на главную страницу

7 Сентября 2006 года

Геополитика

Четверг

Афинское ускорение

Игорь НОВИКОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Проект строительства нефтепровода Бургас – Александруполис сдвинулся, кажется, с мертвой точки. Этому помог рабочий визит президента РФ Владимира Путина в Грецию. В Афинах глава российского государства провел переговоры с греческим премьер-министром Константиносом Караманлисом и болгарским президентом Георгием Пырвановым. В ходе трехсторонней встречи были обсуждены вопросы сотрудничества в области энергетики. Итогом стала договоренность о подписании до конца 2006 года межправительственного соглашения о строительстве трансбалканского нефтепровода. Такой срок зафиксирован в принятой декларации о сотрудничестве в области энергетики.

     ПРЕЗИДЕНТ РФ, выступая в Афинах на совместной пресс-конференции, указал на необходимость, «несмотря на все сложности конкурентной борьбы, научиться осознавать свои национальные интересы и последовательно добиваться их реализации». По его убеждению, постройка трансбалканского нефтепровода находится в национальных интересах всех трех стран – России, Болгарии и Греции. «Одно дело обсуждать проблемы энергетической безопасности, – подчеркнул он, – а другое дело – иметь на своей территории объекты энергетической инфраструктуры, хранилища нефти и газа, терминалы, трубопроводные системы, получать от этого налоги, реально влиять на европейскую энергетическую политику».
     Интерес России к новым маршрутам экспорта нефти, как считают многие аналитики, продиктован как экономическими, так и геостратегическими соображениями. «Красная звезда» не раз писала на эту тему. Во-первых, РФ, идя навстречу пожеланиям своих западных партнеров и в интересах поддержания международной стабильности, продолжает увеличивать поставки нефти на мировой рынок. Так, в январе-августе этого года в России было добыто 318 млн. тонн нефти, из них на экспорт в страны дальнего зарубежья (т.е. без учета стран СНГ) ушли 140 млн. тонн, что на 4,8% больше аналогичного периода прошлого года, хотя с точки зрения наполнения своего государственного бюджета наше государство в общем-то уже и не нуждается в дальнейшем увеличении экспорта ни нефти, ни природного газа.
     Во-вторых, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы – на пределе своей пропускной способности, и требуются новые альтернативные пути экспорта российской нефти в Южную Европу. Сейчас танкерами через Черное море вывозится на мировой рынок более 70 млн. тонн нефти и нефтепродуктов из России, а также значительные объемы казахстанского «черного золота». Турецкие власти ввели в последнее время немало ограничений для движения танкеров через проливы (запрет на плавание в ночное время, строгие ограничения на водоизмещение судов, на период плохой погоды и т.п.). Официальная мотивировка – беспокойство за состояние природной среды и стремление избежать столкновений танкеров, что чревато экологической катастрофой.
     В-третьих, поведение Киева, который в начале этого года фактически препятствовал выполнению Россией своих экспортных обязательств по поставкам в Европу природного газа, наглядно показало Москве, что нам целесообразно иметь сразу несколько маршрутов поставок углеводородного сырья в Европу, чтобы не попасть в положение шантажируемой страны.
     Сама идея постройки балканского нефтепровода возникла еще в начале 90-х годов. Она была выдвинута российскими и греческими компаниями. Но поначалу проект столкнулся с немалыми трудностями, в том числе из-за настороженного отношения к нему со стороны Вашингтона, лоббировавшего маршруты транспортировки нефти с постсоветского пространства через территорию Турции. Американцы изучали также возможность постройки трубопровода, минуя Грецию: из болгарского Бургаса на побережье Адриатики через Македонию и Албанию.
     Но воспрепятствовать проекту Бургас – Александруполис конкурентам России все же не удалось. В апреле прошлого года представители РФ, Болгарии и Греции подписали трехсторонний межправительственный меморандум о сотрудничестве при реализации нефтепроводного проекта. Предполагалось, что 51 процент акций проекта получит РФ, остальные поделят между собой поровну наши партнеры.
     Возможно, продвижению идеи строительства трансбалканского нефтепровода поспособствовала благожелательная позиция, занятая Евросоюзом, который стремится обрести новые источники стабильных поставок нефти, в том числе из каспийского региона. Летом этого года состоялся саммит ЕС в Люксембурге, на котором комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс заявил о его заинтересованности в финансировании нефтепровода Бургас – Александруполис. Это, видимо, убедило Софию, учитывающую мнение «старших» европейских партнеров, в необходимости поддержать инициативу Афин и Москвы, несмотря на позицию США.
     Ожидается, что пропускная способность трубопровода составит на первом этапе 35 млн. тонн в год. Для его постройки потребуется затратить до 1 млрд. долларов. Российское Минпромэнерго считает, что на сегодняшний день (в отличие от 90-х годов) нет оснований сомневаться в его финансировании и наполняемостью нефтью. Ожидается, что ряд ведущих российских компаний, прежде всего с государственным участием, откажутся от транспортировки своей нефти через узкий Босфор и перенацелят ее на болгарский Бургас, тем более что короткий трубопроводный маршрут позволит уменьшить транспортные издержки на 8 долларов на один баррель.
     НОВОМУ трубопроводу придется, возможно, выдержать конкуренцию с турецким проектом строительства нефтепровода из черноморского Самсуна до черноморского Джейхана. Его строительство планируется начать весной будущего года и завершить в 2009 году. Ужесточение турецкой позиции в отношении порядка прохода танкеров через проливы подспудно продиктовано, скорее всего, не экологическими соображениями, а именно стремлением заставить Россию и Казахстан транспортировать свою нефть через турецкую территорию.
     Эксперты, однако, сомневаются, что Анкаре удастся переиграть Москву, ибо в руках последней находится сильный козырь – Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Без согласия России невозможно расширение его пропускной способности с нынешних 32 млн. тонн (в год) до 67 млн. к концу 2010 года. Напомним, что нефтепровод КТК Тенгиз – Новороссийск общей протяженностью 1.580 км соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Доля России в КТК составляет 24%, Казахстана – 19%, Султаната Оман – 7% (остальные 50% принадлежат российским и иностранным нефтяным компаниям).
     Поэтому именно Россия регулирует в известной степени объемы поступления нефти из Казахстана на мировой рынок. Разумеется, введенный в строй нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) создал альтернативу КТК. Но доступ казахстанской нефти в БТД сегодня пока весьма ограничен из-за трудностей с доставкой нефти через Каспий. Западные компании, добывающие нефть в Казахстане, заинтересованы в скорейшей прокладке трубопровода по дну Каспийского моря, но этому противится Иран, высказывающий опасения по поводу возможной угрозы экологии каспийского бассейна.
     Безусловно, у Тегерана есть правовые основания требовать от соседей их согласия на новый трубопроводный проект – ведь все пять стран Каспия подписали конвенцию по защите экологии в этом регионе, и согласно ей проект может быть реализован только при единодушии всех стран. Каспийский регион действительно сейсмически активен, а в той части моря, где должен пройти трубопровод, зафиксированы сильные течения. Поэтому гипотетическая подводная авария будет крайне опасна для всего Каспийского моря.
     НА РАСШИРЕНИИ транзитной мощности КТК особенно настаивает сегодня американская компания «Шеврон». На прошлой неделе глава ее российского представительства заявил, что для «Шеврона» нет смысла участвовать в проекте строительства нефтепровода Бургас – Александруполис, если КТК продолжит работать с нынешней пропускной способностью. «Если КТК будет расширен, мы поддержим проект», – отметил он. Если же этого не произойдет, то казахстанская нефть пойдет по южному маршруту (Баку – Джейхан) и у «Шеврона» не будет потребности в нефтепроводе Бургас – Александруполис.
     Так что пока не совсем ясно, готовы ли американцы на определенных условиях использовать новый трансбалканский нефтепровод наряду с российскими компаниями. С точки зрения долгосрочных геополитических прогнозов «Шеврону» стоило бы диверсифицировать маршруты вывоза каспийской нефти. Некоторые эксперты отмечают, что турецкая внутриполитическая жизнь полна неоднозначных тенденций, в недрах общества идет скрытая борьба между линией на сохранение светского характера государства, на страже которого находится армия, и линией на исламизацию страны…
     Стоит отметить, что было бы также упрощением усматривать в позиции Турции в отношении России исключительно геостратегические умыслы. Речь идет, думается, прежде всего о естественной в рыночных условиях экономической конкуренции. Анкара пытается воспользоваться своим выгодным географическим положением на евразийском континенте для извлечения максимальных финансовых дивидендов. Турки, имеющие успешный опыт сотрудничества с «Газпромом», готовы найти область общих интересов и с российскими нефтяными компаниями. Они, в частности, благожелательно относятся к постройке у себя Россией крупного нефтеперерабатывающего завода, рассчитанного на переработку 8-10 млн. тонн нефти в год. В августе этого года премьер-министр Турции Тайип Эрдоган предложил компании «ЛУКОЙЛ» построить НПЗ в черноморской провинции Самсун. В свою очередь губернатор провинции Зонгулдак заявил о договоренности, согласно которой инвестиции российских нефтяников (около 3 млрд. долларов) могут быть вложены в его провинции.
     ПЕРСПЕКТИВЫ трансбалканского нефтепровода связаны в какой-то мере с судьбой украинского трубопровода Одесса – Броды с пропускной способностью до 14,5 млн. тонн в год. Он был необдуманно построен в 2001 году исключительно на украинские средства (около полумиллиарда долларов) и без достижения договоренностей с нефтедобывающими компаниями о гарантиях транспортировки каспийского «черного золота».
     По замыслу Киева он предназначался прежде всего для экспорта в Европу казахстанской нефти, которая должна была доставляться в Одессу танкерами из Новороссийска. Но трубу ввели в строй раньше, чем добыча нефти в Казахстане вышла на ожидаемый Киевом уровень. К тому же казахстанская нефть потребовалась для заполнения БТД, да и с расширением КТК далеко не все оказалось так просто.
     Поэтому по инициативе англо-российской компании ТНК-ВР простаивающий нефтепровод стали использовать в реверсном режиме – поступающую в систему российскую нефть направили из Брод в Одессу (в этом году – 6 млн. тонн), откуда она танкерами через турецкие проливы идет на мировой рынок.
     Киев, правда, не оставляет надежд реализовать свой замысел. Украинские представители уже не первый год ведут переговоры с поляками о продлении нефтепровода до польского города Плоцка, который уже связан трубой с Гданьском – портом на Балтике, и увеличении пропускной способности трубопроводной системы до 40 – 45 млн. т.
     Однако английская компания «Бритиш петролеум», оператор проекта БТД, не заинтересована по понятным причинам в отказе Киева от реверсной прокачки нефти. Тем более не в ее интересах перенацеливать каспийскую нефть на украинский нефтепровод. Англичане до конца не уверены в возможности полностью заполнить джейханский трубопровод, используя только добытую в Азербайджане нефть. Поэтому для вывода экспортной трубы на полную проектную мощность намечено привлечь до 10 млн. тонн нефти из Казахстана.
     Острая ситуация с выбором новых маршрутов транспортировки нефти России и других постсоветских государств на мировой рынок отражает напряженную борьбу, которая развернулась между геополитическими центрами силы за контроль за источниками энергоресурсов на планете. Эпицентр соперничества – в «треугольнике» США – Евросоюз – Китай, которые являются основными потребителями углеводородного сырья. И эта борьба, видимо, будет в ближайшие годы все более жесткой.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex