Самая мужская профессия – Родину защищать, а самая мужественная песня – солдатская. Испокон веков стоят плечом к плечу на российской земле, охраняя и сберегая ее, воин и его песня. В минуты отдыха - лирическая, в бою - героическая, в походах - маршевая, при прощании с павшими – суровая, при встрече с близкими – сердечная, при расставании – печальная...
Нет в нашей истории времени, которое не рождало бы военной песни, но есть периоды, когда такая песня становилась главной, объединяющей силой, национальным мотивом. Выходя за пределы своего времени, песня превращалась в часть народного сознания. Так, песни Великой Отечественной войны и сегодня трогают сердца, рождают в них надежду и веру, объединяют нацию.
НО НАСТОЯЩИМИ песнями становятся лишь те стихи, которые написаны поэтом, чьи жизнь и судьба сливаются с жизнью и судьбой народа, пролегающими шрамами на его, поэта, сердце.
Один из таких поэтов – Владимир Силкин. Полковник запаса, не раз бывавший в «горячих точках», он, продолжая в поэтической своей биографии традиции Твардовского, Фатьянова, Суркова, смог не только отразить тревоги и напряжение армейской жизни, но и выразить ее дух, что, естественно, вывело его стихи на новый уровень восприятия – сделало песнями. Хотя назвать Владимира поэтом-песенником в формальном смысле этого слова нельзя: он, за очень редким исключением, не пишет стихи специально для песен. Зато тематика и мелодика его творчества становятся тем естественным источником, из которого самые разные композиторы черпают поэтическую основу своих произведений.
Удивительна география песен, создаваемых на стихи Силкина: это и Москва, где сегодня живет и работает писатель, и его малая родина – город Ряжск на Рязанщине; это и Вязники Владимирской области, взрастившие Алексея Фатьянова; это Рыбинск, Хабаровск, Одесса, Орел, Белгород… Звучат сегодня по всей России и за ее пределами ни много ни мало – около 200 песен на стихи Владимира Силкина. Поют их как известные артисты России, так и начинающие исполнители, музыку на его стихи сочиняют Юрий Бирюков, Александр Маршал, Леонид Шумский, Юрий Зацарный, Виктор Барков и многие другие авторы… Кстати, так обычно и созидается народная песня, востребованная в столицах и в глубинке, на эстраде и в дружеском кругу, исполняемая хором и соло... Потому что песни эти о самом наболевшем, о том, без чего человек не человек, и жизнь не жизнь, и судьба не судьба – о Родине, о ее людях, об их тернистых, но светлых жизненных путях, о красивых, ярких характерах.
Основной тон песен Владимира Силкина традиционно для русской песни печален. Но нет в них заунывности, они берут за сердце не тоской, но высоким трагическим тоном. Большинство из них - о той боли, которая никого не обходит стороной, о трагедиях нашего народа: о Великой Отечественной и афганской войнах, о Чернобыле, Чечне, «Курске». Эти песни составляют основу сборника «Блокпост» и музыкального диска с таким же названием.
«
Не возьмет меня снаряд,
Снайпер не дотянется.
С битым сотню раз подряд
Ничего не станется».
Этот припев одноименной песни, вслед за названием вынесенный в заголовок сборника, мог бы стать эпиграфом не только книги, но самой судьбы русского солдата, офицера-воина. Эти слова, звучащие из уст бойцов «горячих точек», поневоле вызывают в памяти всенародно любимый образ Василия Теркина, сумевшего пройти через все испытания Великой Отечественной. В стихах Силкина как бы создается образ Теркина сегодняшнего – такого же неунывающего, мужественно сносящего все испытания, слушающего мертвую тишину вместе с погибающими моряками «Курска» («Тишина в отсеках»), узнающего цену смерти друга («Облака», «В последний раз»), считающего невосполнимые потери («Возвращение»), молящегося за живых («Молитва»), долгие годы возвращающегося с кавказской войны («Над Моздоком недоброе небо», она же – «Минутка», «Ночные птицы», «Снайпер», «Кавказский крест», «Я еще не вернулся с войны»).
«
Я, как предок мой, в броне
Разъезжаю по войне
В камуфляже, в каске,
Только в страшной сказке,
Где от пуль спасенья нет,
Где в цене бронежилет –
Современная кольчуга,
Да спина, да стойкость друга…
Проживу в бронежилете
Я сто лет на белом свете».
СРЕДИ ГЕРОЕВ Владимира Силкина много таких, чьи судьбы исковеркала, изломала война, - и они словно бы никак не могут вернуться из тех проклятых военных лет к людям, потому что встречает их равнодушие пославшего их на войну, а затем бросившего на произвол судьбы государства и пустые взгляды замкнувшихся в «раковинах вещей» и забот людей.
«
Без крыши, семьи
и приветного взгляда,
Без благ, что когда-то
сулила страна.
- Успехи в морпехе?
А может, не надо!
Какие успехи приносит война?
Я мрачно молчал и, его понимая,
К вагону шагнул,
ничего не сказав.
И он заспешил,
чуть заметно хромая,
Защитник сильнейшей
из бывших держав».
Потому и востребованы песни на стихи Владимира Силкина, что они эту боль делают всеобщей, заставляя очнуться от бессердечия и пошлости жизненного принципа «моя хата с краю». (Кстати, следующий музыкальный альбом, в который входят 13 его песен, подготовленный композитором Ольгой Игнатовой, так и называется – «Хата не с краю».)
С трепетом слушают и поют песни о мужественных парнях, держащих оборону на переднем крае России, мальчишки, которые вырастают на этих песнях патриотов, чьи души не поддаются тлетворному влиянию нашего совсем не простого времени.
«
Молятся сержант
и подполковник,
Льются слезы с догоревших
свеч.
Может ведь случиться
и такое –
Им в бою придется завтра лечь.
Белый голубь на оконной раме
Внемлет им, стоящим
в тишине,
И в Моздокском православном
храме
Осеняет павших на войне».
Патриотическое звучание песен Владимира – не дань моде или времени, но естественная, генетическая основа мироощущения русского поэта, отражающаяся в отечественной поэзии со времен «Слова о полку Игореве». Поэта на его творческую и гражданскую зрелость в первую очередь поверяла «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», делая его поэзию востребованной, обретающей свое место в народной судьбе.
Его теплые, добрые строки, обращенные к родному краю, родному дому, к близким людям, детским воспоминаниям, святым православным храмам, к узнаваемому, прошедшему через сердца миллионов неброскому пейзажу, к унылым, но любимым осенним и зимним картинам, трогают своей близостью, откровенной сердечной беззащитностью. Мелодия складывается как бы сама собой: то грустная, то торжественная, то задушевная, то веселая, то задумчивая, то бодрая, то неторопливая, то взволнованная – вся гамма чувств представлена в песнях поэта. В них прежде всего раскрывается его душа, проявляются жизненный опыт, его утраты и обретения, печали и радости, сомнения и надежды:
«
Печаль меня опять
не покидает,
Когда под утро
в сумрачной дали
Душа моя осенняя страдает
О том, как горько плачут
журавли».
Но это страдание, эта печаль вместе с журавлиной стаей, вместе с проникновенной мелодией разносятся по земле, и чувства поэта, растворяясь в песне, переживаются, проживаются как свои, личные, неповторимые... Кто из нас хотя бы раз не замирал с щемящим, необъяснимым чувством в груди при виде косяка журавлей - этих удивительных, изящных, трогательных и сильных птиц, олицетворяющих собой для большинства благородство, верность и совершенство русской природы и русской души! Именно это отличительное свойство поэзии Владимира Силкина – выражать чувства и настроения многих – делает его стихи песнями, словно бы естественно рождающимися из сопереживания и сопричастности.
Вот мы вместе с героями «Ступенечек» (на эти стихи созданы две песни – Виктором Барковым и Юрием Бирюковым) прощаемся с беззаботными юношескими годами:
«
О, как летело времечко,
Незримое почти.
Шушукались ступенечки
С шести и до шести.
Ступенечка, ступенечка,
ступенечка,
Не уезжай… не уезжайте,
Женечка!»
А вот переживаем совсем иные, «взрослые» расставания – «Печаль» (муз. Василия Донского), «Сентиментальный вальс» (муз. Александра Ермакова), «Незабудка» (муз. Александра Кукушкина), «Грустит гармонь» (муз. Гельсят Шайдуловой), за которыми и недоразумения, и потери, и несбывшиеся ожидания, и случайные обретения, которые бывали, наверное, в жизни многих:
«
У меня ночевала печаль.
Как давно это таинство было.
Ах, как жаль, дорогая,
как жаль,
Что меня никогда не любила».
МНОГИЕ ПЕСНИ на стихи Владимира по-настоящему лиричны, трогательны. Несмотря на свойственную поэту сдержанность, в них можно ощутить взволнованность не растратившего себя по мелочам по-юношески горячего сердца, привыкшего откликаться ярким чувством на все происходящие в мире события, на все предлагаемые жизнью испытания, быть на переднем крае потрясений и болей времени и народа. Потому что так уж сложилось, что сердце поэта вбирает в себя судьбы и трагедии прошлого и настоящего, – кому-то ведь надо прокладывать мост к будущему, не созидающемуся без того, что пережито и обретено прадедами, отцами и братьями:
«
И никуда уже не деться,
Не отодвинуть тишину,
И день и ночь грохочет сердце,
Как будто мост через войну».
Эта глубокая поэтическая задушевность и человеческое неравнодушие соединяются у Силкина с кипучей энергией, с поразительно деятельностной жизненной позицией. Он не только автор значительного числа стихотворных сборников, но и составитель литературно-краеведческого журнала «Ряжск», организатор и участник фестивалей песни и поэзии, составитель нескольких сборников стихотворений современных военных поэтов. Его песня «Солдатская прощальная» стала лауреатом Второго фестиваля военно-патриотической песни, поэтическое творчество Владимира отмечено рядом международных и всероссийских литературных премий. Можно добавить, что сборник поэта «Журавинка» на борту орбитального комплекса «Союз ТМА-5» совершил в октябре 2004 года 120 оборотов вокруг Земли, а книга «Три имени» побывала в кругосветном плавании на парусном учебном судне «Надежда». Владимир Александрович возглавляет Военно-художественную студию писателей, популяризируя произведения о современной Российской армии и ее истории, организуя семинары и встречи с начинающими и маститыми писателями, чья судьба и творческий путь неразрывно связаны с профессией «Родину защищать».
«
Долг выполнявшим свято,
Знающим слово «бой»
Русскую честь солдата
Вечно нести с собой.
Есть у вас в жизни право –
Родину не подвести,
Зная, что совесть справа
И слева не обойти».
Сегодня он готовит к изданию еще два музыкальных альбома – «Возвращение» и «Теплые сумерки», книгу песен «Бронежилет». Значит, скоро зазвучат новые песни на стихи Владимира, есть надежда, что и они, как истинные русские песни, будут помогать в минуты скорби и горести, омывать душу чистыми слезами и мудрым участием, одухотворять и сплачивать людей в нашем корыстном, бессердечном, разобщающем мире.