на главную страницу

16 Сентября 2006 года

Планета людей

Суббота

Догнали Америку

Валерий СЕМЕНОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».




     Нехватка нефтеперерабатывающих мощностей в России по-прежнему дает о себе знать, негативно сказываясь как на экономической ситуации в стране, так и на благосостоянии рядовых граждан. Цены на бензин продолжают расти, что каждодневно ощущают на себе миллионы автовладельцев. Средняя цена литра 92-го бензина в Москве составляет уже более 19 рублей, что превышает уровень США! У американцев бензин, аналогичный отечественным маркам Аи 92 и Аи 95, стоит в среднем по Штатам приблизительно 18,8 рубля за литр. О разнице в уровнях оплаты труда в России и США напоминать при этом, наверное, не стоит.
     Причины сложившегося положения в общем-то хорошо известны и правительству, и широкой общественности. В частности, в России, вышедшей на первое место в мире по экспорту «черного золота», не хватает имеющихся мощностей нефтепереработки. Налоговые условия хозяйствования таковы, что нефтяным компаниям экономически выгоднее продавать продукцию на мировом рынке, чем «вкладываться» в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и продавать произведенный бензин и другие виды топлива на внутреннем рынке.
     О состоянии российской нефтепереработки не раз писали центральные газеты, в том числе «Красная звезда». Россия продолжает в основном жить за счет того промышленного потенциала, который остался от советского времени. Для несведущих сообщим: большинство из 25 российских НПЗ работают свыше 40 лет. Только шесть введены в строй после 1960 года. К тому же технологический уровень оборудования существенно уступает западному. Показатель глубокой переработки нефти в нашей стране – чуть более 20%, в то время как у американцев – 73%.
     Нельзя сказать, что ведущие российские компании так уж безучастны к сложившейся ситуации. В рамках возможностей социально ответственные из них вкладывают значительные средства в модернизацию своих НПЗ. Так, «ЛУКОЙЛ» намерен инвестировать в модернизацию своих российских нефтеперерабатывающих заводов к 2014 году около 2 млрд. долларов и увеличить объемы производства высококачественных нефтепродуктов. На днях вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун заявил, что компания планирует в течение 10 лет повысить долю переработки от общего объема добычи нефти до 75%.
     По его словам, «ЛУКОЙЛ» значительно увеличит объем переработки. В частности, на заводе в Кстове (Нижегородская область) – на 80%, до 20 млн. тонн нефти в год, а в Волгограде - на 50%, до 15 млн. т. В «ЛУКОЙЛе» рассматривают, кроме того, возможность строительства нового НПЗ на территории РФ.
     Импульс к ускорению развития отечественной нефтепереработки дал Президент РФ Владимир Путин. В апреле с.г. на совещании в Томске по вопросам социально-экономического развития субъектов Сибирского федерального округа он указал на необходимость при развитии трубопроводной системы заранее подумать «о создании на нашей территории перерабатывающих топливно-нефтяных комплексов, заводов и предприятий, чтобы наша экономика и наши граждане извлекали максимальную выгоду из возможностей страны». В частности, речь шла о том, чтобы государственная «Роснефть» приступила к строительству нового НПЗ мощностью 20 млн. тонн уже в 2007 году (стоимость постройки оценивается в 60–80 млрд. рублей). Правда, большую часть нефтепродуктов нового НПЗ, намечаемого к строительству в районе конечной точки нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, планируется экспортировать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и оставшихся объемов хватило бы на удовлетворение внутреннего спроса этого российского региона.
     Естественно, что государственная «Роснефть» выполнит, надо думать, рекомендацию главы государства. На этой неделе она презентовала свою новую нефтеперерабатывающую стратегию, предусматривающую направить на развитие нефтепереработки до 2012 года 2,5 млрд. долларов. Упор будет сделан на модернизацию Туапсинского НПЗ, мощность которого возрастет на 8 млн. тонн - до 12 млн. тонн в год (при этом увеличится глубина нефтепереработки - до 95%). Модернизации подвергнется также Комсомольский НПЗ.
     О намерении ввести в строй в России дополнительные нефтеперерабатывающие мощности заявили и другие крупные компании: «Сургутнефтегаз» ведет речь о НПЗ мощностью 12 млн. тонн, а «Татнефть» - о целом производственном комплексе в Нижнекамске, включающем два нефтеперерабатывающих и один нефтехимический заводы (для переработки 7 млн. тонн высокосернистой нефти).
     Но для реализации задуманного нефтяным компаниям потребуется, даже при самом благоприятном налоговом климате, не меньше 4—5 лет, а стране нужен дешевый и качественный бензин уже сегодня. Поэтому в минувший вторник председатель Правительства РФ Михаил Фрадков провел совещание с руководителями ведущих нефтяных компаний и министрами экономического блока, чтобы проанализировать ситуацию на рынке и обсудить конкретные вопросы по обеспечению страны бензином и дизельным топливом.
     Премьер указал на то, что наибольший вклад в темпы инфляции в стране (7,1% с начала года) внес рост цен на нефтепродукты (на бензин на 9,3%) и на сельхозпродукцию. Нельзя не согласиться с его мнением о важности сдерживания дальнейшего роста цен на нефтепродукты, ведь, как заметил глава правительства, цены на бензин – «это тема, которая обсуждается в обществе, тема социальная».
     В свою очередь нефтяники постарались заверить федеральную власть, что оснований ожидать дальнейшего ухудшения ситуации нет. Выступивший на совещании президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов отметил, что цены на нефтепродукты стабилизируются, и возможно даже некоторое их снижение. С ним согласен глава Минэкономразвития Герман Греф, считающий, что до конца года цены на нефтепродукты могут даже снизиться – правда, символически - на 0,3%.
     Судя по официальным заявлениям представителей правительства, власти и нефтяные компании вновь, как и осенью прошлого года, договорились о стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. При этом в экономическом блоке правительства, кажется, понимают, что административными мерами по регулированию цен и «джентльменскими договоренностями» ситуацию существенно не выправить. Нужны рыночные антиинфляционные решения. Ожидается, что будет введен дифференцированный акциз на автомобильное топливо, чтобы стимулировать более глубокую переработку нефти, а также создана биржа нефтепродуктов.
     Хотя, по мнению экспертов, в российских условиях биржа, наверное, мало что сможет изменить. Ведь ведущие компании стремятся перерабатывать нефть на своих НПЗ и продавать бензин через свою сеть НПЗ. Разумнее, думается, с учетом отечественных реалий менять в первую очередь налогообложение НПЗ (снижать НДС, единый социальный налог и т.д.), что вполне возможно, особенно принимая во внимание огромный профицит федерального бюджета. Но учитывая неповоротливость законотворческого механизма в России, радикальных перемен на рынке бензина в ближайшее время ожидать, к сожалению, не приходится. Словом, платить будем, как американцы, а жить…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex