на главную страницу

12 Сентября 2006 года

Армия и общество

Вторник

«МОНЕТИЗАЦИЯ» В ДЕЙСТВИИ

Подготовил Дмитрий ЮРОВ.



В поле деятельности недавно созданного в Пенсионном фонде Российской Федерации Департамента социальных выплат попадает значительная часть военнослужащих и военных пенсионеров, что, собственно, следует из самого его названия. На вопросы, наиболее интересующие читателей «Красной звезды», отвечает начальник этого департамента генерал-майор запаса Владимир ДАНИЛОВ.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Владимир Николаевич ДАНИЛОВ родился 19 мая 1948 года в г. Челябинске. После окончания в 1971 г. Пермского высшего командно-инженерного училища служил в Ракетных войсках стратегического назначения. В 1982 г. окончил педагогический факультет Военно-политической академии им. В.И. Ленина, а в 1985-м - очную адъюнктуру при Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского.
     Кандидат философских наук, профессор Академии военных наук. Последовательно проходил службу в должностях старшего научного сотрудника Центра оперативно-стратегических исследований Генерального штаба ВС СССР, начальника отдела подготовки материалов для министра обороны - заместителя начальника Управления информации Минобороны СССР, первого заместителя начальника Международно-договорного управления Минобороны РФ.
     С 2004 г. по настоящее время - советник председателя правления Пенсионного фонда РФ, начальник Департамента социальных выплат ПФР.

     

     - Владимир Николаевич, уже почти два года действует наделавший столько шума Федеральный закон № 122-ФЗ, или, как его еще называют, о «монетизации» льгот. С вашей точки зрения, как его реализация сказалась на «социальном самочувствии» военнослужащих, военных пенсионеров?
     - На мой взгляд, главное достижение этого закона в том, что все без исключения его положения точно и неукоснительно проводятся в жизнь. Его миновала печальная судьба ряда законодательных актов социальной направленности прошлых лет, когда прекрасные намерения нередко так и оставались на бумаге, не имея под собой достаточного финансового обеспечения.
     С 1 января 2005 года, когда вступили в силу основные положения вышеназванного закона, всем гражданам, в т.ч. военнослужащим и военным пенсионерам, которые имеют право на государственную социальную помощь, гарантированы ежемесячные денежные выплаты. При этом они имеют возможность получения набора социальных услуг. За первое полугодие 2006 года расходы на ежемесячные денежные выплаты более 16,6 млн. наших граждан составили свыше 86,5 млрд. рублей.
     Естественно, это не могло не сказаться на улучшении «социального самочувствия» имеющих право на государственную социальную помощь военнослужащих и военных пенсионеров. Например, ветеран боевых действий, который принимал участие в афганских событиях или в контртеррористической операции на Северном Кавказе, получает сегодня с учетом отказа от набора социальных услуг ежемесячную денежную выплату в размере 1.265 руб. или 788 руб. при сохранении набора социальных услуг.
     - Каким образом военнослужащий или военный пенсионер, имеющий право на государственную социальную помощь в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, может узнать, какие и в каком объеме ему положены соответствующие выплаты и льготы? Как и кем организована эта работа?
     - Гражданам, проходящим военную службу, по всем вопросам, касающимся мер государственной социальной поддержки, следует обращаться в первую очередь в соответствующие кадровые и финансовые органы воинских частей и учреждений. Кроме того, они, а также военные пенсионеры могут получить исчерпывающие разъяснения в территориальных органах Пенсионного фонда.
     Если военнослужащие и военные пенсионеры подпадают под действие Федерального закона № 122-ФЗ, то они обращаются за назначением ежемесячной денежной выплаты в Пенсионный фонд по месту своего жительства (в отдельных случаях данная выплата назначается по месту службы). Хочу подчеркнуть, что речь идет о тех гражданах, которые впервые приобрели право на ежемесячную денежную выплату. Читателям «Красной звезды» также важно знать, что те из них, кто имеет эту выплату, должны до 1 октября 2006 г. определиться в отношении получения набора социальных услуг в 2007 году.
     - Какие документы и в какие сроки необходимо подать военнослужащим и военным пенсионерам в Пенсионный фонд в случае отказа или сохранения ими права на набор социальных услуг?
     - Нормами статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
     Заявление об отказе от получения в следующем году набора социальных услуг (социальной услуги) подается в срок до 1 октября текущего года. Если такое заявление не подано, то набор социальных услуг автоматически сохраняется.
     Гражданину, который обратился в территориальный орган ПФР с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий его личность (паспорт гражданина Российской Федерации или заменяющий его документ: удостоверение личности военнослужащего, военный билет и т.д.). Для иностранных же граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, таким документом является соответствующий вид на жительство, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.
     - Из каких частей состоит набор социальных услуг? Можно ли отказаться не от всего пакета, а частично?
     - Состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включает в себя две части. Во-первых, это дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Во-вторых, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
     Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью либо от одной из его частей.
     Стоимость всего набора социальных услуг на сегодняшний день составляет 477 рублей, в том числе стоимость первой части – 424 рубля, а второй – 53 рубля.
     - Ваши рекомендации нашим читателям, которые еще не приняли решения в отношении набора социальных услуг?
     - Хотелось бы посоветовать читателям «Красной звезды», которые имеют право на получение набора социальных услуг, очень внимательно и ответственно подойти к принятию решения об отказе от него. Здесь, как говорится, семь раз отмерь и один раз отрежь.
     Имеющийся опыт свидетельствует о том, что наши граждане, выбирая деньги вместо натуральных льгот, в итоге нередко несли ощутимые потери. Например, отказываясь от дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе от бесплатных лекарств, они вынуждены были затем тратить на эти лекарства значительно больше денежных средств, чем те суммы, которые они получили взамен этого.
     - Осуществляется ли индексация ежемесячных денежных выплат с учетом реального уровня инфляции?
     - В силу норм действующего законодательства Российской Федерации размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.
     За прошедший период ежемесячные денежные выплаты были проиндексированы дважды. Так, с 1 августа 2005 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 419 «Об утверждении коэффициентов индексации (увеличения) с 1 августа 2005 года базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2005 года размера страховой части трудовой пенсии» размер выплачиваемой ежемесячной денежной выплаты был увеличен на коэффициент индексации, равный 1,06.
     Второй раз размер ежемесячной денежной выплаты был проиндексирован с 1 апреля 2006 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 165 «Об утверждении с 1 апреля 2006 года коэффициента индексации базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии» на индекс увеличения 1,085.
     - Если взять конкретные категории льготников, то какие льготы имеют военнослужащие из числа участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС?
     - Военнослужащие, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеют право на такие же меры социальной поддержки, что и гражданские лица.
     Данной категории граждан меры социальной поддержки устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС».
     В частности, нормами статьи 27.1 данного закона установлено, что участники-ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы имеют право на ежемесячную денежную выплату. При этом они имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг (социальной услуги).
     Кроме того, если гражданин указанной категории льготников имеет одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими федеральными законами, то ему устанавливаются две ежемесячные денежные выплаты.
     - Владимир Николаевич, в редакцию поступает множество вопросов о размере ежемесячной денежной выплаты военнослужащим, которые во время Великой Отечественной войны не входили в состав действующей армии и в настоящее время являются инвалидами. Почему их выплаты меньше, чем у инвалидов войны, которые ежемесячно получают 2.000 рублей? Как вы можете прокомментировать данную ситуацию?
     - В правовом смысле ситуация крайне сложная и рассматривалась на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Точку в данном вопросе поставил Конституционный суд Российской Федерации.
     В своем Определении от 04.04.2006 г. № 89-О он определил, что взаимосвязанные нормативные положения статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» (именно в этом подпункте поименованы военнослужащие, которые во время Великой Отечественной войны не входили в состав действующей армии), являющихся инвалидами, которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, чем иным категориям участников Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами.
     В этой связи территориальные органы Пенсионного фонда РФ установили данной категории военнослужащих с 4 апреля 2006 года ежемесячную денежную выплату в размере 2.000 рублей как инвалидам войны.
     - Как отразилось на Героях Советского Союза, Героях Российской Федерации, полных кавалерах ордена Славы, а также на Героях Социалистического Труда из числа военнослужащих и военных пенсионеров принятие норм Федерального закона № 122 о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федерального закона от09.05.2006 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»? На что они должны обратить внимание?
     - Перечисленные выше федеральные законы внесли существенные изменения в положение указанных лиц. Взамен льгот и компенсаций, которые им предоставлялись, введена ежемесячная денежная выплата, которая может устанавливаться Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, а также Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы. При этом за ними сохраняются льготы по первоочередному медицинскому обслуживанию, первоочередному приобретению лекарств и ряд других льгот, не требующих финансовых затрат государства. Исключением является только компенсация расходов на автомобильное топливо, которая предоставляется Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы независимо от того, продолжают ли они пользоваться натуральными льготами или получают ежемесячную денежную выплату.
     Следует иметь в виду, что указанные лица, а также в случае их смерти вдовы и другие члены семьи, имеющие право на ежемесячную денежную выплату и желающие в следующем календарном году получать ее, должны обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с соответствующим заявлением до 1 октября текущего года. Если указанное заявление до 1 октября текущего года не подано, в следующем календарном году им будут предоставляться натуральные льготы, т.е. до 1 октября необходимо определиться, что важнее: предоставляемые льготы или деньги. Так, по состоянию на 1 октября 2006 года ежемесячная денежная выплата Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы устанавливается в размере 27.125 рублей, а Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - в размере 20.000 рублей.
     - Очень много писем поступает в редакцию от работающих военных пенсионеров. Из ПФР им регулярно приходят так называемые «письма счастья» (извещения) об отчислении с их зарплат, но вторую пенсию они не получают. Насколько известно, вопрос этот не раз обсуждался, а в каком состоянии находится его решение сейчас?
     - Согласно действующему пенсионному законодательству военные пенсионеры, получающие пенсию по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и одновременно работающие по трудовому договору, могут приобрести и реализовать свое право только на накопительную часть трудовой пенсии. Для получения страховой части трудовой пенсии одновременно с военной пенсией в настоящее время правовых оснований не имеется.
     Вопрос о праве на получение страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, наряду с получением военной пенсии рассматривался Конституционным судом Российской Федерации. Согласно вынесенному Определению от 11.05.2006 г. № 187-О федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.
     Полагаю, что с указанной даты работающие по трудовому договору военные пенсионеры при соблюдении определенных условий (возраст и трудовой стаж) будут иметь право на одновременное получение указанных выплат.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex