на главную страницу

6 Сентября 2006 года

Армия и общество

Среда

У природы счет особый

Евгений Устинов, «Красная звезда».



     У нарушителей природоохранного законодательства нынче под ногами «горит» не только земля. Так, на Каспийской флотилии выговоры по экологической линии с уменьшением жалованья за последнее время получили командиры уже четырех кораблей. Легко отделались. Потому как за смыв нефтепродуктов в Волгу можно понести куда более суровое наказание. Вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Впрочем, сами флотильские экологи, вскрывшие нелицеприятные факты и инициировавшие разбирательство, считают подобные строгие меры хотя и вынужденной, но все же необходимой ответной реакцией на потребительское отношение к природе, к сожалению, все еще порой бытующее в среде военных моряков.
     - Волго-Ахтубинская пойма, дельта Волги, Каспийское море - все это уникальный ландшафтный ансамбль, населенный разнообразными, подчас реликтовыми представителями флоры и фауны, нарушение хрупкого равновесия между которыми чревато непредсказуемыми последствиями. Прежде всего для самих людей, - рассказывает заместитель руководителя регионального управления Ростехнадзора Герман Михайлов. - С оглядкой на природу вынуждены работать все хозяйствующие субъекты Астраханской области, а в мирное время - и военные моряки.
     Да уж, ратный труд специфичен. Герман Михайлович Михайлов сегодня не любит вспоминать, сколько хлопот поначалу доставляла передислоцированная из Баку в Астрахань флотилия. Конструктивно морского исполнения (в том числе старые с изношенным оборудованием) корабли и суда явились сущим наказанием для тонкоорганизованных гидробионтов водных угодий. К тому же выяснилось, что в условиях режимности частей, отсутствия у них банковских счетов определить характер и масштабы загрязнения, равно как установить и привлечь к ответственности виновных в том должностных лиц, весьма проблематично. Бороться бы гражданским специалистам с ветряными мельницами и дальше, не появись у каспийцев собственная экологическая служба.
     Свое боевое крещение, если так можно сказать, возглавляемая капитаном 2 ранга Виталием Яныкиным служба получила летом 2002 года, в период крупномасштабных маневров на Каспии. По счастью, первый блин комом не вышел, и сообразно рекомендациям военных экологов тот же десант был высажен в стороне от облюбованных тюленями и диковинными птицами островов. Затем опыт по минимизации последствий применения войск и сил послужил основой для назначения новых, конечно же, вне пределов Астраханского биосферного заповедника, районов боевой подготовки. Актуален он и теперь, когда на флотилии проводится экологическая паспортизация всего движимого и недвижимого имущества.
     - Цель акции состоит в разработке нормативов допустимого воздействия военных объектов, всей инфраструктуры Каспийской флотилии на окружающую среду, - поясняет Виталий Валентинович Яныкин. - Независимые эксперты уже оформили заключение на двенадцать городков и в последующие три года намерены пронормировать столько же.
     При этом главную ценность представляет сводка загрязнений, возникающих всякий раз при эксплуатации техники, зданий и сооружений, с прилагаемым к ней перечнем возможных инженерно-технических решений. Скажем, на чадящие трубы котельных предложат установить фильтры-уловители. А еще для устранения избыточных выбросов в атмосферу сажи и копоти порекомендуют замену старого технологического оборудования или перевод топочного питания с мазута на газ.
     По мнению Германа Михайлова, такое стремление заблаговременно учитывать и по возможности купировать неблагоприятные факторы и явления свидетельствует о приоритете цивилизованных, принятых во всем мире правил и норм обеспечения экологической безопасности войск. Сообразно экологическому мониторингу объектов жизнеобеспечения безусловным и обязательным учетом экологических рисков в перспективе станет сопровождаться всякий морской поход. А поскольку за штурвалами кораблей, приборами управления оружием и техническими средствами стоят люди, то и деятельность флотильских экологов прежде всего должна быть направлена на расширение кругозора специальных знаний, повышение нравственного и культурного уровня личного состава.
     - Спешу разочаровать тех своих коллег, кто полагает, что добиться абсолютной экологической грамотности военнослужащих можно лишь в приказном порядке. На это, увы, могут уйти годы кропотливого труда и серьезные материальные вливания, - заключил главный эколог Каспийской флотилии.
     Судите сами. Увидевшего свет общим тиражом 9.000 экземпляров пособия «Экологическая подготовка» едва хватило руководителям групп профессионально-должностной подготовки, в то время как его под рукой неплохо бы иметь каждому матросу и старшине.
     Наряду с учебниками, хорошими и разными, большое влияние на формирование позитивного отношения к природе у моряков-каспийцев, кроме того, способно оказать широкое использование природоохранных средств. Например, боновых заграждений. Установленные в местах базирования кораблей, боновые ловушки не только способствовали бы локализации и ликвидации последствий аварийных разливов собственных нефтепродуктов, но и препятствовали бы проникновению загрязнений извне.
     И все-таки, согласитесь, ничто не способно так влиять на экологическое воспитание военнослужащих, как боевая техника. МАК «Астрахань», испытания которого сейчас заканчиваются на Балтике, стал первым в серии кораблей, разработанных и построенных с учетом жестких экологических требований Каспийского региона. Его комплексы современного высокоточного оружия, а главным образом, малошумные, экономичные, использующие высококачественное топливо и ГСМ машины и механизмы восприняты специалистами-экологами чуть ли не подарком судьбы. В последующих за «Астраханью» проектах исключающий даже малейшие выбросы в окружающую среду нулевой или замкнутый цикл работы технических средств и вовсе станет определяющим.
     Представляете, идет по морю корабль, а за ним ни дымка, ни нефтяных пятен, ни мусора. Необычно и... непривычно. Пока непривычно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex