на главную страницу

8 Сентября 2006 года

Культура

Пятница

МИФЫ И РИФЫ ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ

Татьяна МЕЛИКЯН, студентка Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.



Писатель Валентин Саввич Пикуль - фигура неординарная и… неоднозначная. Одни считали его предтечей национального возрождения России, другие - графоманом. В начале 1990-х годов его книги широко издавались и пользовались чрезвычайной популярностью у читающей публики, так что всего за пять лет их общий тираж достиг нескольких десятков миллионов экземпляров. Президент Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов Юрий Виноградов, автор книги о Пикуле «Сладкая каторга», метко назвал это время «пикулевским ажиотажем». Но вот прошло около 15 лет, не оказался ли предтеча забыт?

     В моей семье творчеством Пикуля заинтересовались в середине 1980-х. Сначала читали его произведения в журналах, затем целенаправленно покупали отдельные книги, которые, к слову, полиграфически были на порядок качественнее изданий тех лет... Мне кажется, если бы не это семейное увлечение, я бы вряд ли вообще услышала о Валентине Пикуле, ведь, к сожалению, школьная программа по отечественной литературе обошла этого замечательного писателя своим вниманием. Удивительно, но моя учительница русского языка и литературы - между прочим, с пятнадцатилетним стажем работы в школе - на вопрос, нет ли в ее кабинете книг Пикуля, удивленно спросила: «А кто это?» Университетские преподаватели истории, рекомендуя произведения Чивилихина и Эйдельмана, Данилевского и Лажечникова, почему-то обходили своим вниманием Пикуля...
     Из разговоров со студентами нескольких московских вузов я обнаружила, что Пикуля из них читали только курсанты Военного университета, причем для большинства это любимейший писатель с детства.
     Почему же сегодня, когда можно купить любые книги, ранее дефицитный писатель не вызывает читательского интереса? Может быть, дело как раз в большом количестве литературы на книжных прилавках: сложно выбрать, у людей разбегаются глаза. Даже в вагоне метро можно увидеть рекламу: «Книга, которую вы так давно ждали», - и ничего не говорящая фамилия автора, и то название, которое потом почему-то не оказывается на слуху.
     Часто удачная экранизация подогревает интерес к первоисточнику, чему ярчайший пример – популярность Сергея Лукьяненко после экранизации «Дозоров». Уже не говорю о том, как потянулись читатели за Булгаковым после «Мастера и Маргариты».
     Но ведь Пикуля тоже несколько раз экранизировали, причем весьма удачно. Так, сериал «Баязет» минимум пять раз был показан по различным каналам. Почему же это не заставило народ обратиться к книжным прилавкам? Сейчас в Питере проходят съемки сериала по роману «Пером и шпагой». Может быть, на этот раз получится увлечь молодежь?
     Несмотря на долгие споры критиков, писателя признали и в литературной среде. Существует премия им. Пикуля за лучшие произведения русской маринистики и баталистики. Каждый год 13 июля, в день рождения писателя, проводятся вечера, посвященные его творчеству… Тем не менее объективно Пикуль сегодня не относится к популярнейшим писателям.
     Впрочем, я уверена, что этот талантливый писатель никогда не забудется. Мне кажется, пройдет какое-то время, и все вновь услышат этого предтечу. Может быть, тогда и настанет национальное возрождение России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex