегу потеряли паспорт. Узнав об этом, высказал уже в деревне все, что думаю, офицеру. В таких ситуациях главное – вести себя естественно и искренне: не юлить, не обманывать, держаться уверенно. Чувство собственного достоинства невольно передается. Прониклись: утром всю деревню отправили на берег паспорт сердитого россиянина искать. Нашли.
     - Ну а дикие звери? Сразу на память приходят африканские джунгли, полные опасностей…
     - Что касается зверей, то этой проблемы вообще нет – она преувеличивается журналистами. Все живые существа, за исключением летающих кровососущих, стараются держаться от человека подальше – страшнее человека зверя нет. Самому нужно не валять дурака: не лезть в чужую нору, не дергать спящего льва за хвост… Вы попросту никого не увидите – еще до вашего появления все разбегутся, разлетятся, распрыгаются и т. д. Разве что другой человек вам «удружит» и ранит зверя – тут можно попасться под «горячую» лапу. Но это, к счастью, редкость.
     - Наверное, лишний вопрос, но все же задам: удалось ли сделать в пути какие-то открытия? Пусть только для себя?
     - Открыл для себя и многих других людей чилийский остров с русским именем Наварино. Кстати, его жители не знали о русском происхождении названия, я их даже просветил и о Наваринском бое 1770 года, и о Наваринском сражении 1827-го. До меня там не было путешественников – все они завершали свой маршрут на Огненной Земле. Хотя остров Наварино находится южнее. Просто аргентинцы убедили весь мир, что якобы самый южный город на Земле – это аргентинский город Ушуайя на оконечности Огненной Земли. Западные люди это приняли на веру и традиционно начинали маршрут в Ушуайе (либо там его заканчивали, если двигались с севера). Там даже специальный обелиск стоит.
     Но я-то русский человек: что другие пишут, это, конечно, интересно, но я сначала беру карту и смотрю. Вижу: южнее Огненной Земли есть остров с русским названием, но не аргентинский, а чилийский. Там город Пуэрто-Уильямс, есть 80 километров дороги по северному берегу. Поэтому в то время как все на Ушуайю переправлялись, я – на Наварино, проезжаю эти 80 километров, знакомлюсь с Пуэрто-Уильямсом и только потом выхожу на проторенный маршрут от Ушуайи наверх вдоль материка.
     - Коротко о планах: может, после такого «марафона» в дорогу уже не тянет?
     - Еще как тянет! Ведь проект пока до конца не реализован: чтобы замкнуть маршрут, нужно осилить береговую линию Северного Ледовитого океана от последней стоянки в Канаде до Мурманска. Из-за сложности «Арктического кольца» - около 30 тысяч километров — тут без поддержки уже не обойтись.
     - Неужто нет людей, которые бы выделили не столь уж большие средства?
     - Честно говоря, сделав в 2000 году то, что никто в мире еще не делал, надеялся, что уж теперь-то я в России найду поддержку. Сам был и остаюсь патриотом, в пути российский флаг у меня на велосипеде развевался всегда. Увы! Хотя для людей, понимающих в бизнесе, выгода очевидна. Львиная доля проекта реализована, осталось подключиться на последнем этапе и вместе со мной войти в историю, сделав себе превосходную рекламу.
     На Западе мне не нужно было что-либо объяснять: я просто показывал схему, и собеседники моментально понимали уникальность идеи, был полный восторг и крики «Супер!», «Фантастика!». Приведу лишь один показательный пример. В Париже мне потребовалось заменить колесо и я зашел в магазин, где работали не французы, а американцы. Они, быстро уяснив смысл путешествия, со свойственным прагматизмом все просчитали – такой случай упускать нельзя: быстро созвали прессу, провели кино- и фотосъемки. Вместо ремонта просто подарили новехонький велосипед за тысячу долларов, хороший, но спортивного типа – у американцев с их хорошими дорогами иное представление об экспедициях. Поэтому поблагодарил их и попросил разрешения немного переделать велосипед. Когда американцы уяснили суть переделки, они еще больше меня зауважали и за два дня бесплатно его переделали. Правда, долго удивлялись, почему государство не оказывает поддержку такому удивительному путешественнику – у них куда менее масштабные и более затратные проекты подхватываются на «ура».
     Словом, не оставляю надежды отправиться в путь. Возможно, мы еще поговорим с вами об «Арктическом кольце».
     - Ловлю на слове и успехов вам!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex