на главную страницу

12 Сентября 2006 года

МЕДИЦИНА XXI

Вторник

МОНИТОР ВМЕСТО СКАЛЬПЕЛЯ

Вадим КОЖУХОВСКИЙ.



В феврале нынешнего года в клиниках Самарского военно-медицинского института состоялось значимое событие. Впервые в практике этого лечебного учреждения хирург, не применяя скальпель, успешно выполнил стентирование - протезирование коронарной артерии сердца пациенту с острым инфарктом миокарда.
  Новые уникальные методики спасения человеческих жизней появились в клиниках после подключения к лечебному процессу сравнительно молодой отрасли медицины - ангиохирургии. Сегодня ей пророчат перспективное будущее.

     
Добраться до бляшки

     Взять, к примеру, «болезнь века» с высоким показателем летальности - атеросклероз (переизбыток холестерина в крови). Этот недуг развивается незримо для человека - излишки холестериновых молекул постепенно группируются и образуют так называемую бляшку. Она двигается по артериям, пока не зацепится за стенку какого-нибудь сосуда. Со временем злополучная бляшка лишает питательных веществ и кислорода участок, который снабжается данным сосудом. Если сужен сосуд шеи или головы, человеку грозит инсульт, если сердца - инфаркт.
     Небольшую атеросклеротическую бляшку можно рассосать медикаментами, но противостояние крупной требует радикальных мер. До недавнего времени при поражении сосудов сердца едва ли не панацеей было так называемое аортокоронарное шунтирование. Что это такое? Грудная клетка распиливается, раскрывается, сосуды отжимаются, пораженный - вскрывается, прочищается и т.д. Операция сложная, трудоемкая, опасная, требующая подключения искусственного кровообращения. Тем не менее она освоена хирургами и проводится уже несколько десятков лет - жизни ведь нужно как-то спасать.
     Как правило, такие операции выполняет бригада из 3 – 4 врачей. Если даже все завершается без осложнений, что случается далеко не всегда, больного ожидает 2 — 3-дневное пребывание в реанимации. Затем он три недели проводит в отделении под наблюдением врача (перевязки, извлечение дренажей и т.д.) и, наконец, еще полгода приходит в себя в ходе реабилитационного периода. Не факт, что у него стабилизируется давление, а организм придет в норму, поэтому люди нередко отправляются на инвалидность.
     Так было, пока не заявила о себе ангиохирургия с малотравматичным вмешательством в человеческий организм. Ее рождение произвело революционный переворот в хирургической практике. Еще бы, ведь теперь бригаду врачей со скальпелями и штопальным материалом фактически заменил один хирург, вооруженный компьютерным ангиографом (аппаратурой визуального контроля) и микроэндоскопическим инструментарием, но главное, «охота» на бляшки перестала быть сопряжена с «потрошением» пациента - операция проводится изнутри сосуда.
     
Путешествие по сосудам

     Обнаруживать бляшки врачи научились давно. Подспорьем им стали не только старик-рентген, но и ультразвук, компьютерная и магнитно-резонансная томография, а также контрастные вещества, которые вводятся в кровь и «подсвечивают» на мониторе проблемные участки. Это, собственно, и есть ангиография - визуализация сосудов и полостей в организме для выявления различных заболеваний.
     Со временем медики отважились не только сканировать внутренности человека, но и проникать в них без участия скальпеля. Так во второй половине 80-х годов прошлого века пробились первые ростки внутрисосудистой хирургии. Сегодня ее развитие проходит нарастающими темпами. Если раньше ангиографы использовались главным образом в интересах диагностики, а на хирургию приходилось лишь 0,2 процента случаев их применения, то сейчас эта цифра перешагнула отметку 50 процентов.
     Ноу-хау выглядит так. Через пункцию на бедре пациента хирург вводит в артерию своеобразную струну, к которой прикреплен нужный инструмент (лекарство, сжатый до времени протез и т.д.). Струна проталкивается по сосудам до пораженного участка, причем все передвижения концевика отображаются на мониторе. В дальнейшем в зависимости от ситуации врач либо восстанавливает просвет сосуда изнутри при помощи стента-каркаса (т.н. ангиопластика), либо перекрывает сосуд, чтобы, например, прекратить кровоснабжение опухоли (т.н. эмболизация), либо напрямую воздействует на нужную зону медикаментом.
     Таким образом, хирургия обрела уникальную возможность излечивать недуг, не травмируя органы и ткани пациента, избежать кровотечения и воздействовать лекарствами и инструментами только на измененные болезнью участки сосудов. Отпала необходимость и в применении общего наркоза: больному делается лишь внутривенное обезболивание.
     
Доктор Сухоруков

     В клиниках Самарского военно-медицинского института ангиохирургические вмешательства начали применять с 2005 года. Всего их провели здесь уже свыше 30. Вышеупомянутое стентирование, особенно сложную операцию, выполнил преподаватель кафедры хирургии врач высшей категории кандидат медицинских наук Валерий Сухоруков.
     Биография этого человека примечательна. Выпускник военно-медицинского факультета при Куйбышевском мединституте (1982 г.), он проходил службу военным врачом, был удостоен ордена «За службу Родине в ВС СССР», но в 1990-м в должности ведущего хирурга соединения попал под маховик сокращений и перешел работать в гражданское здравоохранение, где направил свою энергию на научный поиск. Стажировался в клиниках Западной Европы, а в 1994 году одним из первых в России выполнил ангиостентирование. Сегодня на его счету около 10 тысяч ангиохирургических вмешательств, в том числе более 3.000 серьезных операций, позволивших продлить людям жизнь. Не так давно Валерий Васильевич вновь вернулся в военную медицину.
     - Ангиохирургия являет собой согласие высоких технологий и потребностей медицины, - говорит Сухоруков. - Дело даже не в том, что эта методика сократила время хирургического вмешательства. Восстанавливая функции сосудов таким гуманным для организма способом, мы неизмеримо повышаем качество дальнейшей жизни пациента. Желаемый результат достигается без травмирования организма, пациент выписывается без единого шва уже через 3 дня после операции. Человек не «списан» инвалидом на таблетки, он трудоспособен, радуется жизни.
     
Заслон смертности

     Надо сказать, что приживалась ангиохирургия не на ура. Поначалу отношение к ней в среде врачебного сообщества и в коридорах менеджмента от здравоохранения было весьма консервативным. К тому же сказывался и дефицит специалистов, способных ориентироваться в компьютерном обеспечении новой аппаратуры.
     Сегодня малотравматичные операции стали неотъемлемой частью лечения не только сосудистых заболеваний, но и недугов печени, почек, мочевыводящей и половой систем, бронхов и т.д.
     - Ангиометодики существенно увеличили возможности медицины. Отныне хирургия может предложить реальную помощь даже тем пациентам, оперировать которых мало кто решался из-за непредсказуемости исхода, - продолжает свою мысль Сухоруков. – Например, операции по ликвидации аневризма сосуда головного мозга. Что было раньше? Трепанация черепа, чрезвычайный риск и высокая, до 50 процентов, летальность. Теперь же благодаря ангиографу хирург проникает к поврежденному месту прямо по сосуду и формирует запорную пробку внутри него.
     Конечно, не все еще подвластно ангиохирургам, но статистика впечатляет. Существующая в развитых странах медицинская практика такова, что уже около 60 процентов операций на сосудах не обходится без методов ангиохирургии, а в Москве и Санкт-Петербурге их применение позволило снизить смертность от инфарктов миокарда в 4 раза.
     В России существует ряд лечебных учреждений, которые серьезно работают в этой области. В гражданском здравоохранении, кроме обеих российских столиц, ангиохирургические операции выполняют в Красноярске и Краснодаре, Нижнем Новгороде и Омске, в Томске и в Новосибирском НИИ патологии кровообращения (клиника Мешалкина). В Самаре первая такая операция была проведена на базе областной больницы им. Калинина еще в 1993 году. Что же касается военной медицины, то здесь вся мощь внутрисосудистой хирургии представлена только в центральных лечебных учреждениях. Теперь к ним добавились и клиники Самарского военно-медицинского института.
     
Что дороже?

     В настоящее время самарские военные медики используют в своей работе отечественный ангиограф, но его возможности, увы, не всегда обеспечивают высокую точность хирургических манипуляций. Между тем эффективная аппаратура зарубежного производства стоит около 2 миллионов евро. Не дешевы и расходные материалы, которые в большинстве случаев оплачивают пациенты. К примеру, импортные сердечные стенты стоят 1-2 тысячи долларов. В нашей стране их пока не производят.
     - Однако если сравнить затраты на ангиохирургию с бюджетными расходами, связанными с оказанием традиционной хирургической помощи, а это не только сама операция, но и реабилитация, социальная адаптация пациента, оплата инвалидности и прочие материальные факторы, то выяснится, что новая методика не дороже, - считает начальник Самарского военно-медицинского института генерал-майор медицинской службы Сергей Усик. – Не случайно во многих странах и в российских специализированных центрах ангиохирургические вмешательства поставлены на поток, ангиографы работают в две смены, что позволяет оперировать по 20 – 30 человек ежедневно.
     О колоссальной востребованности ангиохирургии свидетельствуют и показатели распространенности сердечно-сосудистых заболеваний, а также их лидерство в структуре смертности и инвалидизации (53 процента).
     Нельзя сбрасывать со счетов и «омоложение» атеросклероза, которому все больше оказывается подвержен действующий личный состав Вооруженных Сил, а также тот факт, что пенсионеры силовых ведомств получают медпомощь в условиях военно-лечебных учреждений. Сама жизнь взывает к скорейшему оснащению последних качественными ангиохирургическими комплексами. Нужно ли говорить, что это отвечает интересам национальных проектов в области здравоохранения и демографии?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex