на главную страницу

6 Сентября 2006 года

Без камуфляжа

Среда

Беря в пример Мэри Поппинс

Валерия МОРОЗОВА.



     Щекастая, поразительно красивая деваха с перекинутой через плечо косой летала на качелях, олицетворяя собой тип кустодиевской женщины… Такой предстала перед зрителями Наталья Андрейченко в фильме Андрея Кончаловского «Сибириада» почти тридцать лет назад. И с тех пор она у всех на устах. Кто-то осуждал Наталью, кто-то ей завидовал, кто-то искренне радовался ее успехам. Но каким бы ни было отношение, талант Андрейченко, ее роли в кино никого не оставляли равнодушными.
     В пятилетнем возрасте Наташа, которая родилась 3 мая 1956 года в Москве, впервые увидела балет «Спящая красавица» и была совершенно очарована. Дома она пыталась протанцевать все партии и с тех пор воображала себя балериной. В восьмилетнем возрасте она уже организовала постановку балета у себя в школе, став режиссером и балетмейстером, а с третьего класса начала учиться еще и в музыкальной школе по классу аккордеона. Еще одним увлечением в те годы у Наташи было плавание. Однако становиться профессиональной спортсменкой она не собиралась, опасаясь, что ее фигура потеряет изящество. А в старших классах она настолько серьезно увлекалась литературой, что собиралась поступать на филологический факультет МГУ.
     Однако первое увлечение одержало победу: Наташа все же решила стать актрисой. После неудачи в Училище имени Щепкина она поступила во ВГИК, где училась в мастерской Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Уже на втором курсе сыграла в своем первом фильме «От зари до зари». А к моменту получения диплома на ее счету было пять ролей. Известность же в стране Андрейченко приобрела после роли Насти Соломиной в «Сибириаде».
     Эту роль Наталья считает одной из лучших в своей творческой биографии. Фильм получил Специальный приз жюри на фестивале в Каннах, но режиссер не вернулся из Франции на родину, поэтому в советском прокате лента продержалась всего три недели. После съемок в «Сибириаде» Наталью включили в состав советской делегации для поездки за границу, что было тогда равносильно награде.
     В течение последующих пяти лет Андрейченко активно снималась в среднестатистических советских фильмах: «Уходя – уходи», «Коней на переправе не меняют», «Инспектор Лосев». Но даже в небольших ролях сказывался талант актрисы. Каждая из ее героинь жила на экране своей особенной жизнью. Режиссеры ценили в ней то, что называется «чувством кино»: способность ощущать необходимый для камеры уровень выражения чувств, «киногеничность».
     А вскоре Андрейченко предстала перед зрителями лощеной субтильной европейской леди, сыграв главную роль в фильме Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания!». Современная сказка о доброй волшебнице - воспитательнице Мэри Поппинс была снята в лучших традициях мюзикла, а актриса дала парадоксальную и спорную трактовку классического литературного персонажа. Однако именно это и положило начало широкой известности Андрейченко. Причем не только в стране, но и за ее пределами.
     Роль Любы Антиповой в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» остается вершиной актерской карьеры Андрейченко. Она блестяще сыграла женщину, которая прошла через ужасы войны, одиночество и добилась нормальной жизни и простого человеческого счастья. Актрисе удалось воплотить и определенный социальный тип, отыгранный ею в мелодраматической линии фильма, и передать судьбу поколения, подняв личную драму до уровня серьезного исторического обобщения. Успех заключался в ее необычном таланте, в котором сочетались подлинный драматизм и игровое начало. Андрейченко играла ярко, напористо. И не случайно в течение трех лет она была признана лучшей актрисой года.
     1984 год внес серьезные коррективы в судьбу актрисы. В Москву приехал знаменитый режиссер Максимилиан Шелл для съемок фильма о Петре Великом. Наталья Андрейченко в это время пробовалась на главную роль в фильме «Зимняя вишня», но ей предпочли Елену Сафонову. А пробы у Шелла на роль Евдокии Лопухиной прошли удачно. И не только они: у Андрейченко и Шелла появились взаимные чувства, которые крепли с каждым днем. История их любви трогательна и романтична. Он на салфетках писал признания в любви, а ее вызывали на Лубянку и требовали расстаться с иностранцем. Но пришла перестройка, Андрейченко развелась с Максимом Дунаевским и вышла замуж за Шелла.
     Последняя хорошо известная российскому зрителю роль Натальи перед отъездом в США - Катерина Измайлова в фильме Романа Балаяна «Леди Макбет Мценского уезда», где ее партнером был бородатый красавец Александр Абдулов. Особый колорит этой роли, построенной на кровавой любовной интриге, придает то обстоятельство, что снималась Андрейченко, уже будучи беременной от Максимилиана.
     С Шеллом Наталья прожила почти 16 лет, первые пять из которых провела в Москве, потом в Америке. Поселившись с семьей в США, Андрейченко занималась изучением языка, вокалом, хореографией, посещала актерскую школу в Голливуде, постигая азы американского актерского мастерства. Однако даже поддержка мужа не принесла желанных результатов. Роль княжны Марии Низамовой в сериале «Доктор Куин - женщина-врач» - вряд ли достойное применение сил для актрисы, которая имела возможность работать с лучшими отечественными режиссерами. Потом были съемки в нескольких голливудских фильмах: «Ночная стража», в картине Шелла «Свечи в темноте», а также в «Маленькой Одессе», получившей «Серебряного льва» на фестивале в Венеции.
     Так и не став ведущей актрисой в США, Андрейченко вернулась в Россию. Брак Натальи с Шеллом не был безоблачным. После отъезда жены в Россию Максимилиан не настаивал на совместной жизни, и супруги стали жить порознь. Пресса тут же объявила, что супруги намереваются расторгнуть брак. Однако, когда несколько лет назад у Шелла случился приступ панкреатита и он почти месяц пробыл в больнице, Наталья все время неотрывно находилась вместе с ним. И лишь когда опасность миновала, вновь вернулась в Россию.
     В 2000 году актриса снялась в двух картинах российских режиссеров – «Формула счастья» и «Подари мне лунный свет». В последней она сыграла вместе с Николаем Еременко. Историю о том, как супруги пытаются выяснить свои взаимоотношения, узнав про измену, критики встретили довольно прохладно, чего не скажешь о зрителях. Мужчины буквально заваливали Андрейченко просьбами помирить их с женами.
     Другая картина – «Формула счастья» - абсолютно современная история, которая происходит в сегодняшней России с ее оптовыми рынками, казино, конкурсами красоты, «новыми русскими» и бомжами. Андрейченко сыграла роль женщины по имени Ника, которая постоянно находит что-то хорошее в жизни и радуется, несмотря на трудности и невзгоды. Именно такой подход авторы фильма и назвали «формулой счастья».
     Что касается детей Натальи, то они обладают явными артистическими способностями. Старший сын Митя от первого брака с Дунаевским получил известность еще в своей школе как замечательный гитарист и художественный руководитель школьного оркестра. В настоящее время он живет с матерью в Москве. Младшая дочь Настя, чьим отцом является Максимилиан, проявляет способности к балету. Она живет с отцом в Лос-Анджелесе.
     Пару лет назад актриса окунулась в политику. Она выступила в новом амплуа - вице-президента Народно-республиканской партии России. «Моя задача, - считает актриса, - как общественного деятеля и как матери, чтобы добрые идеи дошли до понимающих людей». Что ж, добрая Мэри Поппинс умела увлечь своими идеями окружающих ее людей. Может быть, следуя примеру своей героини, и Наталья Андрейченко добьется успеха на новом для нее поприще.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex