на главную страницу

8 Сентября 2006 года

Планета людей

Пятница

ВОДНЫЕ ВОЙНЫ В АЗИАТСКИХ СТЕПЯХ

Валерий ГУК,«Красная звезда».Таджикистан.



В Астане прошел саммит глав четырех государств Центральной Азии. Один из главных вопросов саммита - проблема распределения водных ресурсов. Россия не участвовала в этом форуме, хотя очевидно, что без помощи северного соседа решение водной проблемы может пойти совсем не по тому руслу...

     Аналитики прогнозируют тенденцию к еще большему возрастанию роли водного фактора в политике стран Центральной Азии. По оценке специалистов, в ближайшие 10—20 лет демографический взрыв в Центральной Азии неизбежно увеличит потребность в воде почти на 40 процентов. Своей доли потребует и промышленность с агросектором. Чтобы не умереть от жажды, Центральной Азии придется максимально экономно распоряжаться своими водными ресурсами. К тому же далеко не все страны этого бассейна имеют такую привилегию.
     В Центральной Азии несколько рек, имеющих важное межгосударственное значение: Амударья, Сырдарья и Зеравшан. Таджикистан и Киргизия могут контролировать режим и поступление воды вниз по течению. В меньшей степени сказанное относится к Афганистану: около 8 процентов (11,6 млрд. кубометров) потока Амударьи идет с его территории, и он имеет право забирать до 9 млрд. кубометров из реки Пяндж в соответствии с соглашением, подписанным с СССР в 1946 году.
     

     По данным экспертов ООН, примерно шестая часть населения Земли сегодня не имеет доступа к чистой питьевой воде, а третья - к воде для бытовых нужд.
     

     Главным держателем «водных акций» является Таджикистан. Республика занимает третье место в мире по количеству водных ресурсов. Здесь сосредоточены колоссальные запасы пресной воды в ледниках (более 60 процентов запасов Центральной Азии), регулирующие водный баланс рек региона. На территории республики формируется 50 процентов стока воды бассейна Аральского моря. Потенциал рек и озер Таджикистана составляет свыше 64 млн. кВт/час. Нурекская ГЭС (мощность 3 млн. кВт/час) регулирует около 40 процентов воды, необходимой Узбекистану и части Туркмении. По завершении строительства Рогунской ГЭС эти цифры составят 100 процентов воды Амударьи. В настоящее время Афганистан использует только около 2 млрд. кубометров воды для ирригационных систем в своей части бассейна Амударьи. В потенциале он может забирать до 10 млрд. кубометров, что будет иметь отрицательные последствия для потребителей амударьинской воды - Туркменистана и Узбекистана.
     По данным экспертов ООН, примерно шестая часть населения Земли сегодня не имеет доступа к чистой питьевой воде, а третья – к воде для бытовых нужд.
     Если более детально проанализировать систему водоснабжения в регионе, то можно определить следующие водные бассейны. Основной водной артерией региона является Сырдарьинский бассейн. В отличие от Таджикистана Киргизия может контролировать режим поступления воды в нем через Токтогульское водохранилище с несколькими ГЭС, расположенными ниже. Бишкек из-за отсутствия соглашения с водопользователями ниже по течению предпочитает эксплуатировать Токтогульское водохранилище в энергетическом режиме. Хотя это доставляет немало проблем соседу: повышенный сброс воды из водохранилищ каскада Нарынских ГЭС создает угрозу экологической катастрофы в Ферганской долине Узбекистана из-за резкого колебания объемов воды от 450 до 700 кубометров в секунду. Это подмывает и разрушает дамбы в Учкурганском, Нарынском и Уйчинском районах Наманганской области Узбекистана. Дальнейший сброс столь высоких объемов воды может привести к разрушению дамб и затоплению прибрежных населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий на территории Узбекистана.
     Между тем ежегодно из государственных бюджетов Таджикистана и Киргизии расходуются миллионы долларов на берегоукрепительные цели и решение других проблем этой отрасли. Расходы несут одни, а плодами пользуются другие. Например, только 5 процентов стока реки Зеравшан использует Таджикистан, а 95 процентов достается Узбекистану. Однако 95 процентов ущерба от нерегулируемого стока воды приходится на Таджикистан. За последние несколько лет ежегодные расходы и ущерб Киргизии на содержание и эксплуатацию межгосударственных водохозяйственных объектов составили около 25 млн. долларов США.
     Спасти ситуацию помогут инвестиции для завершения строительства Рогунской ГЭС. Ввод в полную мощность Рогунского водохранилища даст возможность регулировать сток Амударьи, что позволит ежегодно сохранять водоток реки, как это уже происходит на Нарынском водохранилище для Сырдарьи. Это создаст условия для орошения десятков тысяч новых земель для государств-водопользователей.
     Крупные ученые Академии наук Таджикистана, такие как Давлат Усмон, заявляют, что неразрешенность вопросов использования гидроресурсов в Центральной Азии становится серьезным тормозом на пути урегулирования многочисленных региональных, внутренних и локальных конфликтов, превращается в перманентную болевую точку во взаимоотношениях всех пяти бывших советских среднеазиатских государств.
     Только с принятием так называемого азиатского водного пакта можно будет рассчитывать на реальную региональную интеграцию, на снижение уровня внутригосударственного социального давления и на гарантии национальной безопасности республик Центральной Азии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex